Врать стало легче

Историк и журналист Илья Смирнов — о том, как выжить человеку мыслящему в мире тотального обмана.
В конце прошлого столетия высказывалось мнение, что компьютеризованные граждане, объединившись через интернет, могут составить новый революционный класс, который покажет пример интеллектуальной свободы и обеспечит прогресс человечества. 
Илья Смирнов. Фото из личного архива


Не называю автора: сейчас он вряд ли будет на своем прогнозе настаивать.

Ведь по ходу внедрения информационных технологий врать стало легче.  А сетевая общественность оказалась даже более внушаемой и управляемой, чем «читатели газет».

При этом интернет, надо отдать ему должное, помогает получать оперативные ответы на вопросы сугубо нейтральные: как пройти к дому 5 по улице Строителей или кто правил после фараона Джосера. Но если затронут чей-то существенный интерес, связанная с ним информация искажается самым невероятным образом, предметы подменяются, как шарики у наперсточника, а новости либо раздуваются из ничего, либо выворачиваются наизнанку. Если на самом деле в Москву приехал гонец из Пизы, предметом общественного обсуждения немедленно станет сами знаете что. Сто раз оскорбят последними словами далекую африканскую республику, как она смела к нам такое присылать, прежде чем кто-то переспросит: «Причем тут вообще Гана?» После этого общественность, не реагируя на коварный вопрос, продолжит поносить африканцев.

Некоторые сделали подобные фокусы своей профессией, для других это хобби, заменившее «друзей, и книги, и прогулки под луной». Раньше людям хотелось знать правду, но мешало конкретное начальство, которое контролировало СМИ и боялось  объективной информации, например,  о повороте северных рек (у нас) или о вьетнамской войне (у них). Фальсификации нового образца, размытые по сетям и анонимные («имя нам легион, потому что нас много») не нуждаются в доказательствах и неуязвимы для опровержений. Они зарождаются и катятся по виртуальному пространству как будто сами собой, подминая и традиционные СМИ (где еще должны помнить, как проверять информацию), и экспертизу, и даже правосудие. 

Кошмар, позор, дискриминация! Негодяи, которые не любят инвалидов, выставили из нижегородского кафе «Фламинго» больного ребенка! «Новость» немедленно перетекает в рассуждения о «фашизации России» (то ли дело толерантный Евросоюз!). По ходу ее распространения в головы вдалбливается политкорректный лексикон: нет больше психических заболеваний, есть «особенности развития». При этом толерантно смакуется нерусская национальность «обидчика».

Параллельно, как будто в другой реальности, всплывает тот факт, что «девочке» 27 лет. Ее привела в кафе сиделка, приставленная влиятельными родственниками, а дальше эта сиделка то ли не смогла, то ли не захотела контролировать свою подопечную. Имеются разные версии, что конкретно делала девушка за барной стойкой и непосредственно в зале и что по этому поводу говорили друг другу участники конфликта.

Но мы же не Эркюли Пуаро, чтобы утруждать себя сопоставлением показаний. Легче отрапортовать сетевым истерикам, что все их пожелания выполнены, несчастное кафе закрыто (без суда, как и положено в вожделенном Евросоюзе), а работник общепита, их прогневавший, уже за решеткой.

Кошмар, погром, инквизиция! Православные активисты разбили скульптуры Сидура на выставке в Манеже! В.А. Сидур (1924–1986) был не только скульптор, один из лучших в СССР, но и фронтовик, инвалид войны. У кого поднялась рука? Выясняется: по ходу очередного безобразия, устроенного компанией Д. Цорионова (по прозвищу Энтео), действительно получили «видимые повреждения» две линогравюры Сидура. Охрана почему-то не вмешивалась. Также пострадал «объект» на тарелке, представленный на выставке как «голова» Иоанна Крестителя. Продукт самовыражения актуального «художника» по прозвищу Megasoma сбросили с «постамента» (то есть тарелки) на пол.

Слава интернету, можно оценить его художественную ценность, не платя денег за билет. Было бы желание знать правду. Но тогда, боюсь,  возникнут вопросы не только к дебоширам, присвоившим себе высокое звание «Божья воля», но и к руководителям государственных учреждений культуры — что и зачем они выставляют? Во избежание неудобных вопросов надо громче вопить про «православный ИГИЛ».

По той же нехитрой схеме нам впаривали, что Министерство культуры отнимает у театральных деятелей национальную премию «Золотая маска»; что РПЦ требует запретить Набокова и Маркеса; что путинский режим закрыл фонд «Династия»; что женщины России лишены права на ношение кружевных трусов… И  т.п. Это не безобидные игры. Они подрывают всякое доверие к журналистике, и случись реальная беда, ее воспримут как очередной фейк из серии «волки, волки!»

А если раскрутить тысячеминутку ненависти на весь мир, она сама становится источником трагедии. Ложь убивает в прямом физическом смысле, как выдуманное «ядерное оружие Саддама Хусейна» и аналогичные бредни, запущенные в оборот, чтобы оправдать уничтожение Ливии и Сирии.

Что с этим делать?

Не включаться панурговым бараном в готовый чужой сценарий. Не верить ни корреспонденту в эфире, ни соседке на лавочке, ни «френду» в Сети на слово — особенно если оно произносится в истерическом тоне. Уточнять значение терминов и проверять факты по источникам: откуда это стало известно?  

В общем, не забывать, что мы Homo sapiens. А компьютер — всего лишь инструмент.
Автор
Илья Смирнов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе