Западные коллекционеры скупают русских художников

Пошатнувшийся рубль сыграл на руку западным ценителям прекрасного
Летом на крупнейшем в России интернет-аукционе по продаже произведений искусства Artinvestment существенно увеличилось присутствие иностранных покупателей. 
Фото: Анна Исакова


Еще год назад основными посетителями интернет-аукционов были граждане России и Украины. Порядка 82% покупок осуществлялось российскими пользователями, 12% — украинскими, остальное делили между собой жители стран Балтии и др. 

Нынешним летом украинских покупателей резко поубавилось (2%). На место Украины пришли покупатели из США, Германии и других стран Западной Европы, которые вместе с прибалтийскими покупателями сегодня составляют 30% пользователей интернет-аукциона. Об этом «Известиям» рассказал коммерческий директор интернет-аукциона Artinvestment Константин Бабулин.

Активность западных покупателей эксперты связывают с несколькими причинами, главная из которых в том, что в условиях падения курса рубля зарубежным коллекционерам становится выгодно покупать произведения искусства в России. Произведения, еще два года назад стоившие $150–200 тыс., сегодня можно купить за $70–80 тыс., пользуясь тем что рублевые цены практически не изменились. 

— Похожая ситуация наблюдалась в 1998 году. Тогда на Арбате опустели антикварные магазины. В условиях падения рубля западные коллекционеры пытались выгодно скупать антиквариат, — отмечает директор галереи живописи «Альбион» Алексей Зайцев.

На руку покупателям играет и то, что в последнее время продавцы руководствуются не столько ценовыми ориентирами аналогичных продаж, сколько собственной необходимостью в деньгах. Так, например, этим летом редкая работа Анатолия Зверева «Кот» (1957) была продана на интернет-аукционе лишь за 400 тыс. рублей. За картину еще недавно дорогого и популярного Сергея Шутова «Мона Лиза» покупатели предложили лишь 50 тыс. рублей. 

В среднем, по оценке экспертов, покупатель готов приобретать работы вдвое дешевле их возможной докризисной стоимости, при этом требуя качественных вещей. 

Увеличило продажи за рубеж и появление на российских аукционах большего числа качественных работ. Торги двух последних недель ознаменовались присутствием громких имен — Николая Рериха, Михаила Нестерова и Константина Маковского. В продажу стали выставлять работы стоимостью больше $100 тыс.

— Происходит переломный момент. Коллекционеры прощупывают почву, пытаются понять, можно ли через интернет реализовывать дорогие вещи, — комментируют ситуацию владельцы Artinvestment.

Результаты летних торгов выявили несколько тенденций. Массовый спрос находится в ценовой группе до миллиона рублей ($15 тыс.). Один из самых покупаемых художников — Анатолий Зверев, работы которого присутствуют на каждом аукционе и регулярно приобретаются. Только за летний период на интернет-торгах было реализовано 12 работ этого художника. За 2 года динамика цен на его картины мало изменилась. Картины Зверева находятся в ценовом диапазоне от $5 тыс. до $20 тыс. 

Слабым спросом пользуются «вторые имена» XIX века. Зато сохраняют ликвидность художники-нонкоформисты: Владимир Немухин, Дмитрий Краснопевцев, Александр Рабин, Дмитрий Плавинский. Например, в ноябре прошлого года, в момент пикового падения рубля, одна из работ Немухина была продана с интернет-аукциона в Германию за 1,1 млн рублей. 

Устойчивый спрос на работы нонконформистов эксперты объясняют их международной известностью и относительно невысокими ценами (от $10 тыс. до $20 тыс.) за качественные вещи. 

В списке лидеров этого направления значится Вадим Сидур. За 2 года Artinvestment реализовал около 20 работ Сидура, при этом скандал в Манеже прибавил Сидуру известности. Как отмечают эксперты, это привлекло внимание к выставке, а любая выставка влияет на повышение цены на работы художника в среднем на 10%. 

Специалисты не видят большого вреда в покупках зарубежным покупателем русского искусства. Однако отмечают «проблемность» современного отечественного арт-рынка. 

— Любой рынок современного искусства — это организованная игра. К сожалению, в нашей стране эта игра организована недостаточно хорошо, — отметил галерист Дмитрий Тарабаров. 

По словам эксперта, основная проблема отечественного рынка заключается в том, что российские музеи современного искусства не покупают произведений современных художников. Из-за этого работ современных художников становится слишком много, они теряют в цене и в итоге уплывают из страны по демпинговым ценам. 
Автор
Евгения Коробкова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе