Попавшие в сеть: Брейвик и интернет-радикализм

Существует также модель «идеологического фронта», которую с самого начала отстаивал известный теоретик джихада Абу Мусаб аль-Сури. Суть проста: самый безопасный способ организоваться – это обойтись без организаций. «Это позволит обойти любые меры безопасности», писал аль-Сури в своем 1 600 страничном руководстве для вооруженных формирований под названием «Призыв к всеобщему исламскому сопротивлению».

21 сентября 2010 года Интерпол на своей домашней страничке опубликовал пресс-релиз[2], предупреждающий о существовании экстремистских сайтов в Интернете. В нем подчеркивалось, что это глобальная угроза: все больше и больше террористических групп пользуются Интернетом, чтобы привлечь молодежь.

«Вербовщики из числа террористов пользуются сетью и всеми ее возможностями, чтобы привлекать молодых людей из среднего класса, которые обычно не находятся под наблюдением правоохранительных органов», – сказал Генеральный секретарь Рональд Ноубл. – «Это угроза для всего мира. Она реальна. Она стучится в нашу дверь. И противостоять ей в полной мере способна только международная полиция – Интерпол».


Ноубл подчеркнул, что Интернет облегчил процесс радикализации и усложнил борьбу с террором. Одна из причин, заявил он, состоит в том, что многое из того, что происходит, не является преступлением.


«Заряжай!»


Учитывая то, как много в последние годы говорится об опасности исламистского (а точнее салафитско-джихадистского) террора, можно было бы ожидать, что заявление Ноубла привлечет внимание прессы и в Норвегии тоже. Но поиск на норвежском сайте Atekst и вообще в сети показал, что интерес к этому вопросу крайне ограничен. Норвежское Информационное Агентство (NTB – Norsk telegrambyra) сделало краткое заявление, отдельно упомянув «Аль-Каиду», хотя в пресс-релизе Интерпола о ней ничего не говорилось. Через несколько недель газета «Dagsavisen» дала перевод куска из того же текста Интерпола со следующим вступлением: «Мы живем в период недовольства. Недовольства исламом»[3].


Межкультурная газета «Utrop» была одним из немногих изданий, которые высказались о предостережении Ноубла[4]. Это заметил и участник дискуссии на форуме «Hegnar Online». Он похвалил «Utrop» за их статью и подчеркнул, что сокращение полиции облегчает жизнь тем, кто стал радикалом в Интернете. Для такого форума столь разумный комментарий весьма необычен.


Но не все последовавшие комментарии делались по существу. Вот, например, один из них: «Поневоле задаешься вопросом, а не управляют ли всем Западом [эти радикалы]. Запад захвачен исламом в заложники. Запад настолько боится перестать казаться открытым и толерантным, что терпит нападки самой закрытой и нетолерантной идеологии». А вот комментарий попроще: «Заряжай! Держим ухо востро»[5].


Пристрастный взгляд на джихадизм


За последние несколько лет проведено немало исследований интернет-радикализма, но основной упор всегда делался на исламский террор. Этот феномен можно кратко описать так: юноши и молодые люди из мусульманской среды обрабатываются пропагандой в Интернете, видят съемки боевых действий, ужасающие фотографии войны в Афганистане, Ираке и Чечне, знакомятся с экстремистскими толкованиями ислама. Они, так сказать, попадают в сеть. Кто-то из них идет в терроризм, кто-то еще только планирует пойти. Документальный фильм Би-Би-Си «Поколение джихада» предлагает интересный и страшный взгляд на это явление.


Однако исследователи Тим Стивенс и Питер Нойманн в своей работе об исламском интернет-радикализме обращают внимание на то, что не только исламистские группы стремятся поставить Интернет на службу политическому экстремизму:


Хотя вдохновленные «Аль-Каидой» исламские активисты представляют самую значительную террористическую угрозу в Соединенном Королевстве на момент написания этого текста, исламские активисты не единственная (и даже не основная) группа политических экстремистов, занимающаяся радикализмом и вербовкой в Интернете. Количество посетителей достаточно трудно проверить, но самые популярные исламистские форумы в сети (например «Аль-Эхлаас», «Аль-Хесба» или «Аль-Борак») уступают по популярности сайтам сторонников превосходства белой расы, таким как «Stormfront» (Грозовой фронт)[6].


Поразительно, но террорист Андерс Беринг Брейвик посещал «Грозовой фронт» (международный интернет-форум, отстаивающий «белый национализм», площадка нео-нацистов) и оставлял там комментарии[7]. Один раз он написал о своей надежде на то, что «различные разрозненные правые движения в Европе и США придут к согласию относительно «исламизации Европы и США» и попытаются достичь согласия относительно этого вопроса». И далее: «В конце концов, мы все хотим лучшего для наших людей, и ради них мы обязаны попытаться создать самый крепкий союз, которому хватит сил сбросить правительства, поддерживающие мультикультурализм»[8].


В этом комментарии он представился как швед. И вот другой участник форума ему отвечает: «Добро пожаловать, дружище! Приятно видеть единомышленника из Швеции. Судя по тому, что я читал у Фьёрдмана[9], этой части мира приходится нынче несладко»[10].


Фьёрдман – норвежский блогер, привлекший к себе много внимания после терактов 22 июля. Мы еще поговорим о нем ниже, а пока давайте еще раз посмотрим на эти два комментария. Они показывают, что расстояние между «старым» правым неонацистским экстремизмом и его новой версией, которая соединяет в себе ненависть к мусульманам и теорию заговора, не так уж велико.


Мировоззрение Фьёрдмана


Человек, совершивший теракты в Утёйа и Осло, не принадлежит к нео-нацистам и утверждает, что презирает их – как и многие другие в среде Интернет, где он черпал вдохновение. Также он заявил, что его изгнали с форума «Грозовой фронт». Интернет-радикализм, разумеется, касается не только молодежи из мусульманского меньшинства в странах Запада. В Интернете полно правых экстремистских сайтов, которые и по форме, и по тону высказываний весьма похожи на джихадистские порталы. Некоторые из них в той или иной степени нео-нацистские, например «Грозовой фронт» или nordisk.nu (где Брейвик тоже часто появлялся). Прочие принадлежат к так называемому «контр-джихадистскому» течению. Они-то и стали непосредственными вдохновителями Андерса Беринга Брейвика.


И тут на вас обрушивается пропаганда: начиная от ложной статистики и заканчивая подлинными новостями о злодеяниях мусульман – или людей из мусульманской среды (переступал человек когда-либо порог мечети или нет – уже не так важно) – в разных концах мира. Можно почитать о подлинных проблемах, например, о браках по принуждению, обрезании и притеснениях женщин, или насочинять себе проблем на почве теории заговоров. И тут идея сознательной и подготовленной «исламизации» Европы является краеугольной. Согласно этой теории, арабские и западные правительства сплотились в этой исламизации, к ним примкнули журналисты, ученые, банкиры и даже Ватикан. На сайте YouTube выложено множество пропагандистских видеороликов. Можно поучаствовать в дискуссиях на форумах, где все одинаково уверены в том, что мы наблюдаем столкновение цивилизаций, ислам – это безграничное и единственное зло на планете, а «умеренные мусульмане» – это кучка лицемеров.


Один из влиятельных блогеров в «контр-джихадистской» блогосфере – норвежец Педер Нёстволд Йенсен, который пишет в Интернете под псевдонимом Фьёрдман на таких сайтах как «Gates of Vienna» – «Врата Вены». Это американский блог, служащий своего рода центральным местом сбора в этой вселенной. Брейвик назвал Фьёрдмана главным источником своего вдохновения. Тридцать девять его эссе, опубликованных на сайте «Врата Вены» и на других сайтах, были включены в так называемый манифест Брейвика – документ на 1 500 страниц, состоящий в основном из цитат. Мировоззрение Фьёрдмана, наверное, лучше всего проиллюстрирует комментарий с сайта «document.no» – как ни странно, это ответ на реплику самого террориста:


«Предположу, что ЕС через 20 лет ждет развал, но еще до того в, как минимум, одной из стран Западной Европы разразится гражданская война. Рано или поздно люди поймут, что у них за спиной ЕС и лидеры европейских государств уже решили: пусть мусульманская колонизации нашего континента продолжается без помех. Это величайшее предательство в истории человечества. И совершенно не укладывается в голове, что наша пресса, которая якобы критикует власть (включая крупнейшую в стране ежедневную газету «VG»), ни слова об этом не пишет. Дело в том, что лидеры западных стран ведут демографическую и юридическую войну с белым большинством населения этих стран, чтобы ослабить его, а это выгодно авторитарному пост-демократическому мировому порядку и им самим в первую очередь. ЕС уже катится под откос»[11].


Идеология Фьёрдмана также окрашена крайним национализмом и идеями политического, социального и этического поворота назад и необходимости национального возрождения – как он сам выразился «новое возрождение, при котором европейская цивилизация снова расцветет». Он не призывал к насилию прямым текстом, но посредством своего рода «ультиматума» потребовал уничтожить ЕС положить конец иммиграции мусульман в Европу. Также он настаивает на том, что политиков следует отдать под суд за участие в европейско-арабском заговоре. И намекает на то, что прибегнет к «необходимым мерам», чтобы «обеспечить выживание нашей нации».


В своей книге «Победа над Евравией» он выражает желание «отменить» парламентскую демократию и много внимания уделяет историческим личностям (которых представляет карикатурными героями), например, Шарлю Мартелю и Яну III Собескому[12]. Иными словами он прекрасно вписывается в определение фашизма, как его сформулировал Роджер Гриффин: «Фашизм – это революционная форма национализма, которая начинается как политическая, социальная и этическая революция, объединяющая «народ» в динамические национальные сообщества под предводительством новых элит, переполненных духом героизма. В основе этого проекта лежит миф о том, что только популистское межклассовое движение очищения, катарсическое национальное перерождение (палигенез) может остановить волну декаданса»[13].


Третья волна


По-норвежски это означает, что, начиная с 1970 года, мы столкнулись с третьей волной правого экстремизма. Первой волной был нео-нацизм Эрика Блюхера и прочих[14]. Это направление существует до сих пор, однако оно слабо и малозаметно[15]. Вторая волна – это группа Народного фронта против иммигрантов – FMI, созданному в 1989 году. Сегодня она тоже невелика и объединяет престарелых пенсионеров. Стоить отметить, что оба сообщества вызвали рост политической жестокости до такого уровня, который можно назвать терроризмом. Nasjonalt Folkeparti (национальная народная партия), выросшая из Norsk Front (норвежского фронта) Блюхера, стояла за терактом в мечети Нор в Осло в 1985 году. А в 1990 году Арне Мирдал из FMI получил срок за попытку разрушить приют в городе Тромёй. Третья волна – это нынешний «Контр-джихадистский» правый экстремизм, движимый ненавистью к мусульманам и теориями заговора.


Три повода для беспокойства


В предостережении, изданном Интерполом в прошлом году, есть несколько точных слов. Оно указывает на «виртуальную» угрозу – то есть угрозу из Интернета. Оно говорит о том, что экстремисты выходят из «среднего класса» и не привлекают внимания полиции. В случае с Андерсом Берингом Брейвиком можно с уверенностью утверждать, что полиция промахнулась только в одном: были четкие указания на то, что террорист не входит ни в какую группу. Объяснение – он был «одиноким волком» - нередко встречается, когда речь заходит о правых террористах.


Но все одинокие волки когда-то отбились от стаи.


Давайте вернемся к Стивенсу и Нойманну, которые указали на три явные черты Интернета, вызывающие беспокойство в связи с радикализацией и вербовкой в экстремистские организация и сети. Даже если обсуждение вращается вокруг исламистских группировок, сказать об этом здесь все равно весьма уместно[16]. Первый повод для беспокойства в том, что экстремисты могут использовать Интернет с целью проиллюстрировать и подкрепить идеологические посылы и тексты. Новички в любой момент могут получить доступ к идеологическим текстам, а также к весьма действенным фото- и видео-материалам, которые придают выразительности заявлениям экстремистов.


Во-вторых, в Интернете легче вступить в организацию или сеть или связаться с ней, при этом почти не рискуя, в отличие от личной встречи, например, как это было раньше. В случае с Брейвиком выяснилось, что он активно посещал несколько форумов, но также списывался через Фейсбук с другими сообществами, ненавидящими мусульман, из Норвегии и других стран. Он также поддерживал связи с британской правой экстремистской группой «Английская лига защиты» и ее ответвлением – «Норвежской лигой защиты». Источник из этой среды сообщил газете «Dagbladet» о том, что профиль Брейвика в Фейсбуке был «сплошь тамплиерско-викинговско-антилейбористским» – что ему очень нравилось.


Многие представители этой среды заявили, что никогда не подстрекали к насилию, но не составит труда найти романтизированные описания насилия и сценарии развития событий, напичканные им.[17] Норвежский общественный канал TV2 обнародовал интереснейшие и шокирующие материалы, например, о том, что один кандидат от Демократической партии[18] из числа фаворитов хотел застрелить министра и мечтал о нападении на членов правительства, собравшихся отметить Рождество[19].


Третий повод для беспокойства заключается в том, что Интернет создает новое социальное пространство, где нормальным считаются мнения и поведение, неприемлемые в обычной жизни. Поскольку экстремисты могут объединяться с теми, кто разделяет их взгляды, получается виртуальная «эхо-камера», где их самые несусветные идеи и предложения находят поддержку и понимание. Этот эффект «эхо-камеры» наиболее заметен на тематических сайтах, таких как «Врата Вены» или «Грозовой фронт», но проявляется и на других ресурсах. Норвежские медийные компании до некоторой степени позволили экстремистским голосам одержать верх в их же собственных онлайн-дебатах. Посмотрим хотя бы на «Hegnar Online», где попадаются самые безумные заявления. В июле 2010 года, например, появилась ветка, где говорили о том, что Йенс Столтенберг – больший предатель, чем Квислинг. А один из «спорщиков» заметил, что «сброд в Утёйе обучали приветствовать предателей аплодисментами». Немногие озвучивали мнения, противоположные теме ветки, осуждающей Столтенберга[20]. Андерс Беринг Брейвик также оставлял свои комментарии на форуме «Hegnar Online»[21].


Многие из этих споров дошли до таких крайностей, что серьезные люди попросту перестали в них участвовать.


Ненависть к исламу по-сербски


Когда 22 июля 2011 года терроризм пришел в Норвегию, его проводником стал человек, который, скорее всего, превратился в радикала именно благодаря Интернету. Председатель «FpU» (Прогрессивная молодежная партия), Уве Ванебо после прочтения комментариев, оставленных Брейвиком на форуме в 2003 году, полагает, что с Брейвиком «что-то случилось в 2003 году»[22].


В какой момент «что-то случилось» трудно сказать, поскольку радикализация через Интернет – процесс постепенный. Комментарии Брейвика на форуме «FpU» в 2002 и 2003 годах показывают, что даже заявления его манифеста (о том, что натовские бомбардировки Сербии изменили его самого) – неправда. В комментариях 2002 года, через три года после вторжения НАТО в Сербию, заметно, что Брейвик гораздо лучше относился к исламу и иммигрантам, чем многие другие участники форума «FpU». То есть логичнее предположить, что заявление террориста о том, что события в Сербии серьезно повлияли на его мысли, – это неявная попытка подогнать свою историю под идеологический нарратив. В среде «контр-джихадистов» принято поддерживать сербский национализм, обычно сюда же приплетается и отрицание сербской кровавой расправы.


Тут стоить упомянуть, что Серж Трифкович – один из источников, на который то и дело ссылается манифест, зачастую посредством цитат из эссе вышеупомянутого Фьёрдмана. Трифкович – один из идеологов современной ненависти к исламу. Но масштаб его личности к этому не сводится. Он был советником Биляны Плавшич, «железной леди», которая стала временным президентом отколовшейся сербской республики в Боснии-Герцеговине, а позднее вице-президентом Сербской Республики и членом центрального командования ее армии. После она признала себя виновной и была осуждена за военные преступления Международным Трибуналом по Бывшей Югославии.


Глава Консервативной партии Норвегии Эрна Солберг недавно провела параллель между современной ненавистью к исламу и антисемитизмом тридцатых годов двадцатого века. Как показывает пример Трифковича, аналогии с сербской анти-исламской пропагандой и ненавистью вполне уместны[23].


Здесь будет небезынтересно рассмотреть несколько конкретных примеров из истории Сербии, в которых заметны четкие параллели с норвежскими спорами[24].


Возьмем историка Война Давича, который в 1993 году утверждал, что мусульмане на Балканах представляют собой «угрозу Европе, ибо ислам не может принять разделение религии и государства, а также религии и нации», но отстаивает «странный симбиоз религии и государства, а также религии и нации». Или другой пример – политолог Миролюб Йевтич, который заявил, что ислам «исключает все прочие мировоззрения и борется за монопольное положение» и посему представляет «опасность для современного общества» и является «противоположностью всех законных отношений, толерантности, диалога и мирного сосуществования». Или вспомним Момо Капора, который в 1993 году написал: битва против ислама – «это вопрос сохранения цивилизации и культуры». А Зоран Джинджич (впоследствии премьер-министр Сербии) в 1994 году сказал, что косовские албанцы – «элемент нашего существования, который сложно интегрировать в любую западную цивилизацию». Нада Тодоров предостерегает от «исламизации и ее размаха». Или посмотрите на Департамент информации в Белграде, который в январе 1993 года напечатал проспект по-английски, чтобы объяснить, почему действия сербов оправданы:


(мусульмане) во второй раз хотят создать турецкую Боснию или Боснию в Турции (...), с законами шариата и прочими нормами, которые неприемлемы в начала XXI века. (...) Они приглашают на этот кровавый пир секулярных паразитов всех мастей, убийц и поджигателей войны. Моджахеды и фанатики джихада из мусульманских стран приезжают исполнить свой «священный долг» и искоренить нас. Подобное отсутствие моральных принципов отлично вписывается в их религию и традиции.


Не кажутся ли вам некоторые из этих аргументов смутно знакомыми?


...но никак не наивность


Вопрос в следующем: что нам делать с этой ненавистью? И снова полезно посмотреть на масштабные исследования исламизма и радикализации через Интернет. Норвежский научно-исследовательский центр Министерства обороны (FFI) внес немалую лепту в это исследование[25].Тема, без сомнения, непростая, связанная с морально-этическими и юридическими различиями между словом и делом, между языком вражды и насилием, между романтизацией жестокости на экране компьютера и терроризмом в реальности. Она ставит вопросы, например: что важнее – свобода слова или возможно закрыть сайты, на которых ведется пропаганда неприкрытой ненависти. Здесь нет очевидных ответов, но понятно одно: ученые, политики и журналисты (в Норвегии и других странах) должны рассмотреть эти вопросы в новом контексте, то есть в контексте правого экстремизма. И это должно было стать очевидным давным-давно, поскольку это не первый теракт, подпитанный ненавистью к мусульманам в Интернете, однако 22 июля показало данную проблему с кровавой, пугающей и печальной стороны.


Премьер-министр Йенс Столтенберг сказал (и по праву получил за это одобрение), что норвежский ответ на терроризм - «больше демократии, больше открытости». Его слова регулярно цитируются экстремистами, правыми радикалами и людьми, в целом сочувствующими правым, когда они возмущаются по поводу того пристального внимания, которое им оказывается после 22 июля. На самом деле фраза Столтенберг была длиннее, вот только ее концовку все время отрезают: «... но никак не наивность».


И тут мы подходим к самой сути. Нельзя быть наивными, когда речь идет об угрозе исламистского террора. Эта угроза реальна. И вообще нельзя быть наивным, когда сталкиваешься с реакционным поведением, ненавистью, притеснением женщин или гомофобией в среде меньшинств. Но 22 июля продемонстрировало, что мы не можем позволить себе наивность, когда дело касается блогеров различных оттенков коричневого, прямой пропаганды, направленной против мусульман и ислама в целом, или правых теорий заговора – да и вообще любых теорий заговора. Следует ставить острые вопросы – и не только об экстремистах, но и о тех, кто позаимствовал у теории заговора идеи, аргументы или политику и помог нейтрализовать и узаконить терроризм.


Четыре подхода


Нам нужно обсуждать тактику противостояния радикализму в Интернете. Стивенс и Нойманн выделяют четыре направления действий: сделать Интернет менее доступным для материалов экстремистского характера; усилить саморегуляцию внутри социальных сетей; снизить привлекательность экстремистских сайтов; распространять конструктивные точки зрения в качестве альтернативы терроризму[26].


Первый подход предполагает действия, которые (с точки зрения свободы слова) не очень желательны. Если воспользоваться им, придется фильтровать интернет: блокировать или закрывать сайты. Но также он подразумевает и более разумные шаги. Например, работу с так называемой системой «оптимизации поисковиков “черная шляпа”», когда создатели поисковых систем и другие специалисты из этой сферы объединяют усилия, чтобы не дать экстремистским сайтам получить высокий рейтинг в результатах поиска. Второе направление – это вызов, брошенный СМИ и тем, кто руководит дискуссионными форумами в Интернете: ввести ограничения на то, что позволено публиковать. Право на свободу слова других не обязывает редакторов печатать их мнения. Третье направление – это вызов преподавателям и родителям. Развивая способность молодежи мыслить критически и вырабатывая у их иммунитет к экстремистским влияниям, можно добиться того, что экстремизму негде будет разбрасывать свои семена.


И последнее направление, в котором главную роль Стивенс и Нойман отводят правительству, – это вызов нам всем. Именно мы можем искоренить экстремизм – проявляя инициативу и создавая ресурсы, где люди могут общаться, не ощущая культурных и религиозных барьеров.


Если мы начнем действовать таким образом, молодые люди не будут попадать в сети экстремизма. Потому что мы просто не можем позволить себе их потерять.


Примечания


[1] Abu Mus'ab al-Suri, Da'wat al-Muqawama al-Islamiyya al-'alamiyya (An appeal for global Islamic resistance). Unknown publisher, 3/2004, 1323. Referenced by Ashour, Omar. 2010. Online De-Radicalization? Countering Violent Extremist Narratives: Message, Messenger and Media Strategy, Perspectives on terrorism, vol 6, nr 4.


[2]Пресс-релиз Интерпола, 21 September 2010.


[3] Joel Brinkley, "Islam i kampsonen", Dagsavisen 9 October 2010, 48-49.


[4] Are Govg. Moum, " – Extremistiske nettsteder radikaliserer ungdom", Utrop 23 September 2010.


[5] С форума «Hegnar Online». Доступно только через Google Cache.


[6] Tim Stevens and Peter Neumann. Countering Online Radicalization. London: ICSR Publication, 2009, 7.


[7] Matthew Taylor, "Norway police end Utoya search as further 24 victims named", The Guardian 29 July 2011.


[8] Ветка обсуждения на «Stormfront» http://www.webcitation.org/60w5x2Nwp


[9] Педер Аре Нёстволд Йенсен (род.1975) – норвежский ультра-правый анти-исламист, ведет дневник в Интернете под псевдонимом Фьёрдман (здесь и далее прим. переводчика)


[10] Там же.


[11] См. Oyvind Strommen, "Retorikk med ein pris", 26 Juli 2011.


[12] См. Oyvind Strommen, "So, what?s the deal with Fjordman?", 5 August 2011.


[13] Roger Griffin, Nature of Fascism, New York: St. Martin's Press, 1991, xi.


[14]Эрик Блюхер или Тор Эрик Нильсен (род. 1953) – норвежец, бывший активист нео-нацизма.


[15] В докладе Норвежской палицейской службы безопасности 2011 года говорится: «Правый экстремизм в Норвегии не проявлял активности в последние годы. Однако ожидается рост активности с 2010 года до конца текущего. Некоторые активисты хотят оживить правое экстремистское сообщество. Но отсутствие сильных лидеров затрудняет рост данного сообщества». Это анализ, который соответствует и «традиционному нео-нацизму», и самой среде, которая возникла вокруг FMI (народный фронт против иммигрантов). См. также www.pst.politiet.no.


[16] Stevens and Neumann, Countering Online Radicalization, 12.


[17] См. например: "Bang, bang, there goes a muzzie!", vepsen.org, 28 July 2011 and "Motte engelske ekstremister i Oslo", vepsen.org, 10 August 2011.


[18]«Демократы в Норвегии», ранее известные как «Демократы», – норвежская политическая партия. Основана в 2002 году, основные инициаторы – бывшие члены Партии прогресса.


[19] Asbjorn Leirvag, Bent Skj?rstad. "Ordforerkandidat i hemmelig lydopptak: Ville henrette regjeringsmedlem" TV2.no, 4 August 2011.


[20] Oyvind Strommen, "Hatet pa nettet – noen norske dome".


[21] Oyvind Strommen, "Hatet pa nettet – ei oppfolging", 31 July 2011.


[22] Eivin Sorlie, "– Debatt pa FpU-forum viser Breiviks radikalisering". Aftenposten 11 August 2011.


[23] Lars M. Glomnes "Erna Solberg mener muslimer hetses som jodene pa 30-tallet". VG 4 August 2011.


[24] Нижеследующие примеры взяты из книги Andreas Malm, Hatet mot muslimer, Stockholm, Atlas, 2009, pp 437-528. Политические симпатии самого Малма могут вызывать некоторый скепсис (он связан с крайне-левыми в Шведской политике), однако исследования, на которых основана эта книга, вполне объективны. Особенно стоит прочитать главу о сербской анти-исламской пропаганде, о которой в Скандинавии известно мало.


[25] См. например: Hanna Rogan, Jihadism Online – a study of how Al Qaida and radical Islamist groups use the Internet for terrorist purposes. Kjeller, Forsvarets Forskningsinstitutt, 2006.


[26] Stevens and Neumann, Countering Online Radicalization, 47.


Эйвинд Стрёммен

Russian Journal

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе