Фундаментальная электронная библиотека

Сайт, о котором сегодня пойдет речь, предназначен прежде всего для специалистов - литературоведов, филологов, а также студентов, изучающих эти предметы. Но поскольку предметы сами по себе интересны не только исследователям, но и нам, обычным читателям, библиотека может пригодиться всем любителям русской словесности.

Я набрел на нее случайно, когда на одном аналитическом сайте, посвященном российской политике, прочел рецензию на идущий нынче по 1-му каналу российского телевидения сериал "Есенин". Автор рецензии приводил примеры многочисленных фактологических ляпов, допущенных создателями сериала, принявшими в качестве вполне доказанной время от времени муссируемую в средствах массовой информации определенного толка версию, что замечательный русский поэт был убит, а не повесился сам в номере гостиницы "Англетер". И убили его, понятно, всяческие инородцы, пробравшиеся к власти и засевшие в органах, которым истинно русский поэт был как кость в горле. Они, оказывается, и его пьяные дебоши провоцировали, задействовав для этого, надо полагать, агентурную сеть по всему миру, и друзей ему негодных подсовывали (скажем, Мариенгоф - чего можно ожидать от человека с такой фамилией?). То, что 1-й государственный канал, не без основания считающийся нынешним российским официозом, демонстрирует сериал "Есенин" дважды в день, утром и вечером, по-своему симптоматично.

Но я сейчас не об этом. Автор рецензии дал ссылку на страницу с одной поэмой Есенина. Я подумал, что она ведет в одну из известных нам электронных библиотек. Но адрес высвечивался незнакомый. Решил полюбопытствовать. Так и очутился в "Фундаментальной электронной библиотеке".

На главной странице под заголовком "Что такое ФЭБ" читаем: "Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ) - полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Основное содержание ФЭБ представляется в электронных научных изданиях (ЭНИ), каждое из которых посвящено отдельному автору, жанру или произведению. Особенности ФЭБ: точность представления и описания информации, системность формирования, развитые средства навигации и поиска".

Сказать по правде, меня несколько коробит пристрастие создателей этого сайта к аббревиатурам. Да и формулировка "система по произведениям" кажется не очень грамотной. К тому же здесь очень любят многочисленные "описания изданий" завернуть этак покруче, понаучнее. Например: "Цель ЭНИ "Пушкин" - предоставить всем заинтересованным специалистам программно-информационную среду для активной творческой работы (видимо, тех, кто работает творчески, но не активно, или активно, но не творчески, просят не беспокоиться. - В. Л.) по проблематике ЭНИ. Указанная цель достигается за счет решения трех задач, взаимно дополняющих друг друга в рамках одного продукта" (страница ЭНИ "Пушкин"). Вроде бы не мне учить специалистов из ИМЛИ РАН (Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук), создающих этот сайт, русскому языку. Но, право же, господа, вы же не только пишете на "великом и могучем", вы работаете с великолепными текстами, на нем созданными. Так будьте на уровне...

Вместе с тем нельзя не признать: электронное книгохранилище (пардон, "репозиторий", как сказано на странице "Сведения о ФЭБ" ) тут создается действительно отменное. Оно не только содержит огромное количество самих художественных текстов, но и многое, что с ними связано: энциклопедические справки о писателях, комментарии, библиографические ссылки, различного рода вспомогательная справочная литература, музыкальные произведения, созданные на основе этих текстов и т. д. Причем организован этот информационный Монблан образцово, так что исследователю, мне кажется, работать с ним одно удовольствие. Да и нам, простым смертным, есть чем разжиться.

Я не случайно написал слово "создается" в настоящем, а не прошедшем времени. Ибо библиотека эта, затеянная в 2002 году, еще продолжает формироваться. Но уже сегодня мы найдем тут немало.

Например, в меню слева есть раздел "Литература и фольклор", а под ним пункт "Действующие издания", в котором мы видим имена Пушкина, Батюшкова, Грибоедова, Боратынского (тут принято написание фамилии этого поэта через "о"), Тютчева, Лермонтова, Льва Толстого, Есенина, Шолохова, а также "Слово о полку Игореве", "Житие протопопа Аввакума", "Былины", "Сказки".

Давайте заглянем на страницу электронного научного издания "Пушкин", того самого, которое предоставляет программно-информационную среду. Итак, что мы в этой среде имеем?

В левом поле располагается меню, в правом открываются тексты. Обратите внимание, что щелчок по ссылке в меню открывает не сам текст, а его библиографическое описание, причем весьма основательное, по типу тех, которые мы с вами встречали в каталожных карточках крупнейших библиотек. Чтобы открыть текст, нужно кликнуть по условному значку в меню, изображающему страницу, или по кнопке "Текст" под самим описанием.

Пункты, которые вы видите в первоначальном меню раздела, как правило, сопровождаются кнопками со знаком "плюс". Если по нему щелкнуть указателем мыши, откроется содержание подраздела. Скажем, под заголовком "Энциклопедические сведения о Пушкине" приведены ссылки на материалы из 6 (шести!) энциклопедий, таковые сведения содержащих (в это число входят три издания "Большой советской энциклопедии", весьма друг от друга отличавшиеся). Причем, если раскрыть все таким же кликом по "плюсу" пункт "Энциклопедический словарь Гранат (1929)", то найдешь биографическую статью Томашевского, характеристику творчества Пушкина, данную Тыняновым, и "Библиографию по Пушкину", сделанную те же Томашевским. Основательно работал "Гранат"!

Но неспециалиста, конечно, прежде всего интересуют сами произведения великого русского поэта. Тогда добро пожаловать в подраздел "Произведения Пушкина" (предыдущий подраздел, чтобы его пункты не занимали много места на экране компьютера, можно закрыть щелчком по той же кнопке - на ней, когда мы список открывали, появился значок "минус").

Ого! Тут перед нами еще ряд подпунктов: "Собрания сочинений Пушкина", "Отдельные издания произведений Пушкина", "Отдельные издания писем Пушкина", "Рукописи и рисунки Пушкина". Вот это книгохранилище! Одних только полных собраний сочинений тут пять.

Замечу, к слову, что к словосочетанию "полное собрание сочинений" приходится относиться с некоторой долей скеписа. Ибо когда в одном случае его уложили в десять томов, как в издании Пушкина 1977-1979 годов, а в другом потребовалось семнадцать, как в 1994-1997 годах, то дело, очевидно, не только в разных форматах этих изданий. Но когда у вас в распоряжении столько "полных собраний", то есть надежда, что корпус пушкинских текстов представлен действительно исчерпывающе.

В отличие от большинства электронных библиотек, содержащих только сканированные тексты, данное книгохранилище предлагает издания, весьма приближенные к полиграфическим оригиналам. Вы всегда сможете определить, на какой странице этого самого оригинала располагался тот или иной текст (ведь не у всех есть память музыковеда и теоретика искусства Ивана Ивановича Соллертинского, который, если верить Ираклию Луарсабовичу Андроникову, мог с ходу процитировать, что написано в последней строке загаданной ему собеседником страницы собрания сочинений классика, прервав цитату на некоем "фами", ибо продолжение, "льярность" шло уже на следующей странице). И при желании познакомитесь с титульными листами, фронтисписами, содержанием, перечнем иллюстраций, словом, со всей книгой в том виде, в котором она была издана. При этом сами тексты воспроизведены отнюдь не как картинки, а так, что с ними можно работать как с обычными компьютерными текстами: искать слово или словос очетание, выделять, копировать... И даже напечатать на бумаге, если понадобится.

Заметьте к тому же, что в окне, где раскрывается сам текст, есть кнопки "Страница", "Путь", "Описание", позволяющие в любой момент определить, где этот текст находится как в бумажном оригинале, так и в электронном издании. А кнопка "Словарная поддержка" еще и снабжает Интернет-адресами соответствующих сетевых ресурсов.

Может, это только Пушкину так повезло? Заглянем на страницу "Грибоедов". В описании сказано, что в этом разделе "Фундаментальной библиотеки" представлено порядка 20 тысяч произведений. В пушкинском разделе, правда, было около 100 тысяч, но ведь Грибоедов и написал значительно меньше. А справочно-библиографический аппарат тут нисколько не беднее. Одна только "Летопись жизни и творчества Грибоедова", созданная Н. К. Пиксановым, чего стоит!

Зайдя в раздел, посвященный Шолохову, я поинтересовался, представлена ли тут та часть литературы о писателе (слов "шолоховедение", "пушкиноведение" и уж тем более "толстоведение" или "грибоедоведение" я терпеть не могу, да простят меня профессиональные "веды"), в которой выражается сомнение относительно того, кем написан "Тихий Дон". В подразделе "Литература о Шолохове" такие работы названы (например, "Тихий Дон" против Шолохова" Бар-Селлы), но прочитать их тут, увы, нельзя. В той самой кнопочке, в которой обычно стоит "плюс", вы увидите точку. А это значит, что дано только библиографическое описание названного издания. Правда, точности ради замечу, что воспроизведенный тут полностью сборник "Новое о Михаиле Шолохове" 2003 года содержит статью Феликса Кузнецова "Рукопись "Тихого Дона" и проблема авторства". Но это, как вы понимаете, взгляд с одной стороны.

С остальными персоналиями, если возникнет желание, вы познакомитесь сами. Я же перехожу к большому списку в главном меню, названному "Справочные разделы". Тут тоже чего только нет! И "Поэтический словарь" А. П. Квятковского - отличный справочник по теории поэзии и ее терминологии, и четырехтомный "Словарь русского языка" 1999 года, и "Лермонтовская энциклопедия" 1981 года, и пятитомная "Энциклопедия "Слова о полку Игореве", и еще ряд подобных изданий, доступных теперь благодаря "Фундаментальной библиотеке" и сетевому читателю.

Особо остановлюсь на электронном воспроизведении раритета советских лет - "Литературной энциклопедии", изданной в 1929-1939 годах. Известно, что энциклопедия эта была задумана 11-томной, и 11-й том вышел в 1939 году. А вот 10-й, подготовленный к печати в 1937 году, так света и не увидел. Предполагается, что партийных цензоров не удовлетворила статья "Русская литература". Далее цитирую сайт: "Верстка тома, достаточно близкая к окончательной, чудом сохранилась в домашней библиотеке одного из участников энциклопедии и была издана репринтным способом в Мюнхене в 1991 г.; это издание сразу стало библиографической редкостью. Читатели ФЭБ имеют возможность пользоваться электронной версией невышедшего 10-го тома энциклопедии". Согласитесь, такая возможность выпадает не часто.

В этой энциклопедии, конечно, много такого, что до сих пор не потеряло своей прямой информационной ценности. Но немало и материалов, которые любопытны скорее не как справочные, а как своего рода памятник породившему их времени. Вот, например, как начинается статья о РАППЕ (Российской ассоциации пролетарских писателей), подписанная буквой К.: "Возникновение самостоятельной организации пролетарских писателей было исторически обусловлено необходимостью для пролетариата завоевать руководящую роль на фронте культурного и лит-ого строительства".

Как писал Маяковский: "Читайте, завидуйте..."
Виктор Лихт(webprogulki.wallst.ru) 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе