Рембрандтам вышла амнистия

В Амстердаме объявили о закрытии Rembrandt Research Project (RRP) — финансировавшегося из госбюджета исследовательского проекта, начавшего свою деятельность в 1968 году. Его целью было отделить несомненные с точки зрения авторства полотна Рембрандта от работ его "школы" или "круга". За 42 года количество признанных подлинными рембрандтовских картин снизилось более чем вдвое, под подозрение попали некоторые чуть ли не самые знаменитые его работы. Рассказывает КИРА ДОЛИНИНА.


Музеи вздохнут спокойно — какое-то время им теперь не грозит выведение их Рембрандтов из списка шедевров в разряд "повторение", "ученики", "школа". Коллекционеры могут ликовать — если у кого-то есть непроверенный Рембрандт, его шансы остаться под великим именем сильно возрастают. Конечно, выиграют аукционы — цены на то, что RRP признал подлинным, взлетают автоматически, а пересмотр атрибуции светит не скоро. Но, сама того не зная, получит дивиденды от прекращения проверки знаменитых полотен на прочность и простая публика — мы все любим потреблять самое лучшее, и как бы абстрактно ни хороша была картина, подпись на этикетке под ней делает кассу — в прямом и переносном смысле.


Rembrandt Research Project — далеко не первая попытка каталогизировать Рембрандта и отделить зерна от плевел. Начиная с 1836 года, с каталога Джона Смита, который нашел в мире 588 Рембрандтов, почти каждые 30 лет (а иногда и чаще) выходил в свет новый корпус живописных работ великого голландца. Количество полотен, вошедших в 19 имеющихся на данный момент каталогов, колеблется от 714 в 1923 году (каталог Валентинера) до 250, заявленных в 1989-м находившимся тогда в самом расцвете RRP.


Последнее число было просто убийственным. Кроме того, оно выводило из рембрандтовского наследия вещи первого ряда, являвшиеся звездами своих собраний: например, "Портрет человека в золотом шлеме" из Картинной галереи Берлина, "Польский всадник" из коллекции Фрика в Нью-Йорке, "Автопортрет в берете" из британского Королевского собрания или "Смеющийся человек" из музея Маурицхейс в Гааге. Недовольство, если не сказать больше, музейщиков и коллекционеров разгоралось с каждым днем. Позиция пуристов из RRP имела под собой основания — к моменту создания проекта Рембрандтов в мире было явно многовато. Но строгость и категоричность мнения новых каталогизаторов была уникальной.


Первый "внутренний" скандал разгорелся в 1993 году, когда четверо старших участников проекта подали в отставку в связи с тем, что их более молодой коллега, Эрнст ван де Ветеринг, выступил за более гибкий подход к атрибуции. Он говорил о том, что Рембрандт в течение своей жизни постоянно менялся, что необходима тотальная проверка полотен точными методами атрибуции (дендрохронология, химический и физический анализ пигментов и холста, инфракрасная рефлектография, рентген), использовал в своих исследованиях остроумные ходы вроде изучения офортов Рембрандта в зеркальном отражении, что делало их схожими с рисунками, которые могли читаться как подготовительные к картинам. Оставшись в одиночестве и во главе RRP, ван де Ветеринг увеличил число картин, в которых "авторство Рембрандта установлено уверенно", до 320. Многие коллеги считают, что это уже многовато, но за последние 25 лет слову ван де Ветеринга привыкли верить.

Сейчас молодому бунтарю 72 года, и он говорит, что продолжателей его дела нет. С финансированием тоже туго, и проект закрывается. Выпущено пять томов каталога, в которых отработано только 240 бесспорных полотен мастера, остальные 80 ван де Ветеринг обещает описать в своем окончательном Корпусе. За четыре десятилетия RRP из пуристского меча искусствоведческого правосудия превратился в авторский проект одного ученого, который хоть и вернул имя Рембрандта десяткам отказников, но все-таки оставался грозой на коллекционерском небосклоне. Сегодня эта эпоха уходит.


Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе