Самые ожидаемые выставки 2019 года в российских музеях

Цяньлун, Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон, воссоединение Комара с Меламидом и Морозова со Щукиным, а также другие выставки, которые мы увидим в 2019 году в Москве и Санкт-Петербурге


Фрэнсис Бэкон. Эскиз к портрету. 1952. Фото: Estate of Francis Bacon, DACS 2018

Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и лондонская школа

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

4 марта — 20 мая

Проект, ради которого лондонский музей Тейт покинут более 80 первоклассных работ, включая произведения Франка Ауэрбаха, Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда, Майкла Эндрюса и других художников из группы, объединенной вынесенным в название выставки понятием. Это самая значительная глава в истории современного британского искусства, а произведения этих художников раз за разом бьют аукционные рекорды, расходясь по частным собраниям. Любопытно, что впервые будут выставлены произведения этих мастеров, которые принадлежат российским коллекционерам. Показ планируется дополнить музыкальным фестивалем, подготовленным совместно с Британским советом.


Илья Репин. «Не ждали». 1884–1888. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Илья Репин. Ретроспектива

Государственная Третьяковская галерея, Новая Третьяковка

5 марта — 18 августа

Одна из главных выставок музея в будущем году будет посвящена 175-летию Ильи Репина. На ней планируют представить более 100 полотен и столько же графических работ из российских и зарубежных собраний. Помимо хрестоматийных «Бурлаков на Волге» и «Не ждали», зрители увидят огромное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…», которое привезут из Русского музея. Не исключено, что для транспортировки холста размером 4 на 8 м снова понадобится специальный вагон, в котором он уже путешествовал из Петербурга в Москву. Проект в столице станет первым из серии выставок, которые пройдут к юбилею художника в России и Европе.

Отдельная мультимедийная программа на антресолях зала на Крымском Валу будет посвящена открытиям, сделанным учеными во время реставрационных работ над картиной «Иван Грозный и сын его Иван…», поврежденной вандалом в мае этого года.
Затем выставка отправится в Санкт-Петербург, где ее можно будет увидеть в Корпусе Бенуа Русского музея с октября 2019 года по январь 2020 года.


Неизвестный художник. «Портрет императора Цяньлуна». Фото: Музеи Московского Кремля

Сокровища императорского дворца Гугун. Эпоха процветания Китая в XVIII веке

Музеи Московского Кремля

15 марта — 30 мая

Новая выставка из серии международных проектов Музеев Кремля, в рамках которой многие годы в Москву привозят подлинные и весьма дорогостоящие сокровища мировых столиц. На сей раз нам покажут роскошь Китая XVIII века — до того, как ему на голову свалилась Британская империя. Эта выставка из собрания пекинского Музея дворца (Гугун) будет посвящена преимущественно времени правления императора Цяньлуна (1736–1796), а также придворному церемониалу династии Цин. Парадные одеяния, украшения, каллиграфия, посуда и музыкальные инструменты — эти предметы позволят в полной мере ощутить экзотику Китайской империи. Кстати, Кремль в ответ отправит в Гугун экспозицию «Церемониалы российского императорского двора», чтобы китайцы, в свою очередь, поохали над русской экзотикой.


Виталий Комар и Александр Меламид. «Мавзолей». 1992. Фото: Московский музей современного искусства

Комар и Меламид

Московский музей современного искусства

19 марта — 2 июня

Ретроспективная выставка, на которой будет показано творчество художников, придумавших соц-арт и тем самым изменивших картину нашего мира. В экспозиции, кураторами которой станут Иосиф Бакштейн и Андрей Ерофеев, покажут все: от первых работ 1972 года и до распада коллектива в 2003 году. Это будут и картины, и инсталляции, а также документация перформансов и знаменитой выставки 1992 года «Монументальная пропаганда».


Константин Сомов. «Зима. Каток». 1915. Фото: Государственный Русский музей

Константин Сомов. К 150-летию со дня рождения

Русский музей, Инженерный замок

Июнь — август

Монографический проект, посвященный 150-летию со дня рождения одного из самых изящных художников Серебряного века. На выставке покажут более 100 живописных и графических работ Сомова в самых разных жанрах. Помимо крупных российских музеев, в проекте принимают участие частные коллекционеры, что делает его еще более любопытным.




Павел Беньков. «Таджик с пиалой». 1928–1929. Фото: Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник

Павел Беньков и Николай Фешин

Музей русского импрессионизма

5 июня — 24 сентября

Музей русского импрессионизма любит воскрешать для зрителей забытые имена, особенно удачно это выходит с художниками, чье наследие потерялось из-за революции, Гражданской войны и эмиграции. После монографических выставок забытой репинской ученицы Елены Киселевой и почему-то впервые собранного в одном месте Давида Бурлюка нам покажут тандем Николая Фешина и Павла Бенькова. Фешин уже известен многим, его попадание в список важных русских художников (и самых дорогих на аукционах) стало событием 2000-х годов. А вот Павел Беньков, вместе с которым Фешин учился в казанском училище и Академии художеств, менее популярен. После учебы и революционных лет они вернулись в Казань и сами стали преподавать, поделив всех студентов училища на «беньковцев» и «фешинцев». Потом оба уехали: один — в солнечный Нью-Мексико, другой — в не менее солнечный Узбекистан. Выставка будет построена на творческом диалоге двух друзей, выбравших настоящую и внутреннюю эмиграцию. Помимо российских музеев и частных коллекционеров, картины приедут из США и Узбекистана.


Джон Акомфра. «Пурпур». 2017. Фото: Кадр из видеоинсталляции © Smoking Dogs Film.
Предоставлено галереей Lisson

Грядущий мир: экология как новая политика, 2030–2100

Музей современного искусства «Гараж»

28 июня — 1 декабря

Летом в «Гараже» откроется большой проект, который представит работы более 50 художников со всего мира, озабоченных проблемами экологии и осознанного потребления и развивающих эту тему в своем творчестве. «Грядущий мир» превратит музей в площадку для встреч экспертов, ученых, активистов, теоретиков и практиков экоинициатив. В рамках выставки будут показаны новые проекты программ Garage Atrium Commissions и Garage Square Commissions — инсталляция китайского художника Хуан Юнпина и работа дуэта из Пуэрто-Рико Аллора и Кальсадилья.


Александр Дейнека. «Портрет художника К.А.Вялова». 1923. Фото: Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки

Дейнека — Самохвалов

Манеж, Санкт-Петербург

Осень 2019

К 120-летию со дня рождения Александра Дейнеки в Петербурге пройдет большая выставка, в которой примут участие 18 музеев. Любопытно, что она будет построена по принципу диалога с другим великим певцом советского спорта — Александром Самохваловым. Картины современника Дейнеки удачно дополнят экспозицию, позволяя более детально рассмотреть ту звонкую и солнечную эпоху с позиций и московской, и ленинградской школ.




Лучо Фонтана. Работа из серии «Распятие». Фото: Cambi Auction House


Лучо Фонтана

Мультимедиа Арт Музей, Москва

Октябрь 2019 — февраль 2020

Один из мэтров нефигуративного искусства известен прежде всего своими однотонными картинами с прорезями. Выставка, которая приедет в Москву, будет посвящена другим его любимым вещам — католическим распятиям, которые он перетолковывает со всей фантазией теоретика абстракционизма. Его кресты, которые он создавал в 1948–1961 годах, сделаны из керамики и выглядят психоделическими.



«Ашшурбанапал верхом на коне во время охоты на львов». Ассирийский рельеф. Фото: Британский музей

Искусство Ассирии. Из коллекции Британского музея

Государственный Эрмитаж

Декабрь 2019 — 2020

Эрмитаж сам по себе владеет неплохой коллекцией ассирийских древностей, но она, конечно, не сравнится с собранием Британского музея, пополнявшимся прямо из свежих раскопов, сделанных учеными Британской империи. Неудивительно, что лондонское собрание ассирийских редкостей оказалось лучшим в мире. В Петербург отправится представительный набор месопотамских древностей: рельефы, скульптура, памятники прикладного искусства. А Британский музей в освободившихся пространствах покажет раритеты из своих фондов.




Анри Матисс. «Танец». 1909–1910. Из коллекции Сергея Щукина. Фото: Государственный Эрмитаж

Выставки собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова

Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Одно из самых заманчивых мероприятий грядущего года — обмен между Эрмитажем и ГМИИ им. Пушкина шедеврами импрессионистов и постимпрессионистов, происходящими из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова, и воссоздание их исторической целостности. В Эрмитаже выставка «Коллекция Морозовых» пройдет в большой анфиладе Главного штаба с мая по сентябрь, в октябре — январе там же ее сменит «Коллекция Щукиных». В Москве в главном здании ГМИИ c июня по сентябрь планируют показывать проект «Щукин. Сага». В опустевшие из-за этих перемещений залы Галереи искусства стран Европы и Америки привезут шедевры из коллекции Фонда Louis Vuitton — произведения Альберто Джакометти, Жан-Мишеля Баскиа, инсталляции Маурицио Каттелана и Марины Абрамович. Затем морозовское собрание отправится в Париж, в Фонд Louis Vuitton, а после будет показано в Москве.



Автор
Софья Багдасарова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе