Попытка 2.0

Самый устойчивый и неистребимый миф об интернете — миф о безграничных возможностях самореализации, самопрезентации и личного успеха при минимальных затратах. Первые, кто с энтузиазмом повелся на этот миф и почти довел его до совершенства — непризнанные писатели.

Термин «сетература» как обозначение сетевой литературы, противопоставленной по способу публикации и доставки читателю классической издательской системе, сложился и получил распространение к 1998 году. Невозможно подсчитать, сколько уже литературных произведений опубликовано в сети, но счет идет на миллионы единиц прозы всех жанров и десятки миллионов стихов. И весь этот вал породил всего лишь один успешный алгоритм достижения литературного успеха: издательство приметило талантливого автора и заключило с ним контракт. В области новых жанров миллионы опытов так же к качественному прорыву не привели, как бы грустно это ни звучало, но даже и гипертекст, как литературный прием, был изобретен задолго до интернета — Кортасар, Борхес, Набоков использовали его в своем творчестве.

Почти сразу после освоения Интернета сетература стала маргинальной областью, хотя время от времени писатели и предпринимают попытки угнаться за сетевыми трендами. Контент в Интернете мучительно мутирует — это очевидный факт. Контент укорачивается, становясь snackable — как картошка фри. Он бьется на сериалы и доставляется кусочками — возникают десятки литературных сериалов, сомнительных художественных достоинств и немонетизируемые в принципе. Но самое главное — контент выдается в сырой, необработанной потоковой форме в лентах социальный сетей, и почему-то не считается полуфабрикатом, он уже готов к употреблению в таком виде, и многим хватает только его — я имею в виду молодежь и поколение Вконтакте. В прошлом году стартовал проект Сильвии Хартман, которая публикует текст романа в момент написания, и можно подкараулить момент, когда новые слова и буквы будут возникать прямо на глазах у читателя. Как аттракцион — развлекает, как поиск нового формата — бессмысленно.

Меняется форма любого типа информации, всех ее составляющих: текста, аудио, изображений, видео. Раньше для каждого такого типа контента существовали удобные, понятные формы потребления: соответственно, книги и журналы, аудиокассеты и компакт-диски, фотоальбомы и видеокассеты. Но физические носители растворились в прошлом, и сейчас все человеческие знания перепаковываются в другие форматы. Появляются новые платформы digital publishing, такие, как 3Plet — «оживший» музыкальный альбом или NARR8 — интерактивная книга. Переупаковка художественного текста может сделать его привлекательнее визуально, может помочь удержать внимание читателя, особенно подростка, может снять вопрос качества текста с повестки дня, но не меняет его, не дает читателю новых эмоциональных эффектов, как, например, это происходит с новыми технологиями в кино.

Несколько лет назад я поставил перед собой задачу — попытаться придумать формат подачи литературного произведения, дающий читателю те самые новые эффекты восприятия, те впечатления, которые невозможно получить, читая бумажную книгу. И вот что из этого получилось.

Содержание

Сначала ясно было только одно — не хотелось делать стомиллионный развлекательный текст-таймкиллер. Хотелось увидеть современного героя в современных реалиях, его страхи, его надежды, его слабости и поиски смысла жизни.

Дальше все покатилось само собой и стремительно, почти стихийно, превратилось в проект «2012 2.0», известный в Сети как #ДДД («Двадцать Двенадцать Два-Ноль»). Для тех, кто не в курсе, кратко расскажу о сюжете.

Бедная, замученная планета Земля «пока еще держится», несмотря на все то, что творит с ней Человек, которого стало слишком много. Человек в поисках ресурсов протыкает поверхность планеты иглами нефтяных вышек, дырявит стратосферу и вредит массой других способов, ставя планету на грань экологического коллапса… Пока ничего нового: о том, что такое реально происходит, сегодня знает и ребенок. Но кроме вреда физического Человек пробивает подобные озоновым дыры в невидимой, мыслящей оболочке Земли — в ноосфере. Человек бессмысленно плодит все новые и новые копии себя самого в социальных сетях, не понимая, чем это ему грозит. И в конце концов тот самый конец света, которым нас все пугали, случился, но его почти никто не заметил. Если не считать пяти главных героев книги «2012 2.0», в привычной жизни каждого из которых внезапно случается нечто, переворачивающее их представление о мире и природе вещей.

Художественный жанр романа четко не определен: здесь и триллер, и мистика, и фантастика с путешествиями в параллельные миры. Но в общем и целом книга про Интернет и социальные сети, про то, во что может и уже превратился Человек, и с чем он может столкнуться в ближайшее время. Привычные для литературы нравственные и философские вопросы здесь задаются в современном контексте.

Форма

После того, как я получил «мясо», сам контент, встал вопрос, что с ним делать дальше. Как журналист, проработавший в индустрии более 13 лет, сменивший бумагу на Интернет, я прекрасно видел все случившиеся метаморфозы контента за это время, и четко понимал, что такую книгу на бумаге издавать ни в коем случае нельзя. Надо привести форму подачи романа в соответствие с сегодняшним днем, учитывая все современные тренды: новые особенности потребления контента, распространение гаджетов и социальных сетей. В результате книга вышла в виде приложений на всех существующих современных платформах для мобильных устройств и электронных книг, также она доступна в Интернете для чтения из браузера. В этом нет ничего удивительного — никакая не новая платформа для издания, во всех этих многочисленных «сторах» и «маркетах» полно книг, и я просто сделал одно и то же приложение на всех этих платформах сразу.

Новое здесь другое: трансформировался сам контент книги. К основному ядру — собственно тексту — добавилась интерактивная интернет-надстройка: в тексте появились кликабельные элементы, атрибуты современного Интернета, но не в виде конъюнктурного антуража, а видоизменяющие сам сюжет. И аналогов такому подходу я пока не нашел в мировой практике. Создавалась надстройка, а это примерно треть книги, почти столько же, сколько контентная часть: на каждую пришлось по году. Итак, что же случилось с книгой?

Все персонажи — и главные, и второстепенные, стали «живыми», они получили имена настоящих людей, которые живут в реальном мире и имеют свои аккаунты в соцсетях. Собственно, имен в книге почти не стало: они превратились в ники, начинающиеся со знака @, как в твитере. На каждое имя можно кликнуть и попасть в аккаунт этого конкретного человека, который существовал и до проекта, он не был придуман для него. Появились хэштеги и названия брендов — тоже кликабельные. Кликнуть можно даже на мыслях персонажей, которые преобразовались в сообщения соцсетей: твиты, посты в Facebook, чекины Foursquare и заметки Evernote. Они выстроены в хронологическом порядке по сюжету книги, только по ним можно проследить развитие героев. Элементы соцсетей были вплетены в сюжет, стали его частью, влияя на его развитие и судьбу героев. Этот прием размыл границы реального и виртуального в книге, действие сюжета выплеснулось из романа в «эти наши интернеты». Например, когда в скандальной рубрике Артемия Лебедева «Субботние сиськи» появляется фотография очередной полуобнаженной блондинки, мало кто знает, что эта фотография — часть книги, точно такая же есть в романе, где ее появление диктуется сюжетом. Блогер-безпятиминут-стотысячник Евгений Козлов в своем твитере делает перепост чужого сообщения с просьбой девушки составить ей компанию в кино, и тут же через твитер находится компаньон: это тоже книга выплеснулась наружу. Другой твитерянин Антон Коробков-Землянский «помогает» через социальные сети снять квартиру вроде как виртуальному персонажу, но в процессе поиска участвуют и другие пользователя твитера, которые, предлагая варианты квартиры, не подозревают, что своими сообщениями в данный момент пишут книгу, являясь ее соавторами. И от того, в каком районе Москвы героиня «выберет» квартиру, зависит сюжет и территория его дальнейшего развития. «У меня проблема», — пишет мой персонаж @top_neo в своем твитере: — в моей квартире оказался посторонний человек, но вызывать полицию вроде не хочется. Что делать?». «Вызывай полицию нехотя», — советует кроме прочих пользователь @Olyapka, и ее твит тут же попадает в книгу.

Читатель, открывающий #ДДД в приложении через год после публикации, увидит «персонажей» книги в развитии, за пределами сюжета — просто кликнув по ссылке и попав на страницу в соцсетях. Это стирает границу между реальностью и вымыслом, по сути (и это следует из большинства развернутых отзывов) стирается граница между чтением и проживанием сюжета, меняется степень присвоения героев повествования, степень включенности в спор с авторами и с персонажами. Что важно, этот стереоэмоциональный эффект достигается без привлечения технологических наворотов, а благодаря алгоритму подачи вполне традиционного контента — текст, иллюстрации, музыка.

Цифры

Из #ДДД получился большой некоммерческий эксперимент, это и попытка нащупать новый формат и в то же время демонстрация того, как может выглядеть художественное произведение сейчас, при нынешнем потреблении контента. Контент книги преобразовался в точно такое же фрагментированное полотнище из обрывков социальных сетей, каким сегодня выглядит лента сообщений в Facebook или Vkontakte. Ники персонажей не склоняются, сами они постоянно оставляют следы своего присутствия в Instagram и Foursquare, в ленте полно названий брендов и их рекламы. Привычно? Да. Нелепо? Тоже да! Но именно так мы сейчас воспринимаем информацию, в таком пошинкованном виде.

Когда я затевал проект #ДДД, то, конечно же, до конца не понимал, во что это выльется. Всего в создании книги участвовало 26 человек и 5 различных студий, почти все бесплатно - это был крауд-сорсинг в чистом виде. Авторов текста, кстати, четыре: каждый писал за своего персонажа (я - за двух). Всего книга должна выйти на 13 различных платформах (9 мобильных, 2 - для электронных книг плюс флэш-версия для Интернета и аудиороман), на данный момент релизы вышли на 7. Сам роман (суммарно это 246 страниц текста и примерно 8 часов чтения) выходил в режиме сериала в Интернете по адресу paranoikteam.ru, а также в виде подкастов на , версию романа для электронных книг можно скачать на OZON.ru.

Суммарную статистику собрать сложно, к тому же проект еще продолжается, но сейчас это около 70 тысяч прочтений за три месяца, при этом книга еще не вышла на iOS ни в iPad-, ни в iPhone-варианте. За три месяца с октября по декабрь в социальных сетях было около 2 с половиной тысяч упоминаний проекта.

Как оценивать эти цифры? С одной стороны - для Интернета и бесплатных мобильных приложений это вроде было мало, с другой стороны - это все же полноценная книга, а не, скажем, ролик Youtube. По идее, сравнивать нужно с дебютными книгами начинающих авторов, чьи бумажные книг, вышедшие в России за три месяца тиражом в 5000 экземпляров сейчас считается чуть ли не бестселлерами. Читающая публика — самые консервативные люди на свете — их первая реакция на слова «новый формат» — скепсис.

Качественные показатели следующие: средняя оценка, выставленная читателями в мобильных приложениях - 4,5 из 5. Тональность высказываний о проекте в социальных сетях: 68% нейтральные, 26% положительные, 6% - отрицательные, причем пятая часть негатива относится к долгому ожиданию релиза проекта на какой-то из платформ.

Лично я ожидал большего вирусного эффекта. Многие #ДДД просто не поняли, а кто-то отнесся к нему как к рекламному проекту, а не литературному. Хорошо характеризует ситуацию комментарий одного из пользователей, поставившего минимальную оценку (1 балл) книге в магазине Android: «Адски много букв. Как играть не понял».

Перспективы

Что дальше? Я не знаю. Монетизационная составляющая в книгу была заложена, и коммерческие запросы на продолжение проекта есть. Но пока не хочется с ними связываться: если и делать #ДДД2, то, как это ни парадоксально, гораздо больший упор должен быть уже не на форме, а на содержании. Чтобы формат доказал свою жизнеспособность, он должен понравиться в первую очередь читателям, которые его еще не раскусили, а не рекламодателям, увидевшим в нем возможности для своего продвижения. Так что только #ДДД2 покажет перспективы формата. А если он провалится или до него даже не дойдет дело: что ж, по крайней мере, я попробовал это сделать.

Николай Турубар

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе