Как кризис изменит Интернет

«В период кризиса надо предоставлять дополнительные услуги пользователям»

Депутаты Госдумы считают, что законодательно обустроить правила жизни в Сети без самих «интернетчиков» не получится. Как следствие, «капитанов Рунета» приглашают принять участие в законотворческом процессе: недавно парламентарии организовали уже вторую встречу с лидерами российского интернет-бизнеса. О том, чем могут быть полезны такие встречи, а также о том, как Интернет переживает кризис, в интервью газете «Известия» рассказал гендиректор корпорации New Media Stars Дмитрий Ицков. 


– Имеют ли встречи депутатов с лидерами основных игроков Рунета реальный, прикладной смысл?
– Государство в лице депутатов Госдумы предлагает интернет-бизнесменам помощь в реализации необходимых рынку законопроектов. Это четко прозвучало на последней встрече. Но какие конкретно законодательные инициативы нужны Интернету, определить самостоятельно у государства не получится. Встречи смогут приобрести огромный прикладной смысл, как только представители интернет-бизнеса будут готовы общаться в формате конкретных предложений, а не разговоров о том, у какой из компаний лучше или хуже пошли дела в связи с кризисом. 

«В Рунете есть нехватка, а не утечка мозгов. Специалистов нужно выращивать и готовить, и это должна быть инициатива и работа бизнеса при минимальном посредничестве власти, а не наоборот»

– Чего не хватает «интернетчикам» в российском законодательстве?
– По сути, интернет-законодательства в России не существует. Законы есть, но на практике они не работают. Отсутствует законодательная база для компаний, предоставляющих услуги интернет-денег («Яндекс.Деньги», Webmoney и др.). Они фактически занимаются банковской деятельностью, не имея лицензии. Ни к чему не приводят попытки принять работающий закон о спаме. Не очень хорошо обстоят дела с авторским правом. Трудновыполнимой является простая задача заверить интернет-страницу у нотариуса. Я считаю, это кадровая проблема. Отвечающие за интернет-законы чиновники просто некомпетентны. А представители интернет-сообщества не проявляют необходимой активности, чтобы радикально изменить ситуацию. 

– Может, интернет-сообщество просто заинтересовано в статус-кво?
– Такой статус-кво может обернуться серьезной проблемой как для интернет-бизнеса, так и для власти. 25 марта этого года Госдума утвердила закон о приеме платежей через терминалы, которые в конце 2007 года были под угрозой закрытия в результате постановления Банка России. Банк России решал проблему неконтролируемого потока наличных. Но такие автоматы давно стали частью инфраструктуры, и прекращение их работы существенно осложнило бы жизнь и потребителям, и бизнесменам. 

Представьте: завтра в результате какой-то правовой коллизии «Яндекс.Деньги», к примеру, станут вне закона. Найдутся вполне разумные обоснования. Но это не будет полезно ни для «Яндекса», ни для огромной части интернет-бизнеса, использующей эту систему как платежный инструмент, ни для конечного потребителя услуги. Может возникнуть социальная напряженность. Интернет-сообщество должно озаботиться необходимостью диалога с властью, в Госдуме должны появиться официальные лоббисты. Во многих развитых странах лоббистская деятельность узаконена. Главное – чтобы вся информация о ней была публичной. 

– Что происходит с рынком труда в Интернете? Есть ли профессии, которые находятся в «зоне риска», подлежат сокращению в первую очередь?
– Для Интернета как отрасли риск не в сокращении, а в тотальной нехватке квалифицированных кадров. Проблема не только в том, что из-за недостатка грамотных программистов, дизайнеров, руководителей закрываются старт-апы, теряют деньги инвесторы, недостаточно интенсивно развиваются интернет-компании. Многие бизнесмены недооценивают Интернет как медиа, как способ коммуникации с конечным потребителем. Я недавно спросил одного кинопродюсера, почему он для продвижения кино практически не использует Интернет. Он ответил, что не рекомендуют маркетологи, и удивился, узнав, что ресурсы не самой большой компании на рынке New Media Stars посещают до миллиона его потенциальных зрителей в сутки. Если говорить о нашей (NMS) «зоне кадрового риска», мы регулярно проводим ротацию кадров, чтобы поднять эффективность работы компании. Но это не кризисные увольнения. Мы по-прежнему испытываем кадровый голод. 

– А может быть, кадровый голод ощущается тогда, когда предлагаемая работа не очень интересна?
– Не согласен. Разве программист – неинтересная работа? Нам нужны хорошие программисты, и найти их непросто. Еще пример: я бы хотел видеть возглавляющего проект «Дни.Ру» Константина Кондрашина своим замом. И выяснилось, что найти замену на нашем рынке нелегко. 

– Может, имеет смысл объявить конкурс?
– Ну вот считайте, что я его объявил. 

– Известно, что огромное количество российских интернет-специалистов работают на Западе. Что можно сделать, чтобы готовить хороших специалистов, которые при этом не будут «утекать мозгами» в Силиконовую долину?
– В Рунете есть нехватка, а не утечка мозгов. Специалистов нужно выращивать и готовить, и это должна быть инициатива и работа бизнеса при минимальном посредничестве власти, а не наоборот. 

– Тезис власти: «бизнес должен быть социально ответственным». Что это означает в случае интернет-бизнеса?
– Мне кажется, в любом бизнесе нормой являются четкое соблюдение налогового законодательства и отказ от всевозможных оффшорных оптимизаций. Остальное должно быть исключительно по желанию. 

– Изменились ли предпочтения аудитории, ее поведение в Интернете в связи с кризисом?
– Пожалуй, серьезно повысился интерес к новостям. В остальном – никаких изменений, связанных именно с кризисом. 

– Какие проекты, на ваш взгляд, имеют наилучшую перспективу в сегодняшних условиях для Рунета?
– Я бы посоветовал еще на этапе планирования инвестиций продумывать способы так называемой монетизации аудитории. Сейчас критерий окупаемости проекта не менее важен, чем популярность. Хороший пример – сервис «В контакте». Инвестиции стали дорогими, и актуальность монетизации аудитории для подобных проектов многократно повысилась.

– В медиа-проекте тоже может быть монетизация?
– Классическая монетизация медиа-проекта – продажа рекламы. До кризиса такая схема неплохо работала. В период кризиса надо предоставлять дополнительные услуги пользователям. На базе интернет-телеканала Russia.ru мы планируем создание социальной сети для тех, кто любит Россию. Уже сейчас суточная аудитория Russia.ru – более 100 тысяч посетителей, притом что некоторые сюжеты посмотрели более миллиона человек. Представляете себе масштаб интернет-телеканала, интегрированного в социальную сеть с аудиторией в несколько миллионов зрителей в сутки? 

– А другие ваши медиа-проекты?
– Сейчас все бизнесы, ориентированные на прибыль от продажи рекламы, испытывают сложности. Непонятно, сколько это продлится. 

– То есть New Media Stars испытывает сложности?
– New Media Stars – продюсерская компания. Мы занимаемся придумыванием и поиском интересных идей. Хорошие идеи не имеют проблем с монетизацией и в период кризиса. Наши медиа-проекты – лишь часть корпорации. Даже когда они недобирают по рекламе, они помогают такие идеи реализовывать. New Media Stars занимается разработкой онлайн-игр, продюсирует книги. Кстати, по трилогии Сергея Тармашева «Древний» мы получили предложение от Стивена Сигала стать нашим партнером и представлять интересы New Media Stars в Голливуде. 

– Нет опасений, что кризис внесет коррективы в ваши планы?
– Нет. 

– Многие говорят, что очень хорошие проекты «заворачиваются» из-за кризиса.
– Наверное, либо они недостаточно «очень хорошие», либо авторы проекта обратились не по адресу. До кризиса считалось модным непременно иметь какой-нибудь интернет-проект. Сейчас ситуация изменилась. Но хорошая идея всегда найдет своего инвестора, даже в период кризиса.

Взгляд
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе