Цифровая жизнь

В "РГ" в пятый раз проходит интернет-фестиваль отечественного кино "Дубль Дв@"

Представить первые фильмы, показанные в рамках фестиваля - "Вишневый сад" и "Смерть в пенсне, или наш Чехов", - и дать старт кинопоказам пришли Нина Чусова, Александр Адабашьян, Елена Драпеко, Евдокия Германова, Екатерина Гусева, Алексей Иващенко.

Награды нашли и первых лауреатов - приз "За выдающийся вклад в российское киноискусство" присужден актрисе Инне Чуриковой и режиссеру Глебу Панфилову - прославленному творческому дуэту.

Но впереди еще много открытий, стоит только зайти на адрес d2.rg.ru.

13 и 14 апреля в программе - спектакль "Норд-Ост", авторы либретто и музыки - Георгий Васильев и Алексей Иващенко, который рассказал о своей работе:

- Это спектакль, 400-й по счету, запись сделана уже после теракта. Мы снимали его с пяти камер, и это одна из моих любимых лент. Там играет практически весь золотой состав, и видео удивительно точно передает ощущение спектакля, словно ты находишься в зале.


Карен Шахназаров, режиссер фестивальной картины "Исчезнувшая империя" и генеральный директор студии "Мосфильм", специально для "РГ" представил свою киноленту, показ которой пройдет 18 и 19 апреля:

- Это кино моей молодости, делали мы его вместе с моим товарищем еще со школы - Сергеем Рокотовым. Он написал сценарий. Картина рассказывает о 70-х годах в СССР, о жизни обычных молодых людей. Что меня до сих пор интересует в 70-х и в моей молодости, это то, как странным образом мы тогда и представить не могли, что наша страна исчезнет. Если бы нам кто-то сказал в 1973 году, что это случится, мы бы просто посмеялись. В то же время, видимо, в эти годы что-то такое происходило незаметное для нас, что привело к исчезновению империи, и мне это тоже интересно понять. Люди живут, влюбляются, ссорятся, женятся, рожают детей, а параллельно случается что-то для них недоступное, но то, что влияет на их жизнь. С другой стороны, как мы видим, империи переживают расцвет и закат, а люди продолжают жить, любить и ненавидеть.

- Просмотр фильмов в Cети стал своеобразным новым трендом. Это мешает большому прокату?


Карен Шахназаров: Я положительно отношусь к легальному просмотру фильмов в Cети. Главное, чтобы не пиратские источники. Уверен, Интернет продлевает жизнь кино, кардинально расширяет его аудиторию. Люди сейчас в сети смотрят с удовольствием старые фильмы, а ведь раньше кинофильм после проката фактически умирал. Так что Интернет усиливает роль кино, оно становится огромной частью жизни человека. Может быть, иногда даже лучше, чтобы люди побольше читали, а не фильмы смотрели, но мне как производителю кино такая любовь зрителя к кинематографу, конечно, нравится. Я сторонник развития интернет-показов, но эта среда должна стать частью общего кинорынка и регулироваться законом.

- Сейчас снова говорят о том, что нужно помогать отечественным картинам доходить до зрителя. Может ли квотирование - законодательная защита российского кино в прокате - стать решением?


Карен Шахназаров: Отечественное кино нужно поддерживать так же, как и всю отечественную индустрию. В любых ее проявлениях. Но квотирование не сработает. Мы производим очень мало фильмов, всего 70 картин в год. Обычная мировая практика: из 4 картин в прокат берут одну. Не потому, что остальные три плохие. Может быть, они даже лучше, просто они не для проката. Если мы делаем 70 картин, значит, на большой экран из них могут попасть в лучшем случае 15. Это программа, которая может покрыть лишь две недели в кинотеатрах. Франция делает 400 картин в год, Швеция - 60. Для такой большой страны, как Россия, 70 картин в год - ничтожно мало. Если мы будем снимать хотя бы 300-350, тогда стоит задуматься о квотировании, а пока нужно придумывать другие формы поддержки.

Прямая речь

Александр Адабашьян, сценарист, актер и режиссер:

- В прошлом году у меня вышла семейная картина, в главных ролях - дети. Казалось бы, потенциальная аудитория самая большая, но до проката она так и не дошла. Быть может, он несколькими копиями случится в мае, так что идея фестиваля мне очень близка. Многие картины не доходят до зрителя. Может быть, и мое кино ждет интернетная судьба. Фильм, что отрадно, заработал уже много призов на различных фестивалях, одна наша девчонка уже три приза получила за главную роль, причем соревновалась она со взрослыми актрисами. А для широкого зрителя, как нам сказали, наш фильм - зрелище непривычное. Я бы сравнил это с тем, что люди привыкли, скажем, ходить в рестораны быстрого питания. Они ждут определенного ассортимента и не задумываются над выбором. Но окажись они в ресторане, где готовят разные блюда, то долго не могли бы выбрать. Задумались бы. Любой пример не совершенен в данном случае, но у меня складывается именно такая ассоциация. Мне кажется, что зачастую зрители не хотят шевелить мозгами, а ждут именно кинофастфуда. Посмотрел - и забыл.

Текст: Оксана Нараленкова

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе