Советская уборщица стала одним из любимых художников Марка Шагала

На выставке Кати Медведевой развесили более 50 её работ.
Десятки балерин в пушистых пачках, значительно больше самих хозяек, глядят игривыми глазками с полотен, развешанных на стенах из розовых лент. 
фото: Ксения Коробейникова


Девушки как на подбор, воздушные, лилейные, расплывчато нежные, как бывает в наивном искусстве. За ними присматривают ангелы в пестрых одеяниях, прописанные по-детски искренне. К ногам танцовщиц летят охапки лилий, орхидей, бархатцев пастельных оттенков. Вся эта сказка — на выставке Кати Медведевой в Петровском Пассаже. Художнику исполнилось — 80, из которых 40 лет она живет творчеством.


– К юбилею особенной и многими любимой Кати мы показываем ее трогательные, по-детски наивные и удивительно тонкие работы, созданные в последние десятилетия, – говорит организатор фестиваля искусств «Черешневый лес» Эдит Куснирович. – Идею выставки предложил наш друг Владимир Цурко, а экспозиция полностью сформирована из работ частных коллекционеров.


Эдит Куснирович, Игорь Верник, Катя Медведева, Татьяна Метакса. 
Фото: Данил Колодин.


Для нее Медведевой выделили два этажа в элегантном здании XIX века, наняли одного из талантливейших театральных художников Алексея Трегубова, выпустили увесистый каталог знаковых работ, часть которых пустили на аукцион, деньги от которого пошли фонду «Галчонок». А саму героиню приодели, окружили верными поклонниками и цветами. Вот сидит Катя в нарядном кафтане и шляпе, под которой прячутся розовые волосики, в одной руке держит букет подсолнухов, в другой – бокал с шампанским и недоумевает:

– Боже, за что я заслужила такую роскошь? Всегда была простой, зубы так и не вставила, к богатству совсем не тянулась. Да и зачем оно сироте из детдома? Красоту живописи узнала только в 40 лет, когда пришла работать в художественную школу. Уборщицей. Там и начала рисовать, выставочку первую мне тут же устроили. Всегда легко рисовала — от души, от народа. В постели лежу и пишу...


Марина Лошак. 
Фото: Данил Колодин.


Советские зрители сразу почувствовали доброту, самобытность легких на первый взгляд вещей Кати, в которых, если присмотреться, тема театра переплетена с библейскими сюжетами. Спустя 20 лет живопись Медведей «на ура» принимали европейцы. Её картины висели в Париже рядом с полотнами Марка Шагала и Анри Матисса. «Чисто русский талант», – восхищался Шагал. «Русский самородок!» – отзывались критики, а коллекционеры выстраивались в очередь.


Фото: Данил Колодин.


По сей день многие скупают работы Медведевой. Они излучают свет, свободу, красоту. Ангелы Кати порхают, балерины пляшут, цветы кружатся. И все ее герои, написанные легкими мазками акварели, масла или темперы на бархате и шелке, живут в своем мире. Вовлекают в него мгновенно, так как здесь нет замусоренности, конъюнктуры, официальщины...


фото: Ксения Коробейникова


– Я тоже могу похвастаться тем, что у меня дома есть работы Кати Медведевой, – признается директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак. – Каждый раз просыпаясь, я вижу прекрасных балерин, которые задают уникальную атмосферу, определяющую мой день. Катя Медведева — редкий художник. Нам кажется, что гениями могут быть только профессионалы, чьи вещи мы понимаем как высокое профессиональное искусство. Но приближенным хочется быть к тонким художникам, которые свободны внутренне, вне зависимости от наличия или отсутствия профессионального образования. Кандинский, Гончаров и Ларионов мечтали приблизиться к чудесному наивному искусству. Его представители — Пиросмани, Руссо, Медведева. И это не преувеличение или комплимент, это правда. Катя приближена к детям с их абсолютной открытостью, щедростью, свободным взглядом, радостным и счастливым, которым пронизана вся выставка. Каждый, кто придет на нее, получит свою долю счастья!


Катя Медведева. 
Фото: Данил Колодин.
Автор
Ксения Коробейникова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе