Все мы немножко мазаи

Как детская картинная галерея встречает 200-летие великого национального поэта России

У 16-летней ярославны Юли Терехиной любимый герой у Некрасова – он, тот самый мужичок с ноготок из поэмы «Крестьянские дети», что однажды в студеную зимнюю пору так по-взрослому помогал отцу запасать дрова на зиму. Вот, мы видим, как на ее акварельном листе он остановил свой воз с хворостом и с большой охотой позирует автору рисунка, этот наш очень старый знакомый из школьной хрестоматии.

maz0001.jpg

Из-под кисточки 14-летней Наташи Баюковой бесстрашно катит с ледяной горы на салазках прямо на зрителя главная героиня поэмы Некрасова «Саша». Ей пока что без году неделя и всё у нее еще впереди, и ее счастливые сны, и все ее слезы - помните, «плакала Саша, как лес вырубали»?

maz0002.jpg

Федя Шмаков на год младше Наташи, но тему для своей акварели взял он взрослую. Попробовал себя в качестве иллюстратора другой некрасовской поэмы – «Русские женщины». Нарисовал эпизод, когда верная чувству долга княгиня Трубецкая по зову сердца уезжает на каторгу к своему мужу декабристу.

maz0003.jpg

Добавим от себя: первые иллюстраторы этой поэмы Некрасова наверняка позавидовали бы нашим юным живописцам. Тогда большинство их рисунков, и через тридцать лет после восстания на Сенатской площади запрещенных цензурой, видеть довелось разве что только самому поэту и его близким.

Кому из его героев больше всех повезло на этой выставке, так это сердобольному дедушке Мазаю. Поплыл старый охотник на разливы побагрить с лодки дровец для печки и баньки, да совсем другим делом пришлось ему заняться: спасением несчастных зайчишек, застигнутых весенним половодьем…

maz0004.jpg

Все эти рисунки представлены на выставке «Всюду родимую Русь узнаю…». Этим вернисажем, открытым во второй половине ноября в Ярославском туристско-информационном центре на Богоявленской площади, передвижная детская картинная галерея нашего межнационального содружества встречает 200-летнюю годовщину великого русского поэта.

Авторами выставки стали питомцы основателя и куратора галереи, члена Союза художников России Владимира Михайловича Реутова из воскресной школы ярославского храма Сретения Господня, из детского дома «Солнечный» и дебютанты галереи из средней школы №4.

По праву учеников школы, носящей имя Некрасова, ребята из ее 4-го «б» вместе со своим классным руководителем Ниной Анатольевной Глазуновой и педагогом изобразительного искусства Ириной Владимировной Вербицкой, получив приглашение организаторов выставки, стали и ее первыми зрителями, и участниками импровизированного мастер-класса Владимира Реутова, а заодно и - прямо у своих работ - собеседниками корреспондентов нашего журнала.

maz0005.jpg

10-летняя Вера Фомина представила нам еще одного некрасовского героя – того самого сказочного Мороза-воеводу из поэмы «Мороз, Красный нос», что по-хозяйски разгуливал по вершинам лесной чащобы со своей ледяной палицей.

На наш вопрос, кто он у нее, этот, в окружении заснеженных елей ясноглазый жизнерадостный бородач в шикарной шубе, ответила Вера так быстро и уверенно, словно заранее только и ждала такого вопроса: «Друг деда Мороза!».

Ее ответ так нам понравился, что захотелось попросить Веру Фомину в стиле-блиц представиться нашим читателям. И вот что мы узнали.

Ее любимые школьные предметы – английский язык и изобразительное искусство, а самое любимое занятие в свободное время – музыка. Заканчивает школу искусств имени Алмазова. Ее любимый композитор –Петр Ильич Чайковский, не только пьесы из его «Детского альбома», но и музыка из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик».

Были у нас к Вере, само собой, и вопросы про Некрасова. Читала она и его стихи про Мороза-воеводу, и отрывки из «Крестьянских детей» и поэмы «Саша», и прозу, например, сказку «Баба-Яга, костяная нога», всё это из репертуара проходящих в их школе ежегодных конкурсов чтецов.

Ответ про самого-самого любимого ее некрасовского героя Вера приберегла под конец нашего разговора. Как и у многих ее одноклассников, им оказался он, собственной персоной дедушка Мазай. Сама того не ведая, перевела наше внимание на   главного героя выставки «Всюду родимую Русь узнаю»…».

Знаменитого спасателя зайцев и их самих видели мы здесь в разных вариантах: на рисунках 10-летней Вари Шубиной из студии «Сретение», ее сверстницы из школы №52 Оли Ивановой, самого юного автора выставки Юнуса Абдуллаева – ему 9 лет.

Сам дед у них - в лодке, с веслом в руках и багром наготове. А зайцы у них и в лодке, и на суковатом бревне, и на островке размером со школьную парту, который вот-вот под водой исчезнет.

Узнали мы и того зайчишку-горемыку на пне, что лапы скрестил от ужаса, и ту некрасовскую зайчиху, о какой поэт метко сказал: «толстая, как купчиха».

Специально, просто спортивного интереса ради, ребята по предложению Владимира Михайловича устроили зайцам что-то вроде переклички. На всех рисунках насчитали их больше сотни - не найти двух одинаковых!

У акварели 12-летней Дианы Андреяновой (она тоже из студии «Сретение») мы притормозили. Зайчишек у нее полная лодка. Весна, и всё у нее по-весеннему оживающее: цветущая вербочка на переднем плане, мерцающая синяя тень от воды на борту лодки.

Острова на разных планах написаны разными, от отчетливого к размытому, оттенками коричневого.

Небо, чем выше и чем отдаленней, тем темнее.

Пространство у нее длится, развертывается перед нами. Молодец, Диана!

Ее, наверное, и сам Николай Алексеевич Некрасов похвалил бы. В стихах был он замечательным живописцем: дуб у него «пасмурный», клен «веселый», ясная луна «играющая», ворон, дремлющий на старой ели, «тяжелый».

Есть чему юным художникам у него поучиться. И как тут было не взять еще одно интервью – у Дианы. Как и у Веры, судя по всему, было оно у нее первым в жизни.

Учится Диана Андреянова в 6-м классе губернской гимназии имени Святителя Игнатия Брянчанинова; ее любимые предметы технология и ИЗО, любимый художник – никто иной, как Владимир Михайлович Реутов, талантливый эмальер, их наставник в студии «Сретение».

Услышав наш последний вопрос, заданный просто на удачу, с опаской, не рано ли Диане на него отвечать – кем хотела бы она стать после школы, наша собеседница сначала с нами согласилась: «Трудный вопрос!». Немного помедлив, она все же не оставила без ответа и его: «Пекарем!».

А на открытие этой экспозиции нас встречал сам юбиляр, Николай Алексеевич Некрасов. С портрета, нарисованного тушью 14-летним Олегом Изюмским. Строкой ниже после имени автора читаем: «Грозный, Республиканский дворец творчества» и дальше год написания портрета – 1994. Там была студия Реутова, разрушенная, как и весь дворец, в первую чеченскую кампанию, теперь восстановленная и действующая.

Чудом уцелевшие рисунки его учеников того поколения и в Ярославле остаются для него, по его собственным словам, «приложением к методике», напоминанием в любые времена о призвании искусства как творчества – быть реальной силой в защиту жизни.

Портрет подписан ударным четверостишьем одного из последних некрасовских стихотворений: «Кто, служа великим целям века, // Жизнь свою всецело отдает // На борьбу за брата-человека, // Только тот себя переживет».

Перечитывая сейчас эти, звучащие колокольным набатом строки, мы снова подумали о деде Мазае. О том, что описанная поэтом история со спасением зайцев, она ведь не просто колоритный эпизод из жизни старого охотника, которая так и просится на кончик кисти, если ты художник. Но и мудрая притча, урок жизни нам с вами, его потомкам всех поколений, людям времен всеобщей цифровизации.

Урок какой? Живите по-мазаевски. Спасайте брата-человека, попавшего в беду; оберегайте дар, данный нам свыше – всё живое вокруг.

Что такое нам вполне по силам, помнится, хорошо просветил читателей Некрасова добрый друг Карабихи критик Лев Аннинский – электронным письмом из Москвы к очередной годовщине единственной в стране детской литературной игротеки «Музей деда Мазая», открытой в некрасовской мемориальной усадьбе в самом конце 90-х на президентский грант.

«Дедушка Мазай, - писал он, - немножечко Некрасов и все мы. Наше детство, наше забывчивое и запоздалое признание в любви к своим корням».

В устной молве это послание, достойное словаря крылатых слов и выражений, зазвучало еще короче: «Все мы немножко мазаи».

maz0006.jpg

Авторы выставки «Всюду родимую Русь узнаю…» объяснили нам, своим зрителям, на общедоступном языке искусства, не требующем перевода, что значит жить по-мазаевски. Подытожив первые впечатления от нее, можно предположить, что звучало бы их напутствие, и зрителям, и, конечно, самим себе еще проще и доходчивей. Как-нибудь так. По-мазаевски – значит, быть добрым и честным, зайцев не обижать.

Некрасовский год идет к концу, но наказ такой нам с вами не иначе как на все наше обозримое будущее. И акварели с этой выставки еще не время отправлять в запасники.

Как сказал нам в конце ноябрьского вернисажа его неутомимый инициатор, не дающий скучать ни себе и никому вокруг, эту ярославскую некрасовскую коллекцию рисунков ждут в Ингушетии.

Юлиан Надеждин, корреспондент журнала «Содружество культур».

Фото Дмитрия Реутова.

Автор
Юлиан Надеждин, корреспондент журнала «Содружество культур». Фото Дмитрия Реутова.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе