Музеи вздохнут спокойно — какое-то время им теперь не грозит выведение их Рембрандтов из списка шедевров в разряд "повторение", "ученики", "школа". Коллекционеры могут ликовать — если у кого-то есть непроверенный Рембрандт, его шансы остаться под великим именем сильно возрастают. Конечно, выиграют аукционы — цены на то, что RRP признал подлинным, взлетают автоматически, а пересмотр атрибуции светит не скоро. Но, сама того не зная, получит дивиденды от прекращения проверки знаменитых полотен на прочность и простая публика — мы все любим потреблять самое лучшее, и как бы абстрактно ни хороша была картина, подпись на этикетке под ней делает кассу — в прямом и переносном смысле.
Rembrandt Research Project — далеко не первая попытка каталогизировать Рембрандта и отделить зерна от плевел. Начиная с 1836 года, с каталога Джона Смита, который нашел в мире 588 Рембрандтов, почти каждые 30 лет (а иногда и чаще) выходил в свет новый корпус живописных работ великого голландца. Количество полотен, вошедших в 19 имеющихся на данный момент каталогов, колеблется от 714 в 1923 году (каталог Валентинера) до 250, заявленных в 1989-м находившимся тогда в самом расцвете RRP.
Последнее число было просто убийственным. Кроме того, оно выводило из рембрандтовского наследия вещи первого ряда, являвшиеся звездами своих собраний: например, "Портрет человека в золотом шлеме" из Картинной галереи Берлина, "Польский всадник" из коллекции Фрика в Нью-Йорке, "Автопортрет в берете" из британского Королевского собрания или "Смеющийся человек" из музея Маурицхейс в Гааге. Недовольство, если не сказать больше, музейщиков и коллекционеров разгоралось с каждым днем. Позиция пуристов из RRP имела под собой основания — к моменту создания проекта Рембрандтов в мире было явно многовато. Но строгость и категоричность мнения новых каталогизаторов была уникальной.
Первый "внутренний" скандал разгорелся в 1993 году, когда четверо старших участников проекта подали в отставку в связи с тем, что их более молодой коллега, Эрнст ван де Ветеринг, выступил за более гибкий подход к атрибуции. Он говорил о том, что Рембрандт в течение своей жизни постоянно менялся, что необходима тотальная проверка полотен точными методами атрибуции (дендрохронология, химический и физический анализ пигментов и холста, инфракрасная рефлектография, рентген), использовал в своих исследованиях остроумные ходы вроде изучения офортов Рембрандта в зеркальном отражении, что делало их схожими с рисунками, которые могли читаться как подготовительные к картинам. Оставшись в одиночестве и во главе RRP, ван де Ветеринг увеличил число картин, в которых "авторство Рембрандта установлено уверенно", до 320. Многие коллеги считают, что это уже многовато, но за последние 25 лет слову ван де Ветеринга привыкли верить.
Сейчас молодому бунтарю 72 года, и он говорит, что продолжателей его дела нет. С финансированием тоже туго, и проект закрывается. Выпущено пять томов каталога, в которых отработано только 240 бесспорных полотен мастера, остальные 80 ван де Ветеринг обещает описать в своем окончательном Корпусе. За четыре десятилетия RRP из пуристского меча искусствоведческого правосудия превратился в авторский проект одного ученого, который хоть и вернул имя Рембрандта десяткам отказников, но все-таки оставался грозой на коллекционерском небосклоне. Сегодня эта эпоха уходит.
Коммерсантъ