Виртуал

Ора-Ито - его псевдоним словно заимствован из фильма аниме. Однако марка французского дизайнера Ито Паскаля Морабито не имеет ничего общего с виртуальностью. Она сегодня знак профессионального риска и творческого успеха 

  Его появление на Олимпе бизнеса и славы выпадает из всех норм и правил, принятых в деловом мире. Да это и понятно - ведь Ито Морабито взорвал его, как интернетовский хакер вскрывает охраняемый сайт. Практик из виртуального пространства, этот внешне хрупкий парень из Марселя стал пророком мирового дизайна и доказал: творчества без игры не бывает. Более того, оно и есть одна бесконечная игра. Авантюризм же не более чем синоним удачи. И пусть остальные - и простые смертные из метро, и небожители бизнеса - гадают, что стоит за правотой вдохновения Морабито: стратегия, провокация или случай? Очевидно одно: никто не в состоянии отказать этому человеку в пронзительном таланте. 

Авантюра, авантюра… 

"Во мне смешалась французская, аргентинская, итальянская и немецкая кровь. Я вырос в необыкновенной семье, на протяжении нескольких поколений она состояла из художников, архитекторов, ювелиров, - рассказывает "Итогам" Ито Морабито. - Мой прадед по материнской линии - Луис Мартин - был самым известным архитектором Аргентины. А бабушка занималась дизайном детской одежды. Она родилась в Аргентине и вышла замуж за архитектора Ива Байяра. Переехала с ним во Францию и работала на модный Дом Диор. Ив Байяр был большим архитектором и галеристом, Музей современного искусства в Ницце - его проект… А по отцу я итальянец. Мой прадед Паскуале Морабито жил неподалеку от Неаполя и занимался производством изделий из коралла, черепахового панциря и крокодиловой кожи: украшений, мебели, предметов домашней утвари. Так в 1853 году родилась марка "Морабито". Под ней чемоданы и сумки из крокодиловой кожи поставлялись даже российскому императорскому двору. Мой дед был, по воспоминаниям родственников, славным парнем, но бизнес провалил - семейная фирма зачахла. Зато отец, пока не разорился, был одним из наиболее оригинальных французских ювелиров. Именно он придумал бриллиант, "плавающий" в искусственном кристалле. Сейчас такие украшения можно увидеть практически в любых ювелирных бутиках, особенно их много у Chopard… На протяжении ста с лишним лет мальчиков рода Морабито было принято называть Паскалем или Паскуале, на итальянский фасон. Но мои родители решили назвать меня Ито. Однако в мэрии Марселя им отказали: согласно французским правилам в имени не должно быть меньше четырех букв. Тогда меня записали в метрике Ито Паскалем. Почему Ито? Так хотелось матери. Позже я узнал, что у индейцев сиу это слово означает "творец мечты". 

"Счастлив тот, кто вырос среди красивых вещей, глядя с детства на прекрасный пейзаж. Он не может не стать художником", - как-то сказал мне Филипп Старк, один из самых крупных современных дизайнеров. Ито Морабито - доказательство тому. Правда, запрограммированный родителями как "творец мечты", он начал созидать в электронную эпоху. Поэтому его главным инструментом творчества сделался компьютер. 

"Мне никогда не нравилось учиться, - признается гуру нового поколения дизайнеров. - В школах и институтах учат тому, что было кем-то сделано раньше, а мне хотелось создавать самому. Больше всего на свете мне нравилось играть на компьютере… Понятно, почему в Creapole - Школе творчества и дизайна - я не проучился и года. Вылетев из нее за неуспеваемость, я заперся дома - жил я тогда в Париже в гараже, переделанном в маленькие апартаменты, - и увлекся компьютерным дизайном. Для начала зарегистрировал свой сайт, на котором принялся размещать придуманные мной продукты под модными брендами: Nike, Louis Vuitton, BIC, Gucci… Я не копировал известные марки, а создавал вещи якобы от "знаменитого дома". Космический рюкзачок от Louis Vuitton, кольцо от Cartier с бриллиантом, уложенным не в золото, а в необычный пластик, оригинальные туфли от Roger Vivier, словно позаимствованные у Золушки XXI века… Не подумайте, будто я пытался что-либо продать. Я просто рисовал, вообразив себя знаменитым арт-дизайнером. Для меня это были не реальные вещи, а нереализованные детские сны". 

Но для компаний, чей ассортимент продукции в год миллениума расширял непрошеный дизайнер, начались черные дни. Их телефоны обрывались - клиенты спрашивали, где можно купить новые товары. Особенно досталось бутику Louis Vuitton на парижской авеню Монтень. Все японские туристы, дежурно высаживаемые автобусами у витрин магазина, атаковали продавцов одним и тем же вопросом: "Где купить космический рюкзачок?" Для того чтобы отвечать на вопросы, связанные с виртуальной продукцией, модным домам даже пришлось нанять дополнительный персонал. Директора обратились за помощью к адвокатам, которые поспешили увидеть в проказах дерзкого анонима покушение на права интеллектуальной собственности. Юридические кабинеты начали готовить иски против наглеца, якобы воспользовавшегося звонкими лейблами в своих интересах. А тот, кто скрывался под компьютерным ником Ора-Ито, продолжал высмеивать престижные марки. 

Неслыханное дело! Авантюрист разместил в Сети сконструированную им виллу под лейблом Gucci образца 2010 года, начиненную предметами с логотипом этой фирмы да еще с портретами ее записного кутюрье Тома Форда. Плюс создал еще несколько вещей в самом настоящем псевдостиле Филиппа Старка, известного французского мэтра дизайна. Улыбчивый бонвиван Старк, узнав об этом, только рассмеялся… Но меч Фемиды уже завис над курчавой головой Морабито, тем более что он и не собирался скрываться. 

"Мой сайт был признан "интернавтами" сайтом года, - вспоминает Ора-Ито. - Мне начали звонить из глянцевых журналов, предлагать контракты и интервью. Я будоражил сознание филистеров. Пришли и письма от адвокатов компаний, высмеянных мной. Что они могли вменить мне в вину? Ведь я ничего не продавал - создавал исключительно ради творчества. На всякий случай я обратился за консультацией к адвокату. Показал ему заодно и письмо, пришедшее из дирекции музеев Лувра: кураторы залов современного искусства предлагали мне устроить у них персональную выставку. "Тюрьма вам не грозит, а знаменитость обеспечена!" - заявил адвокат, узнав об этом. Он был провидцем". 

Сумасбродный мальчишеский поступок вольно или невольно оказался мастерским маневром, после которого перед Морабито открылся лишь один путь - к славе. Крупнейшие компании, чьи изделия оказались столь искусно стилизованы, сообразили, что их иски против юного дизайнера, чьи работы выставили в главном национальном музее, станут лишь рекламой ему. Не лучше ли будет перетянуть изобретательного парня на свою сторону? И предложения от самых престижных фирм посыпались Ито Паскалю Морабито, окончательно превратившемуся в модного дизайнера Ора-Ито. Наивно авантюрная история, словно списанная со сработанного на компьютере фильма, превратилась в реальность. И в какую! Дорогую, золотую, стоящую сегодня многие миллионы долларов и евро. 

Real & Virtual 

"В двадцать один год я разом добился всего, о чем когда-то только мечтал: денег, славы и - главное - возможности заниматься тем, что мне нравится, - признается Ора-Ито. - Жизнь моя невероятно изменилась. Первые деньги я заработал на рекламных контрактах. Подготовил pub - так французы называют рекламу - для Levi's и Honda. Но настоящий прорыв был связан для меня с Heineken. В начале века я сделал алюминиевую пивную бутылку, во всех дискотеках мира молодежь теперь пьет только из нее. Тогда-то я и заработал мой первый миллион. Теперь все хотят со мной познакомиться, приглашают в рестораны. Порой принимают меня из-за моего имени за японца, поэтому и зовут в японские рестораны. Я же совершенно равнодушен к азиатской кухне. Космополит по моей культуре, я люблю гамбургеры и жареную картошку, самый банальный фастфуд… Впрочем, в том, что касается дизайна, особенно такого минималистичного, как мой, я и в самом деле чувствую себя фанатом Японии. Уже четыре года работаю с Toyota, в Стране восходящего солнца это бренд номер один. Контракт с этой компанией я получил - очень смешно - опять же "обманным путем". Как-то дирекция фирмы, решившая открыть свой автосалон на Елисейских Полях, запросила топ-лист японских дизайнеров - Toyota предпочитает работать только с японцами. Но агентство, которому поручили составить этот список, включило в него и меня. Представьте себе: именно мой проект салона Toyota на главной улице Парижа выиграл конкурс. Когда же японцы увидели, что Ора-Ито француз, менять дизайнера было уже поздно". 

За архитектурное решение автоцентра Toyota Ора-Ито получил премию Janus Award, за дизайн бутылки Heineken - "Упаковочный Оскар" за лучшую упаковку в 2002 году, за лампы для Artemide - приз Red Dot Design Award. А в 2006 году он был признан международным жюри лучшим дизайнером года. Теперь он наград уже не считает. На вопрос журналистов, что он видит своим главным признанием, ответил: "Любовь собаки. Мой лабрадор любит меня совершенно бескорыстно". 

Сегодня только в штатном расписании студии Морабито, созданной в 1998 году, десять человек. Годовой же оборот этого малого предприятия с немалой амбицией, по оценке парижского журнала L`Express, более двух миллионов евро. Впрочем, сам мэтр денег не считает. Он живет в Марэ, одном из самых старинных и престижных кварталов Парижа. Дом, купленный дизайнером за пять миллионов евро, является памятником истории. Правда, сам Ора-Ито обитает только на первом этаже. Этого ему вполне достаточно. Тем более что больше всего времени он проводит в постели. Не подумайте только, будто это неисправимое проявление обломовщины а-ля франсез. Нет, в кровати мэтр работает, там к нему приходят самые продуктивные идеи. Поэтому на ночном столике рядом с "мягким интеллектуальным полигоном" всегда лежат наготове ручка и блокнот. 

"Кровать - это пульт управления жизнью. Опираюсь на маленькую подушечку, кладу рядом несколько листов бумаги, отключаю телефон и ни с кем не общаюсь. У меня все начинается с "ручной работы", - раскрывает секреты своей творческой лаборатории маэстро дизайна. - Я создаю вещи, которые нравятся мне самому, которыми сам бы хотел пользоваться. В этом смысле запросы заказчика для меня вторичны. Если от меня потребуют нечто такое, что не соответствует моим представлениям о совершенстве, я не буду работать ни за какие деньги. Скажем, кухонную технику компании Gorenje - многофункциональные духовки, стеклокерамические варочные панели, комбинированные холодильники - я мог бы поставить и в собственном доме. Когда я создавал эту коллекцию, думал об ассоциациях с ноутбуком. Кухонная техника Gorenje должна быть такой рациональной, доступной в обращении и приятной на ощупь, чтобы хотелось унести ее с собой, нигде не расставаться с ней". 

Такой подход к дизайну совершенно франко-итальянский: все должно быть соблазнительным на ощупь. Морабито - тактильный дизайнер, стремящийся дать всем "почувствовать вещь". И пусть она будет непривычной сегодня, завтра она очутится в окружающем нас нелогичном мире аккурат на своем месте. "Чтобы реализоваться в жизни, надо быть немного сумасшедшим" - вот его кредо. Гауди, Нимейер, Ле Корбюзье, Уорхол - таковы кумиры Ора-Ито, мечтающего построить если не революционный в современном восприятии корабль-красавец, то целый город-мечту. С нуля, с фундамента домов!.. 

А пока мэтр работает с малыми формами: его деяния - это дизайн парижского клуба Le Cabaret, бюро концерна Nike в Париже, казино в Лас-Вегасе… Разминается же маэстро на более мелких изделиях. Создал дизайн бутылки, спроектированной специально для ночных клубов, которые так любит имидж-виртуал. В неоновых огнях дискотек узоры, нанесенные на бутылку, начинают светиться. Сотворил дизайн флакона для духов Smiley. Ему не впервой: Ора-Ито, фанатик аниме, давно ищет формулу счастья, а тут швейцарский дом духов придумал unisex-аромат на базе микропитательных веществ, которые - как утверждают парфюмеры - "решительно улучшают настроение". Плати 30 евро - и в рай! Рядом с таким забористым амбре и Зюскинд с его "Парфюмером" отдыхает. Что ж, времена поменялись. Если раньше Морабито использовал знаменитые марки, чтобы стать известным, то теперь уже марки ищут его поддержки, чтобы сделаться еще более популярными. Скажем, стоило Ора-Ито поменять в стиле "Космической одиссеи" Стэнли Кубрика внутреннее оформление парижского ночного клуба Cab, как его посещаемость выросла на 100 процентов! 

Легкость бытия 

Он не умеет ждать, но при этом не делает суетных движений. Все его работы рациональны, гладки и при этом - парадокс! - неожиданны. Может, это получается у него потому, что Ора-Ито - маэстро эпатажа: "Дизайнер должен иметь смелость рекламировать "Герпес" вместо "Гермес"!" Он дважды бывал в Москве, где выставлялся и в Государственном историческом музее. Тусовался по московским клубам от души. Признался в одном из интервью: "Раньше думал, что я богатый человек, но в Москве ощутил себя бедным. Этот город стал слишком дорогим даже для меня… Вот бы было здорово повесить на Спасской башне Кремля вместо красной звезды нахального плейбоевского кролика". 

Мальчишество, конечно… Но дизайнер, ставший таковым благодаря Интернету, прекрасно понимает огромную силу СМИ: "Будьте коммуникабельны. Используйте технологии - у нас есть Интернет, мобильные телефоны, мы можем продавать идеи всему миру. Не скажу что 50, но минимум 30 процентов работы это коммуникации... Каждый из нас как актер, который способен и быть режиссером, и сыграть все роли". Не случайно Ора-Ито можно частенько увидеть рядом с Ваиной Джоканте, одной из наиболее популярных актрис нового поколения во Франции. То они воркуют, как голубки, завтракая на террасе кафе в парижском Еврейском квартале, то целуются в лучах софитов на красном ковре Дворца фестивалей в Канне, то прогуливаются вместе с ребенком прекрасной Ваины в Булонском лесу… На первый взгляд невыносимая легкость бытия. Но это, мне кажется, только видимость. Ора-Ито уже перевалил тридцатилетний рубеж, однако по-прежнему живет как неисправимый "взломщик имиджей". Визитной карточкой дизайнера стал придуманный им стиль Simplexite, когда самые сложные и комплексные элементы проекта оказываются самыми простыми и наивными в исполнении. Так и в его жизни: все сложно и просто пребывает в прекрасной гармонии, наивности же в духе сериалов аниме Ора-Ито не занимать. 

Кирилл Привалов

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе