Старое на своем месте

Российский антикварный салон открылся в 30-й раз, и это хорошая новость — немного художественных мероприятий держится 15 лет

В антикварном мире новшества не в чести, стабильность важнее, и если второй салон подряд видишь на том же месте ту же вещь (например, превосходный «Портрет мужчины в красном берете» Василия Шухаева на стенде галереи «Арт бюро»), то, значит, она еще не нашла своего покупателя. В данном случае — согласного отдать за нее две-три сотни тысяч долларов. А вот изменения на антикварном салоне тревожат. Не находишь на привычном месте знакомую галерею, гадаешь: с ней ли что случилось, с салоном, с рынком?

За 15 лет существования антикварного салона все было: уходили галереи, появлялись и растворялись иностранные конкуренты, цены брали невиданные высоты и с них уже не падали, даже если покупателей косил экономический кризис. Угроза уничтожения нависала и над Центральным домом художника — постоянным местом сбора антикваров.

Помня такое, уже не расстраиваешься, что мебель ар деко представляет не шикарная французская галерея, как когда-то, а наша Transatlantique, предлагающая пару 70-летних стульев из столовой лайнера L'Ile de France за 30 000 евро. Радуешься, что «Галеев-галерея» традиционно культурно показывает малоизвестных советских художников, на этот раз представляя и их коллекционеров. «Элизиум» держит в тайне от прессы цены, на этот раз на восточные циклы Александра Волкова и Давида Штеренберга. Ravenscourt Gallery выступает рафинированно эстетски, щеголяя ранним, на себя классического не похожим Кандинским ($300 000, дерево, гуашь, карандаш).

Организатор салонов — компания «Экспо-парк. Выставочные проекты» не могла отметить юбилей рекордным количеством участников или исключительным подбором работ, но устроила некоммерческий спецпроект, прославляющий коллекционирование старого искусства.

Представить, что в частных собраниях есть такие вещи, как нежнейшая златовласая мадонна, написанная флорентийским мастером около 1400 г., трудно, но на «Живописи Италии XIV-XVIII вв. из частных собраний Москвы» все вещи музейного уровня и в основном из старых семейных собраний.

На коллекционеров по семейной традиции, азартных, но без непомерных амбиций состоятельных любителей искусства, очевидно, рассчитывает и лондонская галерея Джеймса Баттервика, показывающая прекрасные маленькие графические вещи русских художников (рисунок Натальи Гончаровой к «Испанкам» — $50 000). А таких коллекционеров у нас мало, и такое положение не может исправить антикварный салон.

Ольга Кабанова

Ведомости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе