Мегадоступ к культуре ("Krytyka Polityczna", Польша)

Как вы планируете провести сегодняшний вечер? Посмотреть в интернете фильм или любимый сериал? Лучше настройтесь на бумажный аналог или, если у вас есть телевизор, жмите на кнопки пульта, пытаясь найти что посмотреть в том невероятном мусоре, которым потчуют нас частные и общественные каналы. В поисках интеллигентных развлечений на сайтах ekino.tv, iitv.info или в сотне других сервисов, вы наткнетесь на объявление: «Плеер megavideo отключен, смотрите, пожалуйста, видео на других ресурсах (если они доступны)». Закрытие сервиса Megaupload и связанного с ним Megavideo заставило миллионы пользователей болезненно осознать, что бесплатному сыру пришел конец. Но не только это. Оно дало возможность понять, что интернет - это ресурс, который имеет много общего с понятием доступа к культуре. Если вам доводилось бывать на каких-нибудь конгрессах, вы знаете, что это выражение-ключ, от которого участники начинают в один голос причитать и рвут волосы на голове.

Тем временем культура, в том числе высокая, потихоньку процветает в мезальянсе с интернет-пиратством. Казалось бы, что об этой странной связи известно всем, но никто не говорит об этом вслух. Хотите углубиться в современную философию? Почитать литературные новинки нишевых польских издательств? Одолжили подруге старый номер какого-нибудь журнала, а теперь он вам понадобился? Вы найдете все это на портале chomikuj.pl – если не в чисто электронной форе, то старательно отсканированное и, разумеется, в свободном доступе. Вы любите оперу, а особенно Моцарта? «А в каком исполнении?» - спрашивает Youtube. Действительно, сложно представить себе произведение (может быть, кроме записей некоторых самых новых польских спектаклей), которое не было бы нелегально выложено в сеть. Не знаю, собирает ли кто-нибудь данные на тему использования этих ресурсов, но могло бы выясниться, что вовлеченность населения в культуру, о которой говорят данные статистики театров и библиотек, совсем не так ничтожно мала, как мы привыкли об этом думать.

Неужели мы живем в стране воров с утонченным вкусом? Не совсем так. Я подозреваю, что подавляющее большинство тех, кто не слишком приличным образом пользуется высокой культурой, предпочитало бы делать это законно. Проблема в том, что у них нет выбора. Телевидение в борьбе за массового зрителя потчует нас звездно-ледовым винегретом, отодвигая более серьезные позиции на нечеловеческое время или, что чаще, не показывая их вообще. Доступ к кабельному телевидению есть, собственно, только у жителей городов. Цены на книги стали просто заградительными, а библиотеки получают все меньше средств, что заметно влияет на количество доступных в бесплатном формате новинок. Высокая культура в традиционной форме или слишком дорога, или малодоступна, а кроме того совершенно не отвечает требованиям «эластичного рынка труда»: люди, работающие в любое время суток, а часто и ночью, иначе распоряжаются своим временем и хотели бы посвятить его чему-то действительно стоящему, но они не могут подладиться к установленному сверху времени показа спектаклей или передач.

Можно, конечно, возмущаться, что заниматься пиратством очень некрасиво. Но порой это единственная возможность ответа на лоббируемый издателями, производителями или культурными институтами негибкий способ участия в культуре. Мир пошел вперед, изменились потребности, а возможность законно и дешево пользоваться живым и свежим культурным предложением online остается в Польше очень ограничена. В силу обстоятельств мы пользуемся нелегальным контентом, как правило, размещенным на иностранных сайтах. Не имея мощных серверов с международным охватом, мы находимся на периферии глобального интернет-рынка, и на ведение самостоятельной политики в этой области никаких шансов у нас нет. Тем временем вместо того, чтобы внять голосу рассудка и изменить способ предоставления контента на более гибкий, например, позволяющий заплатить небольшой абонемент и посмотреть какую-нибудь серию, концерны занимаются в США лоббированием иррационально заградительных юридических решений, как PIPA (Protect Intellectual Property Act) или SOPA (Stop Online Piracy Act). Основные расходы на слежку за отдельными пользователями и их преследование лягут на плечи американских налогоплательщиков. К счастью, совместный протест глобальных гигантов во главе с Википедией и компанией Google способствовал тому, что американская администрация, пожалуй, надолго забудет о подобных идеях.

Правительство Дональда Туска (Donald Tusk) тем временем вместо того, чтобы вводить разумные решения, которые уже не первый год предлагает Фонд Современная Польша Ярослава Липшица (Jaros?aw Lipszyc), собирается 26 января подписать спорный международный договор ACTA (The Anti-Counterfeiting Trade Agreement), против которого протестует уже половина польского интернета. Не говоря уже о традиционно непрозрачном ходе работ над его ратификацией, своими положениями ACTA делает потенциально возможными мониторинг и регистрацию данных пользователей, отключение их от интернета и возбуждение уголовного дела даже в случае единичного подозрения в нарушении авторских прав. Что еще смешнее, подписание этого договора должно стать завершающей изюминкой польского председательства в ЕС. Неизвестно, что выйдет из попыток спасти ситуацию, которые предпринял министр Бони (Micha? Boni), внезапно пообещавший провести переговоры с представителями общественности. После атаки отчаявшихся хакеров на польские правительственные и парламентские сайты, ответственность за которые взяла на себя группа Anonymous, переговоры могут застопориться.


Вся ситуация с закрытием Megaupload и Megavideo сильно напоминает закрытие проекта Napster в 2001 году, который был продан и преобразован в легальный сервис продажи музыкальных файлов за небольшую оплату. Часть музыкального рынка уже тогда признала очевидным фактом то, что невозможно посадить в тюрьму миллионы человек, обменивающихся файлами, и лучше изменить политику продажи, приведя ее в соответствие с реальным спросом. Сейчас нам остается лишь ждать аналогичного отрезвления кинопроизводителей и медиаконцернов, а также рационального решения уже нашего правительства, которое откажется от подписания ACTA. Хотя, отправка за решетку половины польской интеллигенции, имела бы свои забавные последствия. Вы представляете себе эти разговоры? «За что вы сидите?» «За Доктора Хауса. А вы?» «А я за Бергмана».

Ханна Гилль-Пёнтек (Hanna Gill-Pi?tek)

ИноСМИ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе