Сталин рисовал карикатуры с голыми подчиненными

    Личная переписка советских вождей. Едкие карикатуры друг на друга участников сталинских заседаний. Наброски Хрущева к исторической речи на пленуме ЦК партии в июне 1957 года, где обличителя культа личности впервые попытались сместить. Эти и другие, прежде недоступные широкой публике документы покажут в Государственном историческом музее. О том, как рождалась уникальная экспозиция, в интервью обозревателю Наталье Давыдовой рассказала ее автор Татьяна Колоскова, заведующая филиалом «Музей В.И. Ленина».
корр.: Где вы обнаружили такие «особые» документы?

Татьяна Колоскова:  Нам разрешили работать с фондами РГАСПИ - Российского государственного архива социально-политической истории. Там собраны документы советской истории до 1952 года. Мы перелопатили 580 архивных дел. И вынули оттуда около 80 документов.

корр.: Изучали личную переписку первых лиц?

Колоскова:  А как без этого? Мы же не просто даем исторические факты, а восстанавливаем отношения людей, так сказать, социальный эфир. Тех же трагических 30-х, когда человек сегодня возносился на вершину власти, а завтра становился жертвой. Мы приводим полный текст письма Николая Бухарина, написанного Вячеславу Молотову в 1936 году (в 1938-м Бухарин был расстрелян. - Авт.), в котором он признается, что все последнее время жил и живет «в мучительном состоянии».

    В той же папке - мы назвали ее «Костер истории» - будет и покаянное письмо Зиновьева с небольшой ремаркой Сталина: «Странное письмо, настоящий, уважающий себя большевик не решился бы написать такое».  Будет письмо Михаила Калинина, которое он написал перед операцией, - думал, что умрет под ножом хирурга, вот и оставил предсмертное послание «хозяину».  Безумно интересное.

корр.: Чем же поделился сверхсекретный архив?

Колоскова:  Нам дали 30 интереснейших документов. В том числе наброски Хрущева к выступлению на пленуме ЦК партии 18 июня 1957 года, где его впервые пытались скинуть, а в итоге сместили «антипартийную группу» - Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова. Покажем наброски Брежнева к выступлению на заседании Президиума ЦК 13 октября 1964 года, когда со второй попытки Хрущева все-таки удалось сместить.

корр.: В тезисах выступлений Хрущева и Брежнева, которые вы покажете, есть что-то новое?

Колоскова:  В этих набросках видны мысли этих людей, их аргументы. Мы показываем их так, как они были сделаны, с особенностями пунктуации и орфографии оригинала. Человек, когда пишет для себя, что он будет говорить в такой серьезный момент, - ведь неизвестно, как повернулась бы ситуация, если бы Хрущева не поддержал тогдашний министр обороны маршал Жуков, - открывается по-особому. В выстраивании аргументов, в самой манере письма чувствуется живой человек.

корр.: В тезисах Брежнева 1964 года тоже виден живой человек? Многие запомнили его старой развалиной с кашей во рту.

Колоскова:  Но он не всегда был таким. Брежнев блестяще читал стихи и знал поэзию так, как сейчас мало кто знает. А тезисы Леонида Ильича по-своему выразительны: «Как вы отзываетесь о товарищах о секретариате? Вы ведь не знаете работу секретариата он ведет большую работу. А вы говорите что мы как кобели сцим на тумбу» (пунктуация и орфография оригинала здесь и дальше сохранены. - Авт.).

Или такой пассаж: «Я работал в президиуме 4 года 4 месяца. Что вы обещали что я получил? Ни разу вы не спросили меня о работе. Кроме как ругали, что я поцеловался с Кекконеном».

корр.: А Леонид Ильич, еще не будучи генсеком, уже целовался взасос с зарубежными коллегами?

Колоскова:  В 1960-м Брежнев сменил Ворошилова на посту председателя президиума Верховного Совета. Будучи на этой должности, он побывал с визитом в Хельсинки и при отъезде поцеловался с президентом Финляндии Урхо Кекконеном, за что получил разнос от Хрущева. И, видимо, надолго это запомнил.

корр.: К документам прилагаются комментарии. Зачем они нужны?

Колоскова:  Иначе порой сложно понять, о чем идет речь. Мы покажем, например, записку Брежнева Подгорному (председатель президиума Верховного Совета СССР в 1965 - 1977 годах. - Авт.), написанную 14 октября 1972 года: «Николай Викторович, после раздумий вновь хотел бы вернуться к вопросу о плате евреев при выезде. Что это нам дает? Хотел бы еще раз спокойно взвесить этот вопрос».

корр.: О какой плате говорил Брежнев?

Колоскова:  Вот и вы тоже не знали. А в начале 70-х в СССР действовал указ, по которому евреи, получившие высшее образование, при отъезде из страны должны были выплатить компенсацию. Закончившие МГУ, например, - около 12 тысяч рублей.

корр.: А горбачевские автографы рассекречены?

Колоскова:  Мы хотели показать заявление первого президента СССР о сложении полномочий. Документ находится в архиве президента РФ, но нам его не дали.


Подтекст

Шутки ниже пояса

    Не менее интересны карикатуры и шаржи, которые рисовали друг на друга члены Политбюро и другие руководители страны в 30-е годов. Рисунки очень небольшие. У членов Политбюро были малюсенькие блокнотики для записей - 6 на 10 сантиметров, видимо, бумагу экономили. Карикатуры рисовали как раз на таких бумажках.

    Главным художником Политбюро был, конечно, Николай Бухарин, «любимец всей партии», один из немногих обращавшихся к Сталину на ты и рисовавший на него карикатуры. Как известно, он был репрессирован и в 1938 году расстрелян.

    Особо едкими изображениями соратников отличался Валерий Межлаук, вершиной карьеры которого в 1934 году стал пост заместителя Молотова в Совете народных комиссаров СССР и председателя Госплана СССР. Он тоже был расстрелян в 1938-м.

    Среди карикатур попадаются довольно жесткие. Например, председателя СНК Закавказской федерации Махарадзе, выступающего на VII съезде Советов (январь 1935 года), Межлаук изобразил в позе писающего мальчика. На рисунке приписка рукой Ворошилова: «Т.Ф. Махарадзе никак не может кончить».

    Нарком финансов СССР Николай Брюханов на карикатуре того же Межлаука 1930 года  подвешен за вполне конкретное причинное место. Кто не поймет, может прочесть надпись рукой Сталина: «Членам ПБ. За все нынешние и будущие грехи подвесить Брюханова за яйца; если яйца выдержат, считать его оправданным по суду, если не выдержат, утопить в реке».

 Автор: Наталья Давыдова

Яроcлавские страницы
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе