Эксклюзивное интервью с российским банкиром, получившим шесть пулевых ранений в центре Лондона ("The Mail on Sunday", Великобритания)

Российский банкир, выживший после покушения на него в Лондоне, рассказал изданию The Mail on Sunday об обстоятельствах этого происшествия, добавив при этом, что он уже сообщил полиции о том, кто, по его мнению, стоит за этим покушением.

Герман Горбунцов, получивший шесть пулевых ранений во время покушения на него около его дома, в качестве организаторов преступления назвал четверых своих бывших партнеров по бизнесу, которые имеют связи в верхних эшелонах власти в России.

 


Один из них тесно связан с премьер-министром Владимиром Путиным. Как утверждает Горбунцов, они заказали его убийство, когда узнали, что банкир собирается дать официальные свидетельские показания, касающиеся покушения на другого финансиста, которое произошло в Москве в 2009 году.


Спустя пять недель после нападения г-н Горбунцов остается под круглосуточной охраной в одной из лондонских больниц, название которой не раскрывается.


Сразу после покушения его шансы выжить были довольно малы, однако, после того как он некоторое время провел в искусственно вызванной коме, его состояние постепенно улучшается. В пятницу его перевели из отделения интенсивной терапии.


Впервые рассказывая о покушении на его жизнь, г-н Горбунцов, сидя в своей кровати, вспомнил, как он вышел из такси и начал набирать код на двери в многоэтажном здании Canary Wharf, где находится его квартира, когда его убийца появился из тени и открыл огонь.


Он рассказал следующее: «Это был обычный день. Было около 8 часов вечера, когда я вернулся домой из офиса в Сити».


«Я набирал код, и, когда дошел до третьей цифры, вдруг почувствовал жуткую острую боль в животе, потом еще и еще».


«Я понял, что в меня стреляют, и изо всех сил старался открыть дверь. Я хотел спрятаться за стеной в нескольких футах от входа внутри здания».


Хотя ему не удалось этого сделать, г-н Горбунцов все же смог попасть внутрь здания через стальную дверь со стеклянной вставкой.


Эта дверь была слабой защитой, однако ее вполне хватило для того, чтобы, как считает полиция, помешать убийце в капюшоне сделать контрольный выстрел – так в кругах российского преступного мира называют выстрел в голову.


Несмотря на это, в банкира попало несколько пуль. Перед тем как он потерял сознание, он лежал на полу в агонии и из последних сил звал на помощь.


«Было по-настоящему больно, мучительно. Я был еще в сознании и звал на помощь», - рассказывает он.


«Я помню, что примерно через две минуты кто-то – я плохо помню, кто это был – подбежал ко мне с набором для оказания первой помощи и сделал мне обезболивающий укол.


Дальше я помню, как приехала скорая помощь, и после этого я потерял сознание. Тогда я не знал, сколько пуль в меня попало, но доктора позже сообщили мне, что их было шесть».


Когда г-н Горбунцов, наконец, пришел в себя спустя несколько дней, его первыми словами были: «Пожалуйста, принесите мне чай и сигареты».


У кровати банкира сидел его 25-летний сын Владислав, который вчера сказал: «Он отказался с нами разговаривать о чем бы то ни было, пока мы не удовлетворим его просьбу».


Г-н Горбунцов заявил, что он не видел лица стрелявшего, что противоречит его более ранним заявлениям. Сотрудники Агентства по борьбе с особо опасной организованной преступностью (Serious Organised Crime Agency, SOCA) показали ему запись с камеры видеонаблюдения, на которой видно убийцу, в попытке освежить память банкира, однако последний заявил: «Я не видел убийцу - ни его фигуры, ни его лица».


Покушение на жизнь банкира вызвало шок среди состоятельных россиян, живущих в изгнании в Лондоне, и некоторые из них даже заговорили о том, что столица Великобритании превращается в место разборок московских криминальных группировок – в место, где можно сводить старые счеты.


Это происшествие стало совершенно нежелательным событием для Скотланд-Ярда, которому в ближайшие несколько месяцев предстоит проводить мероприятия по обеспечению безопасности в связи с празднованием бриллиантового юбилея королевы и Олимпийскими играми.


Оно также доставило множество хлопот дипломатам, что связано с  отравлением агента разведки Александра Литвиненко в 2006 году, которое привело к охлаждению в отношениях между Британией и Россией.


Один из дипломатов заметил: «Британия и Россия стараются наладить отношения после того, как случай с Литвиненко нанес сокрушительный удар по обеим сторонам. И вдруг происходит это покушение. Путин должен приехать на Олимпийские игры, после того как он вернется на пост президента в мае».


«Сейчас разрабатывается множество мер, которые помогут наладить отношения между странами, в связи с этим вполне понятно, почему дело Горбунцова вызывает такую нервозность и желание замять его как можно быстрее».


Тем не менее, некоторые эксперты в области организованной преступности считают, что это покушение может способствовать «разблокированию» отношений в вопросе взаимодействия между Россией и Британией.


Прерванные ранее линии связи были вновь разблокированы с момента нападения на г-на Горбунцова, и в настоящий момент следователи полиции Большого Лондона, как сообщается, готовятся приехать с визитом в Москву, вероятно, с целью проведения допроса свидетелей.


Корни этого покушения ведут к временам посткоммунистического капитализма в стиле Дикого Запада, когда г-н Горбунцов и заработал свое состояние. Прежде чем заняться банковским делом, в 1990-е годы он завладел контрольными пакетами акций нескольких акционерных компаний.  


Он приобрел акции шести ведущих банков России и Молдовы, а также спорткомплекс и несколько фабрик в Москве.


Когда-то он даже был владельцем московского хоккейного клуба «Спартак».


Дом г-на Горбунцова, где он жил со своей женой Ларисой и сыном, представлял собой виллу в элитном районе, окруженном сосновым лесом, на окраине Москвы.


В прошлом г-на Горбунцова встречались темные моменты: некоторые российские газеты даже назвали его «Черным банкиром».


В 2008 году один из его деловых партнеров попал в тюрьму за убийство борца с коррупцией, а сам г-н Горбунцов находится в списке разыскиваемых преступников на сайте Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией по обвинению в незаконном поглощении банка и растрате.


По мере того, как г-н Горбунцов увеличивал свои капиталы, росло и число его врагов, и ему пришлось уехать из Москвы. По его собственному признанию, его ошибкой стало то, что он поверил: если он обоснуется в Лондоне, они не смогут до него добраться.


Это чувство защищенности заставило его изменить его решение относительно дачи свидетельских показаний российским следователям по делу о покушении на 61-летнего банкира Александра Антонова, которое произошло в Москве в 2009 году.


Во время нападения на г-на Антонова – отца бизнесмена Владимира Антонова, который прежде владел английским футбольным клубом «Портсмут» - его расстреляли из автоматического оружия, однако в результате он выжил, лишившись только двух пальцев руки.


Г-н Горбунцов сообщил следующее: «В начале марта российские следователи сказали мне, что они готовы выслушать мои свидетельские показания по делу о покушении на г-на Антонова».


Он утверждает, что люди, спланировавшие это нападение, чьи имена нельзя называть по причинам юридического характера, также стоят за попыткой убить его самого.


«Прежде я слишком боялся давать свидетельские показания. Я не чувствовал себя в безопасности», - признался он в беседе с репортерами The Mail on Sunday.


«Однако жизнь в Лондоне привела к тому, что я расслабился. Я решил дать показания, полагая, что мне здесь ничего не угрожает».


«Тем не менее, меньше чем через месяц в меня стреляли – это случилось за несколько дней до официально назначенной даты для дачи показаний».


Г-н Горбунцов должен был встретиться с российскими следователями в посольстве России в Лондоне.


За неделю до нападения г-н Горбунцов заподозрил, что его преследуют люди на черном Audi, и поделился своими опасениями с женой. По его словам, если оглядываться назад, это должно было послужить ему серьезным предупреждением.


«Наши адвокаты передали следователям британской полиции огромное количество информации, которая ясно доказывает мотивы подозреваемых», - сообщил он.


«Главный аргумент, который доказывает их причастность, заключается в том, что эти люди – единственные, у кого был серьезный мотив».


«Я просто больше не знаю никого, кто хотел бы меня убить».


Решительно настроенный на то, чтобы заставить ответственных за его тяжелое положение понести справедливое наказание, на прошлой неделе г-н Горбунцов отдал распоряжение своим адвокатам передать следователям SOCA расширенное досье, которое, по его мнению, указывает на четверку российских бизнесменов, стоящих за его убийством.


В это досье вошла также электронная база данных, которая доказывает предполагаемое отмывание денег компании «Российские железные дороги», государственного железнодорожного перевозчика, с участием двух банков, принадлежавших г-ну Горбунцову – «Инвест-Кредит банка» и «Столичного торгового банка», позднее переименованного в «Сберкред».


«Я считаю, что покушение на меня было организовано той же группой лиц, которые четыре года назад стояли за рейдерскими атаками против моих банков».


«Я активно пытался вернуть себе украденные у меня активы, и восстановить свою репутацию. Четыре года назад эти люди сделали меня виновным в исчезновении денег, которые украли сами – и которые продолжают красть».


«Они угрожали мне и моей семье и провели кампанию по подрыву моей репутации. В течение четырех лет я пытался добиться справедливости, и все это время эти люди меня преследовали. Летом прошлого года они профинансировали рейдерскую атаку против моего банка в Молдове и возбудили против меня уголовное дело в этой стране».


Очевидно, что четверо деловых партнеров, чьи имена назвал г-н Горбунцов, отрицают все его обвинения.


Г-жа Горбунцова заявила, что один из четырех партнеров, которых назвал ее муж, заставил ее под дулом пистолета переписать на него имущество и активы, которые оцениваются в миллионы фунтов стерлингов.


Как сообщается, во время нападения этот человек звонил по телефону другому, чтобы проинформировать его о том, как идут дела. По словам г-на Горбунцова, тот, кому звонили, является близким другом одного из членов окружения г-на Путина.


На прошлой неделе жена и сын г-на Горбунцова полностью подтвердили его слова.


Лариса призналась: «После того, что случилось, я живу в постоянном страхе за свою жизнь, за жизнь членов моей семьи».


Владислав добавил: «О том, что случилось, я узнал от нашего адвоката, который забеспокоился, когда отец не вышел на связь. Это случилось 21 марта».


«Я только что вернулся в Европу, чтобы встретиться с матерью после долгой деловой поездки в Азию. Мы практически ничего не знали об отце, мы знали только то, что он каким-то образом был ранен, однако мы не знали, где он».


С момента отъезда из Москвы Лариса и ее муж в Европе жили раздельно.


По словам Владислава, после нападения он отправил свою мать в Лондон, поскольку у него не было британской визы. Он смог присоединиться к матери лишь спустя два дня.


Выяснилось, что вскоре после покушения рядом с г-ном Горбунцовым была его подруга Наташа Семченкова.


Заглядывая вперед, г-н Горбунцов заметил: «Сейчас я чувствую себя намного лучше. Мне еще далеко до полного выздоровления, однако я уверен в положительном исходе».


Сын банкира добавил: «Отец поправляется достаточно быстро, он очень сильный человек. Британские доктора делают все возможное, чтобы помочь ему справиться со всем этим, и мы им бесконечно благодарны».


«Они уже провели самую сложную операцию, и мы очень довольны ее результатами».


«Возникли некоторые осложнения, однако врачи справились с ними быстро и профессионально».


Когда Владислава спросили о том, как семья справляется со всем этим, он ответил: «Ситуация серьезная, но мы справляемся. В настоящий момент мы сконцентрировали наши усилия на том, чтобы отец полностью поправился, и на том, чтобы виновные не смогли избежать ответственности».


Г-н Горбунцов признался, что он и члены его семьи будут просить политического убежища в Британии, поскольку он опасается, что его убьют, если он вернется в Россию.


«Я не вижу другого способа защитить себя и свою семью, - сказал он. - Я уже несколько раз говорил, что меня убьют, если я вернусь в Россию».


«Случай со мной показал, что в Лондоне нельзя ощущать себя в полной безопасности, но я все равно знаю, что здесь я в большей безопасности, чем где-либо еще».

Уил Стюарт (Will Stewart), Иен Галлахер (Ian Gallagher)

ИноСМИ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе