7 случаев увольнений из-за соцсетей

Как известно, что написано пером, не вырубишь топором, а что напечатано в 140 символах, загружено или зачекинено — и подавно. Можно долго вести дискуссии о том, где в сети заканчиваются границы личного пространства и имеем ли мы право переносить в сеть кухонные разговоры о вредном начальнике и нелюбимой работе. Но факты остаются фактами, практика насчитывает уже немало случаев, когда сотрудник поплатился работой из-за неосторожного использования соцсетей.

Воздушные создания

Целыми двумя увольнениями в историю соцсетей вошла компания «Аэрофлот». Две стюардессы поплатились формой: сначала стюардесса Екатерина Соловьева посмеялась в Твиттере над авиакатастрофой «говномашины» Sukhoi Superjet-100 в Индонезии. Затем ее судьбу разделила коллега Татьяна Козленко, выложившая фото, на котором она показывает в спины пассажирам средний палец. Аэрофлот уточнил, что увольнение произошло по соглашению сторон, а впоследствии восстановил Козленко на прежнюю должность с полугодовым испытательным сроком.

Вера Игнаткина, журналист, эксперт по трудовому праву:

Соглашение сторон (статья 78 ТК РФ) — это удобная формулировка, к которой часто прибегают, чтобы скрыть истинную причину увольнения — чаще всего волеизъявление работодателя, но когда нет законных способов уволить работника. Нередко в таких случаях работнику выплачивают компенсацию — она не является обязательной по закону, но если работодателю нужно «надавить» на работника, то он предлагает последнему, как правило, от одного до нескольких окладов в качестве отступных.

В статье 81 ТК РФ перечислены случаи, при которых трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя. Из всех приведенных там к нашей ситуации с натяжкой может подойти пункт 5 части первой, который звучит так: «Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: <…> 5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание». Но, чтобы уволить по этому основанию, необходимо соблюсти ряд условий, о которых мы не знаем из описания данной ситуации:

— во-первых, были ли правила поведения прописаны в локальных нормативных актах компании, с которыми каждого работника должны знакомить под роспись до подписания трудового договора (статья 68 ТК РФ). Скорее всего, в «Аэрофлоте» есть такие акты или правила прописаны в должностных инструкциях;

— во-вторых, к такому работнику ранее должно было быть применено дисциплинарное взыскание и на момент совершения повторного проступка не снято и не погашено (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», пункт 5 части первой статьи 81 ТК РФ).

Таким образом, если во внутренних документах компании правила поведения были прописаны, а также у сотрудника было неснятое дисциплинарное взыскание, то увольнение по этому основанию было бы законным. Но в нашем случае оно произошло по соглашению сторон. Таким образом, возникают два варианта:

1. работник договорился с работодателем, чтобы тот не «портил» трудовую книжку

2. взыскание не было наложено, а правила все же были прописаны, но уволить уже нельзя — поэтому и договорились расстаться по-хорошему?

Что касается установления Козленко полугодового испытательного срока, то налицо нарушение трудового законодательства. Так, максимальная продолжительность испытания составляет не более трех месяцев и только для руководителей компаний, главных бухгалтеров и их заместителей, а также для руководителей филиалов и представительств — не более полугода (статья 70 ТК РФ). Очевидно, что Козленко не попадает под перечисленные выше категории работников. В статье указывается, что иная продолжительность испытательного срока может быть установлена федеральными законами. В данном случае речь идет о госслужащих (работниках прокуратуры, полиции, следственного комитета и др.), а никак не о сотрудниках коммерческих организаций, к которым относится ОАО «Аэрофлот».

Пенсионная очередь

Одно из самых громких «сетевых» увольнений произошло в Сбербанке. Роковую роль в судьбе smm-менеджера сыграла неудачная шутка в Twitter о том, что если на стене мелом написать «Сбербанк», у стены образуется очередь из 30 пенсионерок. Кто пробовал? Работает?» Подобное замечание настолько задело Союз пенсионеров, что руководство банка не только было вынуждено публично извиниться, но и расстаться с сотрудником.

Вера Игнаткина, журналист, эксперт по трудовому праву:

Social Media Marketing-специалист (SMM-специалист) — это сотрудник, который привлекает пользователей на сайт через социальные сети. Таким образом, писать в Twitter — его основная обязанность. Что и как писать, с какой периодичностью, в каком тоне, контексте и т. п. — скорее всего, эти правила и требования прописаны в его должностной инструкции либо в другом локальном нормативном акте либо трудовом договоре. Конечно, нужно уточнять: в корпоративном или личном микроблоге так «пошутил» специалист, но то, что «шутка» вызвала не смех, а увольнение вполне логично. Например, вы работаете инкассатором и вместо того, чтобы привезти 20 млн рублей в банк, берете их себе — за это предусмотрена уголовная ответственность.

Так почему же в ситуации, когда офисный работник сознательно совершил проступок, пускай более мелкий, чем кража миллионов, он должен быть оставлен хотя бы без внимания? Хотя в статье 81 ТК РФ нет такого основания, как, например, в ситуациях с гражданскими служащими, когда можно расторгнуть контракт, если те наносят ущерб репутации или авторитету госоргана. Поэтому, основание для увольнения и доводы работодателя аналогичны тем, что и при увольнении сотрудниц ОАО «Аэрофлот».

Тяжкие Думы

Выбирать между блогом в ЖЖ и карьерой помощника Депутата Госдумы от фракции ЛДПР пришлось Ирине Толмачевой. Автор блога писала, что ее дневник — «попытка систематизировать бесценный опыт, полученный в процессе трудовой деятельности в стенах Государственной Думы… Кроме описания живого жизненного опыта на страницах журнала вы найдете много интересной и полезной информации, имеющей отношение к публичной и не публичной политике нашей Родины». Видимо, перспектива такой популярности не понравилась потенциальным героям. Надо добавить, что сама г-жа Толмачева объясняла свои записи благими целями, но при этом она не заверяла материалы у спикеров, позволяла себе приводить цитаты без цензуры и не указывала свое имя под постами. Но блог был обнаружен, а автор — найден и уволен.

Любовь и ненависть

После националистского высказывания в Интернете оказалась под угрозой карьера 46-летней преподавательницы истории из Уфы Гузалии Галимовой. Роковой стала запись о том, как ее раздражали российские туристки: «Русское бабье, как вас научилась ненавидеть, отдыхая в Турции. Как можно загадить все вокруг и испортить своим поведением менталитет турков-мужчин?». Теперь у нее есть еще одна причина не любить «русское бабье». После скандала учительница уволилась.

Вера Игнаткина, журналист, эксперт по трудовому праву:

В данной ситуации речь идет о государственной гражданской службе. В статье 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которым регулируются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, указано, что: гражданский служащий обязан не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (пункт 7 части первой). А также — соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены данным и другими федеральными законами (пункт 11 части первой). Помимо этого в пункте 1 части первой статьи 18 закона приведены требования к служебному поведению гражданского служащего, некоторые из которых — не допущение конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа, а также соблюдение установленных правил публичных выступлений и предоставления служебной информации и др.

Таким образом, мы видим, что автор блога, предполагая писать о «не публичной политике нашей Родины», нарушила целый ряд норм. А они приводят к расторжению служебного контракта по инициативе представителя нанимателя по нескольким основаниям:

— утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов <…> (пункт 1.1 части первой статьи 37 закона);

— разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей (подп. в) пункта 3 части первой статьи 37 закона).

В данном случае, если с автором блога расстались, то это произошло на законных основаниях.

Жертва красоты

Эдие Лялина, сотрудница телестудии «Петровка 38», поплатилась работой за то, что подписала письмо в поддержку гастарбайтера из Узбекистана, сломавшему челюсть школьнику. По словам корреспондента, ей на службу были анонимно отправлены ее личные откровенные снимки из социальных сетей. При этом работодатель подтвердил, что причина увольнения — сочетание откровенных фото и удостоверения сотрудника ГУВД.

Судейская радость

Из-за непристойных фотографий во «Вконтакте» была уволена и федеральный судья города Улан-Удэ Ирина Левандовская. Появление в сети фотографий радостной служительницы Фемиды в компании бутылок алкоголя было расценено как нарушение профессиональной этики.

Вера Игнаткина, журналист, эксперт по трудовому праву:

Эти два случая достаточно похожи. К упомянутым требованиям к служебному поведению гражданского служащего относятся:

— запрет на совершение поступков, порочащих его честь и достоинство (пункт 8 части первой 1 статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— не допускание конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа (пункт 13 части первой статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Очевидно, что «радостные фото служительницы Фемиды в компании бутылок алкоголя» воспринимались со стороны антиморально, поэтому представитель наниматель расторгнул служебный контракт по основанию утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов <…> (пункт 1.1 части первой статьи 37 закона). Что является законным.

Битва двух якодзун

Наказание за свободу слова в соцсети постигло даже публичных журналистов. Дамоклов меч навис над радиоведущей Катей Гордон, которая в эфире «Маяка» поругалась с Ксенией Собчак. Из радиоэфира дискуссия выплеснулась на просторы Сети, где Гордон резко высказалась против Собчак, за что была отстранена от эфира. Работодатель отметил, что увольнение вызвано не скандальным эфиром, а именно публичными высказываниями в блоге.

Вера Игнаткина, журналист, эксперт по трудовому праву:

Ситуация с соблюдением прав, в том числе трудовых, у медиа-специалистов намного сложнее, чем у других работников. В первую очередь, это обусловлено тем, что сотрудники СМИ могут привлекаться к созданию какого-либо материала и для выполнения разных заданий по договору подряда или авторского заказа. В данном случае речь специалист хоть и выполняет задания, речь идет не о трудовых отношениях и данные отношения регулируются гражданским законодательством. То есть определенную защищенность, которую дает ТК РФ работникам в части увольнения, ГК РФ не предоставляет. Помимо этого сотрудники СМИ часто вынуждены работать без заключения какого-либо договора (это хоть и является нарушением законодательства, но таковы реалии рынка труда). В самом лучшем случае с сотрудником СМИ на неопределенный или определенный срок заключается трудовой договор.

Мой практический опыт показывает, что с радио- и телеспециалистами чаще всего заключают либо срочный трудовой договор (регулируется ТК РФ), либо договор подряда или авторского заказа (регулируется ГК РФ).

«Расставание» с сотрудником в каждом из этих случаев будет индивидуальным. Расторжение срочного трудового договора раньше окончания его срока возможно по перечисленным в статье 81 ТК РФ основаниям. Но, как и в других рассмотренных ситуациях необходимо «найти» нужную. А ее нет. Поэтому ее также «притягивают за уши», так как ни за «скандальный эфир», и ни за «резкие публичные высказывания в блоге» уволить не могут. Расторгнуть договор подряда или авторского заказа намного проще. Обратимся к определениям этих договоров.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (статья 702 ГК РФ). При этом в договоре указываются начальный и конечный сроки выполнения работы (статья 708 ГК РФ).

По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме (статья 1288 ГК РФ) в срок, установленный договором (статья 1289 ГК РФ).

Таким образом, условие о сроке, установленном в обоих договорах, может распространяться на одну статью, передачу и т. п., а может быть на какой-то период (месяц, три месяца, год или т. п.). В первом случае расстаться со специалистом просто — эфир подошел к концу, к ведущему есть претензии (или обратная связь, полученная после эфира — в данном случае запись в блогах), договор расторгли, а другой (на следующую передачу) не заключили. Во втором — сложнее, но варианты есть. Например, можно не предоставлять работу (задания) — в договорах же не указано, что с определенной периодичностью (например, раз в день или неделю) проводится эфир и что именно этот специалист проводит этот эфир. Таким образом можно спокойно «дотянуть» до конца окончания срока действия договора.

Ну, а что касается работы специалистов без заключения какого-либо договора, то расстаться с ведущим еще проще — очевидно, что любое желание руководства медиакомпании, в том числе и в части «увольнения» неугодного сотрудника, легко исполнимо.

Что нужно знать, чтобы не испортить карьеру

1. Перед подписанием трудового договора работодатель обязан ознакомить будущего сотрудника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, другими локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника (статья 68 ТК РФ), в которых могут быть прописаны правила поведения в тех или иных ситуациях, а также в социальных сетях. Поэтому если в момент оформления на работу вам не предоставили подобные документы, потребуйте их, и до тех пор, пока не ознакомитесь с ними, не подписывайте трудовой договор.

2. Не подписывайте все документы в момент оформления на работу одним махом (это достаточно распространено, особенно когда документов много, и все они содержат не один десяток страниц). Прочитайте их внимательно, если что-то непонятно или с чем-то не согласны — уточните условия или откажитесь подписывать такой документ.

3. Сегодня, как показывают результаты различных исследований, 10–15% работодателей проверяют потенциальных работников через социальные сети. Речь идет как о профессиональной информации (опыте работы, достижениях, навыках и т. п.), так и о личной — манере общения, круге друзей, интересах, фотографиях и т. п. Поэтому комментируя то или иное событие, а также размещая фотографии и др., помните о том, что эта информация может стать достоянием не только ваших друзей, но и работодателя и недоброжелателей, которые могут захотеть вам «насолить».

4. Настройки конфиденциальности (например, закрытие своей страницы для не друзей) частично могут помочь снизить риск — но если ваш друг поделился вашим комментарием, а у него в друзьях ваш руководитель, не являющийся вашим «другом», то последний все равно может прочитать запись-то есть вы не защищены на 100%.

5. Знание — сила: вы должны знать как свои права, так и обязанности: обязательно прочитайте ТК РФ и комментарии к нему. Нелишним будет изучить нормативные документы по своей отрасли: если вы — госслужащий, то Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», если сотрудник СМИ — Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124–1 «О средствах массовой информации» и т. п.

6. Если вам пытаются за уши притянуть основание для увольнения (например, по инициативе работодателя или по соглашению сторон) — отстаивайте свои права. Но помните, что даже если по решению суда вас восстановят на работе, то работать в этой компании вы вряд ли сможете (с психологической точки зрения). Помимо этого, в будущем, когда другие работодатели будут обращаться в предыдущие компании за рекомендацией на вас, вас могут так «блестяще» охарактеризовать, что устроиться на новую работу будет проблематично. Поэтому если возможности остаться уже нет, лучше уйти по-хорошему (например, по соглашению сторон), договорившись о компенсации и хорошей рекомендации.

Источник: therunet.com

Анна Снегова

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе