Сеть в ежовых рукавицах

Все эти непродуманные законы — «о черных списках», «об экстремизме», о «защите интеллектуальной собственности» и подобные -— наконец имеют шанс реально заработать.

«Концепция развития мультисервисных сетей связи общего пользования Российской Федерации», выложенная на сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ еще в июле, привлекла внимание отрасли лишь в середине августа. Вероятно, основные положения документа настолько ошеломили специалистов, что сначала им просто не поверили. 14 августа появился подробный анализ «Концепции» в блоге Алексея Кипчатова, одного из руководителей компании RETN.NET; его основные выводы подхватили СМИ, и с тех пор тема бурно обсуждается на самых разных уровнях — от блогосферы до круглых столов c представительным составом участников.

«Концепция» предлагает перестроить существующую систему взаимодействия всех российских операторов связи — и традиционной телефонии и бурно развивающейся в последние годы интернет-отрасли — по единому иерархическому образцу. Обычная фиксированная телефония, унаследованная от СССР, включает несколько уровней иерархии (международные, междугородние и местные — зональные — операторы), находящиеся между собой в сложных отношениях соподчинения. А вот структура услуг передачи данных, лежащих в основе интернет-отрасли, складывалась в значительной степени стихийно (и заметим: почти без регулирования со стороны государства) и потому устроена совсем иначе.

Самое главное отличие структуры передачи данных от традиционной телефонной иерархии — то, что здесь каждый оператор имеет право непосредственно соединиться с любым другим оператором (причем, заметим, находящимся в любой точке мира, а не только в том же государстве). Эти соединения могут осуществляться как на обычной платной основе, так и на бесплатной — точнее, условно-бесплатной, где взаимозачет трафика позволяет примерно равным по мощности операторам свести взаимные платежи к нулю. В пределе любой оператор может полностью избежать оплаты трафика, но для этого ему придется основательно вложиться в инфраструктуру Сети, обеспечив свое присутствие во всех основных точках мировой концентрации трафика (т. н. «иксах» или «девятках», от сокращения IX, что означает Internet eXchange).

Суть намеченной в «Концепции» перестройки можно изложить в двух словах: создаются выделенные Федеральные Операторы Связи (ФОС), через которые будет проходить весь международный трафик, и все остальные (просто Операторы Связи — ОС), обеспечивающие услуги населению. Правила соединения всех операторов между собой предполагается довольно строго регулировать на уровне федерального закона.

«Концепция» полностью отменяет сложившийся порядок в сетях передачи данных, вводя архаичную иерархию, где отношения между операторами разных уровней зарегулированы по максимуму. Иными словами, речь идет о замене свободных рыночных отношений жестким регулированием со стороны государства. Причем, заметим, в этой области нет никакой такой «естественной монополии», существование которой могло бы объяснить и оправдать введение государственного регулирования. Она вводится искусственно, неявным образом, лишь потому, что связь — «стратегическая отрасль» и требует повышенной безопасности и внимания со стороны государства (ага, спохватились через два десятка лет после рождения интернета!).

Неизбежность монополизации прямо вытекает из требований к будущим ФОС. В первое время такой оператор должен будет обеспечить свое присутствие в городах с населением более 100 тыс. (куда, заметим, попадают такие удаленные точки, как Норильск, Магадан, Анадырь или Петропавловск-Камчатский). В соответствии с планом Минкомсвязи по развитию сетей к 2017 году это будут уже поселки с населением более 10 тысяч. Все это было бы очень здорово с точки зрения преодоления «цифрового неравенства», только вот ни один из существующих операторов сейчас не отвечает этим требованиям. К 2015 году соответствовать им сможет только один «Ростелеком» — если напряжется и при поддержке государства соберет «под себя» всю существующую магистральную инфраструктуру (то есть силой отберет ее у других компаний, которые, разумеется, просто так ее не отдадут). Кроме того, как подсчитали эксперты, ему еще придется вложить пару миллиардов рублей для прокладки кабелей в отдаленные районы и на другие нужды (не забудем, что ФОС еще должен будет единолично обеспечивать и свое присутствие во множестве точек по всему миру).

Простой подсчет говорит, что такие затраты никак не «отобьются» в разумные сроки (если оправдаются вообще), и выход только один — привлекать государственные средства и повышать тарифы для населения. Становится и проблематичной перспектива развития сетей: в истории есть примеры, когда по подобной строго вертикальной модели строились телефонные сети (например, в довоенных Италии и Германии, и, конечно, в СССР), и в результате все они значительно отстали в развитии от своих рыночных аналогов в других странах.

Не следует думать, что, вводя архаичную иерархическую модель сетей передачи данных, намереваясь разрушить бизнес десятков существующих компаний по проводке зарубежного трафика и отдать весь трафик через границы единому государственному оператору, — инициаторы закона не понимают, что делают. Они не просто «слизнули» понятную им модель из образцов, характерных для советского мироустройства. Нет, все объясняется еще проще: каналы через границу, собранные в одной государевой руке, резко упрощают контроль за ними, и все эти законы «о черных списках», «об экстремизме», о «защите интеллектуальной собственности» и подобные наконец имеют шанс реально заработать. Конечно, слова «государственный оператор» впрямую в «Концепции» вы не встретите, но, как выразился Алексей Кипчатов, «федеральный» — это просто оговорка по Фрейду, «может ли быть Федеральным оператор, который принадлежит частным лицам и прочим иностранцам?»

В материалах одного из последних по времени круглых столов, состоявшегося 29 августа по инициативе Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), имеется резолюция, единодушно принятая всеми присутствовавшими представителями крупнейших интернет-компаний и провайдеров, от «Яндекса» и «Лаборатории Касперского» до «Ру-центра» и даже редко появляющихся на таких собраниях представителей мобильной телефонии в лице МТС.

Резолюция утверждает, что предлагаемая реформа «приведет к остановке развития сетей в интересах пользователей и бизнеса» и даже «будет способствовать деградации данных сетей». И прямо не затрагивая вопросы контроля над интернетом, которыми столь озабочены последние годы «охранители» из государственных структур, авторы резолюции напоминают, что подобный контроль имеет две стороны: «количество трансграничных переходов уменьшится, и управление ими консолидируется, что снизит устойчивость телекоммуникационной инфраструктуры к внешнему воздействию, устойчивость при ошибках, а также облегчит задачу контроля исходящего трафика российского сегмента Internet спецслужбами иностранных государств».

Можно констатировать, что перед нами первый реальный шаг в сторону построения глобального интернет-фильтра по образцу китайского. Ранее неоднократно подчеркивалось, что такая система фильтрации — мечта воспаленного воображения «охранителей», видящих в каждом иностранном гражданине «агента влияния», а каждый доллар из-за рубежа направленным на подрыв «существующего строя», — будет стоить очень дорого и вряд ли государство захочет раскошеливаться на подобное. А без крупных денежных вливаний на перестройку существующей структуры отрасли даже перечисленные выше законы работать всерьез не должны, не то что более жесткие фильтры.

Вот перед нами и проект того, как можно перестроить отрасль относительно небольшими средствами (что такое миллиард-другой рублей в масштабах государства?), начав с технической стороны вопроса. Что, конечно же, правильно: подогнав технические детали и собрав весь интернет-трафик в одних руках, можно позволить себе вводить глобальные запреты на что угодно — с одним оператором на всю страну это уже дело совсем несложное.

Юрий Ревич

Новая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе