«Даже самые нетерпимые к пиратству авторы широко пользуются нелегальным контентом»

Представитель сетевой библиотеки «Флибуста» о пиратах-идеалистах и выгоде для авторов.

Книги в сети не делятся однозначно на легальные и нелегальные. Существует так называемая «сумеречная зона», к которой относятся книги без или с неустановленным владельцем прав, но с еще не истекшим сроком копирайта

© Московские новости. Тимофей Яржомбек

Достигнут ли пираты и издатели компромисса, кто оцифрует в России все книги и как зарабатывать писателям в эпоху электронных книг, «МН» рассказал один из основателей пиратской библиотеки «Флибуста», скрывающийся под ником Stiver.

Требования книжного сообщества, по сути, сводятся к тому, чтобы 1) сохранить культурное наследие и 2) загнать копирайтную вакханалию обратно в разумные рамки. Активным поискам компромисса и диалога мешает сейчас несколько обстоятельств. Ни пираты, ни правообладатели не выступают единым фронтом, интересы раздроблены. Кроме того, слишком разные характеры сошлись на баррикаде. С одной стороны идеалисты, давно и с любовью занимающиеся книгами, с другой — эффективные манагеры с горизонтом мысли до ближайшей квартальной премии.

Да, рынок легальных электронных книг развиваться скорее всего будет. Но если дело ограничится экстенсивным развитием — больше электронных новинок, длиннее сроки копирайта, больше рекламы, жестче законы и цензура, — все это само по себе даст скорее отрицательный эффект и пиратские библиотеки никогда не перестанут быть востребованными. Менять нужно системный подход в целом.

Дело в том, что книги в сети не делятся однозначно на легальные и нелегальные. Существует так называемая «сумеречная зона», к которой относятся книги без или с неустановленным владельцем прав, но с еще не истекшим сроком копирайта. Сюда же можно добавить тексты, чей правообладатель номинально известен, но которые по разным причинам давно не переиздаются. По оценкам проекта Google Books, в эту категорию попадают примерно две трети всех существующих книг. У нас — с учетом советской специфики — вероятно, больше.

Издательства и магазины, как правило, не могут себе позволить распространять эти произведения из-за риска многомиллионных исков, если владелец прав все-таки объявится. А иногда просто не хотят платить, если владелец известен. У сетевых библиотек этой проблемы нет. Зачастую они остаются единственным местом, где можно найти знакомую с детства книгу.

О том, когда в России легально оцифруют все книги

Не рассчитываю, что станет возможна полностью легальная оцифровка (не библиотекам тягаться с копирайтным лобби, а законы принимает именно оно), но надеюсь на оцифровку «из-под полы», явочным порядком самими библиотеками или их объединениями, с привлечением сторонних партнеров/госгрантами/на голом энтузиазме. Возможно, с ограничениями по возрасту книг или без полного доступа к результатам, но и то хлеб.

Хотя не исключен и другой вариант: государство так и не почешется, а книги постепенно будут оцифрованы соединенными усилиями пиратов. Тогда процесс может занять десятилетия, причем часть книг — самые редкие и труднодоступные — окажется потеряна.

О том, как изменилось поведение читателей электронных книг

Самым, на мой взгляд, значительным изменением за последние годы стал рост информированности людей. Мы наблюдаем эволюцию от модели «Ссылка? Качаю!» или «Магазин? Куплю!» к осознанному и взвешенному принятию решения. Проблемы копирайта и пиратское движение из экзотики перешли в разряд повседневного знания. И это правильно.

Нужно, чтобы перед скачиванием файла человек спрашивал себя: почему я купил/не купил эту книгу? почему именно здесь?

Невозможно одновременно воевать с пиратами и привлекать читателей. Потому что читатель — это пират, а пират — читатель

В абсолютном значении продажи электронных книг растут, насколько мне известно. Предполагаю, что это связано главным образом с растущим средним уровнем дохода и продолжающимся распространением читалок.

О том, чем зарабатывать писателям

Тем же, чем и всегда. За всеми спорами сейчас часто забывают простую статистику: процент авторов, зарабатывающих на жизнь исключительно литературной деятельностью, всегда был крайне низок. Достаточно вспомнить записки фантаста Ивана Ефремова: «…На опыте «Лезвия» пришел к заключению, что писательство в нашей стране — дело, выгодное лишь для халтурщиков или заказников». В условиях огромных тиражей, чуть ли не поголовно читающей страны, полного отсутствия пиратов, господдержки — и вдруг один из абсолютных мэтров жалуется на невыгодность писательства. Удивительное дело, не правда ли?

200 тыс. книг хранится на «Флибусте»

Ситуация эта, как показывает опыт, не зависит от пиратов. Более того, на сегодняшний день пираты — естественный союзник авторов. Главная задача автора — обратить на себя внимание. Отсюда мы имеем Коэльо, собственноручно выкладывающего свои книги на пиратские сайты, Лукьяненко, просившего копировать его произведения как можно шире, Уильяма Гибсона, заявляющего, что каждый имеет право прочесть его тексты. Единственное место, где можно сейчас получить внимание, — это сеть. Невозможно одновременно воевать с пиратами и привлекать читателей. Потому что читатель — это пират, а пират — читатель.

Год за годом повторяю молодым программистам, студентам и выпускникам: если вы выбрали профессию только ради денег, вы никогда не напишете ничего стоящего. И каждый раз этот тезис подтверждается практикой. К авторам он тоже относится в полной мере.

Еще одно замечание: не нужно забывать, что даже самые нетерпимые к пиратству авторы широко пользуются нелегальным контентом. Гневные филиппики в адрес воров отлично соседствуют в блогах с обсуждениями скачанных с торрентов фильмов. Не говоря уж о таких мелочах, как программное обеспечение или фотографии. Некоторые честно признаются, что пользуются "Флибустой". И практически все пользуются ею на самом деле — если даже не для чтения, то для поиска цитат и сверки текстов.

Нужно убирать цепочки посредников. Не секрет, что автору достается в лучшем случае процентов пять от продажной цены книги. В идеале видится прямая связь автора с читателями, прямая продажа книг. Генри Олди со своим магазином на правильном пути. Конструктивный диалог и сотрудничество с сетевыми сообществами и библиотеками, особенно для начинающего автора, must have.

О том, как будут изменяться электронные книги

Книга книге рознь. Непосредственно художественная литература вряд ли изменится — читающий человек хочет именно читать текст, сведя отвлечения к минимуму. Думаю, подобно опере или балету, она займет свою классическую, постоянную, даже если и небольшую, нишу.

Другие виды книг (обучающие, справочные, детские и пр.) будут видоизменяться сильнее. Дополнительные материалы, видео, интерактивные упражнения, игры... вариантов море, и многие уже используются.

Думаю, водораздел проходит там, где книга начинает создавать собственный мир в сознании читателя. Если автору это удалось, то все отступления от проверенной веками формы будут только помехой. Ну а если нет или задачи такой вовсе не ставилось, то эксперименты пойдут в плюс.

Наталья Коныгина

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе