Всероссийский староста студпрофкома

В интернете идут выборы студенческого омбудсмена

Многие студенты в процессе учебы сталкиваются с различными случаями нарушения своих прав. С невыплатой стипендий, взятками, незаконными отчислениями, нехваткой мест в общежитиях. Помочь справиться с этими проблемами должен будет теперь уполномоченный по правам студентов. Согласно проекту положения о студенческом омбудсмене, при защите прав студентов он будет иметь возможность напрямую взаимодействовать с Министерством образования.

Инициативу ввести новую общественную должность поддержал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Члены совета по делам молодежи при министерстве образования отобрали 10 кандидатов. Всероссийский студенческий форум организовал в интернете площадку для голосования, окончательные итоги которого будут подведены в Татьянин день - 25 января 2013 года на втором всероссийском Форуме студенческих организаций.

Однако, как считает председатель Всероссийского общества защиты потребителей образовательных услуг Виктор Панин, появление омбудсмена не изменит общей ситуации:

– Введение должности уполномоченного по правам студентов – это профанация, создание еще одной номенклатурной единицы. На лицо желание минобра получить своего человека, который бы подтверждал, что министерство решает проблемы студентов в нужном направлении. У нас в стране миллионы студентов, а уполномоченный будет один. Не представляю, как он будет объезжать все вузы страны.

«СП»: – Какие механизмы защиты прав студентов есть сегодня?

– Есть суды, но как они работают, все знают. Есть управления образования на местах. Если права студентов нарушаются, значит, в этих управлениях не работают. Надо заставить их работать, а не плодить новые структуры.

Председатель Ассоциации студенческих профсоюзов России Олег Денисов не против самой идеи введения института уполномоченного, но напоминает об имеющемся опыте взаимодействия студентов и власти:

– Само появление студенческого омбудсмена безусловный плюс. Другое дело, что сфера интересов у него широка, и один человек не в состоянии будет охватить все проблемы студентов. На мой взгляд, Министерству образования было бы правильно выстроить взаимоотношения со всеми студенческими организациями, которые представляют интересы учащихся. К сожалению, этих отношений нет. Формально создан совет студентов при министерстве, но в эффективности его работы есть большие сомнения. Было бы правильно сотрудничать с коллегиальными органами, чем взваливать все на одного человека. Возможно, омбудсмен будет создавать прецеденты помощи учащимся, но предсказать его эффективность сегодня сложно, – говорит Олег Денисов.

Один из кандидатов на новую должность Артем Хромов тоже пока опасается делать прогнозы даже в случае своего избрания. Как он рассказал «СП», многое будет зависеть от готовности Министерства образования прислушиваться к мнению омбудсмена:

– Существование омбудсменов – это мировая практика, которая постепенно приживается и в России. У нас есть уполномоченный по правам человека, по правам ребенка, по правам предпринимателей. Они эффективно защищают интересы граждан. Результативность студенческого омбудсмена будет напрямую зависеть от тех полномочий, возможностей и административных ресурсов, которые ему предоставит Министерство образования. Это и право на взаимодействие со студенческими объединениями, и допуск в ВУЗы, и возможность проводить оперативные проверки по фактам нарушения прав студентов, и мониторинг общей ситуации.

«СП»: – Сможет ли омбудсмен, который выбирается из числа молодых людей, повлиять на коррупцию в вузах?

– Уполномоченный должен реагировать на злоупотребления не только в вузах, но и в органах власти, отвечающих за образование. Сегодня мы видим, как жалобы студентов в управления образования спускаются к администрации учебных заведений. В результате, к жалующимся студентам применяются репрессивные меры. Задачей омбудсмена будет контролировать реагирование на жалобы. Безусловно, если бы у нас эффективно работала система защиты прав учащихся органами власти, то уполномоченный не был бы нужен. Но пока это не так.

«СП»: – Как будут строиться отношения между омбудсменом и студенческими профсоюзами?

– Считаю, что уполномоченный должен добиваться реальной независимости студенческих организаций самоуправления. На текущий момент они представляют интересы администрации, их выборы проходят непрозрачно. Они занимаются, скорее, распределением финансовых средств, чем защитой интересов студенчества. Сам факт обращений студентов в исполнительные органы власти говорит о том, что студенческие профсоюзы не выполняют свою функцию. Если меня изберут омбудсменом, то я буду добиваться принятия закона о студенческом самоуправлении в России. Нами он уже разработан и основан на опыте подобных законов в разных странах мира.

«СП»: – Число голосующих за уполномоченного в интернете очень мало по сравнению с общим числом студентов. Готовы ли они в своей массе к самоуправлению?

– К сожалению, пока большинство студентов не готово активно участвовать в отстаивании своих прав, что показали различные митинги протеста. Но это во многом связано с отсутствием механизмов защиты желающих свободно выступить. С одной стороны, надо будить студенческую массу, с другой, – защитить наиболее активных от репрессий.

«СП»: – Сейчас все могли наблюдать скандал вокруг Торгово-экономического университета – РГТЭУ. Студенты и преподаватели против слияния их вуза с РЭА им. Плеханова, в Минобразе называют РГТЭУ неэффективным. Как вы видите решение проблемы таких институтов?

– Руководство государства поставило задачу за три года на 20% сократить число вузов и на 30% число филиалов. Безусловно, необходимо бороться с теми заведениями, которые превратились в конторы по продаже дипломов. В то же время, простое закрытие не повысит качества образования. Необходимы стратегические программы для институтов, где были бы прописаны планы по техническому оснащению, увеличению зарплат преподавателей. Если эти программы не составить, то мы увидим массовые протесты в разных городах страны.

«СП»: – Немного личный вопрос. Чем вы отличаетесь от своих конкурентов на пост студенческого омбудсмена?

– Я единственный, у кого есть программа. У других ее просто нет. Я возглавляю Российский студенческий союз, который уже несколько лет борется за права учащихся. Среди наших успехов можно выделить разрешение конфликтной ситуации в Тамбовском государственном техническом университете, в других вузах. У меня есть опыт реальной защиты прав студентов, который я намерен применить, если меня изберут.

Эксперты пока не берутся с уверенностью судить об эффективности будущего омбудсмена. Не берутся это делать даже некоторые кандидаты. Однако очевидно, что в нашей высшей школе накопилось немало проблем. Кстати, обычно за свои права вынуждены постоянно бороться студенты откровенно слабых вузов. Скандалы с выселениями из общежитий, незаконными отчислениями и взятками намного реже в тех университетах, что попадают в мировые рейтинги. А значит, главный вопрос не к студенческому омбудсмену, а к Министерству образования, отвечающему за общее состояние всей системы.

Андрей Иванов

Фото: ИТАР-ТАСС/ ИД "Родионова"/ Павел Маркелов

Свободная Пресса

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе