Зачетная тема

Станут ли онлайн-вузы альтернативой традиционной системе высшего образования.

Онлайн-курсы, за которые не надо платить, становятся хитом в западной сфере образования. Уже более двух миллионов студентов по всему миру, многим из которых далеко за 40, в течение этого года получили возможность виртуально прослушать университетский курс, сдать экзамены и получить выпускной сертификат. 

«Учился у профессоров Гарварда на пятерки» — такая фраза многим украсит резюме. Например, на предстоящие шестинедельные онлайн-занятия профессора Кевина Уэрбаха из Пенсильванского университета по геймификации — применению подходов, характерных для компьютерных игр, в программных инструментах для неигровых процессов — записалось 76 тысяч (!) студентов. Правда, неясно пока, сколько их останется к концу курса, когда предстоит держать экзамен.

Ведущие университеты США вроде Стэнфордского, Принстонского или Гарвардского вдохновляют своих лучших профессоров на чтение виртуальных лекций. Похоже, в системе высшего образования грядет переворот.

Кому это надо?

А начиналось все весьма скромненько. Типичен пример компании Khan Academy. Ее в 2006 году основал выпускник Массачусетского технологического института и бизнес-школы при Гарвардском университете Салман Хан, решив собрать коллекцию образовательных роликов. Со временем эта онлайн-библиотека получила поддержку из фонда Билла и Мелинды Гейтса и от Google, так что теперь в ней содержится более 3000 бесплатных обучающих роликов. Это был пробный шар. Следующим шагом стала организация онлайн-курсов — этим занялись ведущие учебные заведения планеты. К примеру, четыре наиболее крупных игрока на этом поле — Массачусетский технологический институт, университеты Гарвардский, Калифорнийский в Беркли и Техасский — объединили свои усилия на портале edX.

Группа профессоров из Стэнфорда в начале этого года создала сайт Coursera, заключив договора с 33 ведущими университетами США, Канады и Европы. В результате в Интернете предлагается 207 университетских курсов. Популярность сайта превзошла все ожидания. На днях «Нью-Йорк таймс» упомянула, что число пользователей компании растет быстрее, чем ряды пользователей Facebook. Вниманию онлайн-студентов предлагаются две основные темы: «Биология и естественные науки», а также «Бизнес и менеджмент». Сайт предназначен для потенциальных абитуриентов, студентов очного отделения университетов, преподавателей, желающих повысить квалификацию, всех тех, кто получает второе высшее образование, и просто любознательных граждан, стремящихся вместо кроссвордов загрузить мозг новой информацией.

Преподаватели западных колледжей и университетов только начинают использовать этот формат. Например, вместо «говорящей головы» на лекции в каком-нибудь заштатном колледже Оклахомы наставник рекомендует студентам включить компьютеры и прослушать видеокурс, читаемый его коллегой из Стэнфорда. Создатели Coursera предположили, что именитые лекторы — профессора и доктора наук, специалисты в бизнесе или IT — построят свои видеозанятия более содержательно и, что немаловажно для нынешних студентов, в удобоваримой форме. И не ошиблись. «Клиповое сознание», типичное для поколения, более привычного к видеороликам, чем к чтению книг, диктует новые формы обучения. Вполне вероятно, что разбитая на несколько кусочков видеолекция окажется гораздо понятнее двухчасового монолога лектора в аудитории.

Стремительное увеличение числа пользователей онлайн-курсов — подтверждение того, что расчет был сделан верно. Каждые три дня примерно 40 тысяч новых студентов со всего мира подключаются к Coursera. Стоит только выбрать понравившийся курс, зарегистрироваться и быть готовым к лекциям — они обычно отнимают от 5 до 10 часов в неделю. В определенное время, о котором зарегистрировавшимся студентам лектор напоминает по электронной почте, надо находиться у компьютера и быть готовым впитывать знания. Формат занятия таков: весь материал разбивается на несколько 8—10-минутных отрезков, после которых предлагаются тесты, проверяющие усвоение материала. Студент тут же получает результаты, подсказывающие, насколько материал был понятен и что надо доработать.

Вас удивляет, что знания предлагается получить бесплатно? Выгода устроителям курсов прямая: они, как правило, подписывают контракты с высшими школами, чтобы затем получать с них процент от числа поступивших, воспользовавшихся ранее услугами онлайн-сервиса. Чем более востребованными становятся онлайн-колледж или университет, тем выше вероятность, что потенциальные абитуриенты выберут затем его в «реале» и оплатят свое 4—5-летнее стационарное образование. Это как система, фиксирующая клики на Facebook или Twitter: чем их больше, тем университет востребованнее.

Ивонн Ла Роз, специалист по карьерному тренингу из Лос-Анджелеса, обращает внимание на то, что «лекторы онлайн-курсов получают зарплату в своих университетах или научно-исследовательских центрах и такие лекции для них — нечто вроде обязаловки. Руководство ведущих вузов теперь просит у преподавательского состава план, кто и какой курс для образовательного сайта мог бы подготовить и записать, и согласовывает это с сотрудниками сайта. Те составляют график, скажем, на ближайшие три месяца, и анонсы курсов выставляются на образовательных сайтах. У учебных заведений теперь есть объективный критерий их востребованности: это можно оценить по тому, сколько тысяч пользователей выбрали в течение года их онлайн-курсы».

Завтрашний день

Бесплатные курсы — это хороший вариант подготовки к учебе в университете для абитуриентов с низкими доходами: вместо репетиторов — собственные волевые усилия за компьютером. Кроме того, это помощь тем, кто получает второе образование или повышает квалификацию, как говорится, без отрыва от производства. Как рассказала Даннетт Уайт, профессор колледжа из Сент-Луиса, недавно она сама попробовала шестинедельный бесплатный онлайн-курс введения в социологию и отнеслась к такому опыту с энтузиазмом: «При моей загруженности ходить в университет просто нет возможности». Даннетт училась на факультете социологии более двадцати лет назад, и ей требовалось освежить знания. Курс онлайн для нее был наилучшим выходом.

Яна Флориан, специалист по финансовому рынку из Женевы, пользующаяся бесплатными курсами как дополнением к своему второму высшему образованию (Яна учится сейчас онлайн на факультете психологии университета в Дареме), в разговоре с «Итогами» отметила, что без таких курсов ей было бы сложно: «Это как факультативы во времена моей молодости. Выбираешь по желанию, но потом, при сдаче выпускных экзаменов, все это пригодится. Время лекций, когда я должна быть у своего компьютера, можно выбрать, и это большое преимущество».

Несмотря на очевидные достоинства онлайн-курсов, у них есть и недостатки. Например, технологические сбои. На днях студенты Coursera не смогли войти в виртуальную аудиторию. Однажды группа хакеров вмешалась в проведение онлайн-лекций. А кто-то во время виртуальных экзаменов ищет ответы в Сети, так что списывание, наверное, станет одной из проблем. Coursera уже разрабатывает систему безопасности, которая защитит от списывания. Студенты будут обязаны включить веб-камеры, продемонстрировать онлайн-контролерам свой паспорт, а потом уже приступать к решению задач. Все это время веб-камеры должны оставаться включенными, а сотрудники специальной компании-надзирателя будут следить, чтобы по ходу дела никто не гуглил ответы. Такой подход резко отличается от других образовательных порталов, предлагающих бесплатные онлайн-курсы: многие требуют, чтобы на экзамены студент все же являлся лично и сдавал их вживую, если уж так хочется получить заветные корочки. Именно этот момент — получение корочек — пока остается не до конца проработанным. Выдавая диплом, учебное заведение фактически гарантирует, что снабдило своего выпускника солидным багажом знаний, что он является квалифицированным специалистом. Эксперты признают, что пока трудно судить о качестве знаний, получаемых онлайн-способом. Лишь практическая работа сможет проверить вчерашнего студента на его профпригодность. Пока соответствующих статистических данных западные вузы не собрали.

Никто не спорит, бесплатные курсы — это нечто совершенно новое, с чем приходится считаться. Британский совет собирал в октябре в Чикаго преподавателей со всего мира на научно-практическую конференцию, чтобы обсудить перспективы использования бесплатных образовательных онлайн-ресурсов. Американский совет по образованию (ACE) в ближайшее время соберет представителей учебных заведений и за круглым столом обсудит новую модель высшей школы. Как сочетать онлайн-обучение с традиционным, как это эффективно использовать? Уже намечен пилотный проект: ряд университетов примут участие в подготовке 5—10 массовых курсов, которые можно будет рекомендовать студентам. То есть курсы, сертифицированные ACE, получат как бы знак качества — гарантию, что без таких лекций современному студенту, получающему традиционное образование, скоро уже просто не обойтись. К этому надо быть готовыми.

Елена Зигмунд

А как у нас?

Студент-самоучка ищет работу

В России онлайн-образование находится в зачаточном состоянии. Ведущие вузы страны открывают свои дистанционные курсы, но рассчитаны они, как правило, на очень узкую аудиторию. Например, на студентов и преподавателей конкретного факультета. Это своего рода виртуальный самоучитель. По такому же принципу построены и онлайн-курсы по предметам школьной и вузовской программы. Заниматься здесь можно как индивидуально, так и в группах. Не отходя от компьютера, можно освоить практически любой предмет — иностранные языки, математику, физику, литературу. Такие курсы — виртуальная альтернатива обычным языковым курсам и репетиторам.

В России онлайн-курсы — это сугубо коммерческие проекты, а профессора ведущих вузов пока не рвутся бесплатно читать виртуальные лекции всем желающим. Это тормозит развитие онлайн-образования. «У нас в стране еще очень мало желающих обучаться в такой форме, — поясняет проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович. — А западный опыт показывает: рентабельны такие проекты только при большом потоке студентов. Нет смысла открывать онлайн-обучение для 100—200 человек. Ведь нужно разработать отдельный учебно-методический план. Интерактивные лекции составляют только небольшую долю онлайн-обучения. Нужны специальные пособия, надо наладить контроль за выполнением заданий. Все это имеет смысл только при тысячных потоках студентов».

Еще один нюанс — недоверие к онлайн-дипломам. Григорий Канторович напоминает: дипломы в России продаются и покупаются. Поэтому кадровики к дипломам об онлайн-образовании могут относиться с особым недоверием. «В результате получится ситуация, когда люди просто не смогут трудоустроиться по профессии, которую они получили на онлайн-курсах, — поясняет Канторович. — Поэтому сначала нужно пройти сложный период преодоления недоверия к таким дипломам. В целом же я думаю, что онлайн-курсы у нас в стране пока не очень перспективны для бакалавриата и магистратуры, но у них есть хорошие перспективы в секторе второго высшего и дополнительного образования».

Тем не менее такие курсы постепенно набирают популярность и у нас. «Главный плюс онлайн-обучения — доступность, — пояснили «Итогам» в корпорации Intel. — Например, недавно мы совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования организовали онлайн-курсы для учителей. На них записались более 6 тысяч человек не только из России, но и из стран СНГ. Поэтому онлайн-обучение — хорошая возможность привлечь студентов из соседних республик, а следовательно, расширить аудиторию вузов. И в этом отношении перспективы очень большие».

Эксперты считают, что у онлайн-образования в России может быть два пути развития. «С одной стороны, мы не можем отставать от мировых тенденций, ведь российские вузы тоже вовлечены в процесс интернационализации образования, — поясняет научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. — Поэтому в ближайшее время подобные курсы неминуемо будут появляться и в российских вузах. Технически решить этот вопрос несложно. А с другой стороны, все больше наших студентов будут учиться в западных вузах онлайн. Ничто ведь не мешает россиянам записаться на курсы любого университета мира. Просто будут стираться географические границы в образовании. Тогда наши граждане смогут конкурировать с иностранцами на мировом рынке труда. И это реальная перспектива, которой, кстати, способствует и наше вступление в ВТО».

Нина Важдаева

Инструкция

Как записаться на онлайн-курс?

Образовательные сайты западных учебных учреждений — на английском языке. Если это для вас не препятствие, вперед!

Можем посоветовать на выбор курсы Coursera, Udemy, Udacity или edX. Предположим, вас заинтересовал первый из перечисленных сайтов.

Просматриваем анонсы курсов. Представлены все 207 предлагаемых курсов, разбитых на 21 категорию. Например, нас заинтересовало «Образование».

Заходим в «Образование» и, к примеру, останавливаемся на теме «Фундаментальные основы онлайн-образования: планирование и прикладное значение». Курс рассчитан на 6 недель и начинается 28 января 2013 года.

Кликаем на название курса — открывается страничка, на которой можно узнать о курсе подробнее: видеоанонс, информация о преподавателе (это Фатима Вирт, инструктор одного из курсов НАСA), количество часов в неделю (5—7), формат лекций, викторины для проверки знаний, тесты, необходимое оборудование (в нашем случае достаточно Интернета: возможно, придется скачивать новые программы и дополнять оснащение домашнего компьютера).

Если все устраивает, кликаем на квадратик Sign Up, и нам предложат стандартную процедуру регистрации: надо указать имя, адрес электронной почты, пароль.

Если регистрация прошла успешно, вам напишут, что «о начале занятий напомнят в январе. А пока, возможно, кто-то захочет создать онлайн визитную карточку, чтобы другие участники курса могли заранее с новым студентом познакомиться. Учиться лучше, когда есть хорошая компания».

Остается дождаться 28 января и следовать инструкциям выбранного лектора. Вся необходимая информация поступит к вам на электронную почту.

«Итоги»

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе