И грешно, и несмешно

Внук легендарного героя Великой Отечественной собирается подать в суд на Comedy Woman, юмористическое шоу канала ТНТ.

Причина иска — ​«шутка», произнесенная в телеэфире. «Чувствуете? Прямо холодок по спине пробежал? — ​Это замёрзший дух генерала Карбышева! Он подошёл к тебе сзади и приобнял».


Есть соблазн — ​свести все осуждение данного инцидента к привычной теме оскорбления чувств и наличия (или, наоборот, отсутствия) сакральных событий и персонажей, которые ни в коем случае не могут быть предметом глумления. Однако здесь, на мой взгляд, помимо темы подсудности сатиры и юмора, так же важен вопрос их качества.

В чем феномен Comedy Club? Вначале это была довольно смотрибельная передача, где молодые, небесталанные и амбициозные парни производили сносный, местами отличный юмористический продукт. Темы «ниже пояса» были не центральными, а апелляции к ним выглядели адекватными и оправданными. Но со временем, ввиду неразвитости в России культуры восприятия развлекательных медиа, шоу выродилось в аляповатую помойку, ухудшенную версию «Аншлага», со своими гастролями по Волге и не только, участием резидентов во всевозможной кино- и телепохабщине и многочисленными ответвлениями типа «Женской лиги». Лишь некоторым причастным к проекту людям удалось относительно не заляпаться в грязи (по мелочи-то — ​испачкались все) и конвертировать этот пункт послужного списка в карьеру пристойного актера и шоумена.

Сам же Comedy Club при желании еще можно смотреть, но не более выпуска в квартал, а то и в полгода — ​дабы мозг не разжижился. Интеллектуал, глядя на подобные передачи, улыбнется примитивным, скабрезным шуткам, понимая, что это — ​своего рода дань средневековой карнавальности, запланированное разовое падение на нравственно-эмоциональную глубину, а подобный юмор — ​эталон того, как веселить нельзя. А вот если смотреть чаще, внятное восприятие постепенно притупится, и вы можете ненароком начать думать, что лобовые шутки про интимную жизнь, ее нетрадиционные виды, наркотики и физиологические процессы это и есть единственно возможный источник смеха.

История Comedy Club и его ответвлений — ​яркий и печальный пример взаимопагубного влияния человека и среды обитания. На первый взгляд, есть запрос потребителя на сомнительные шутки, формирующий предложение, однако сторона, поставляющая контент, даже и не помышляет о том, чтобы изменить аудиторию, сформировать у нее иные ценности и запросы — ​она банально зарабатывает деньги.

Тут, как и везде, важна последовательность. Сейчас ведь найдётся достаточно тех, кто возмутится эскападе Comedy Woman, но многие ли так же реагируют на разбросанные после 9 Мая в пыли и грязи георгиевские ленточки? А ведь это — ​зачастую вещи одного порядка. Возмущаться первым, но равнодушно не замечать второе — ​либо сознательное лицемерие, либо увечность сознания.

Кто-то же в разговоре о «ледяных объятиях Карбышева» вспомнит и западные страны, где при внешнем тотальном либерализме шутки про национальные святыни и героев находятся под негласным, а порой даже под официальным запретом. Хотя в сегодняшней Франции с ее «Шарли Эбдо» фраза про «жаркие объятия Жанны д’Арк» вполне реальна. Это я к тому, что не надо прикрываться заграницей, своим умом следует жить. И быть честным: некоторые из нас нет-нет, да и допускали неоднозначные реплики в адрес великих людей земли русской, прекрасно понимая, что повторять то же самое на широкую аудиторию неуместно, непозволительно даже.

В жизни вообще хватает вещей и процессов, допустимых за закрытыми дверями, но непристойных на публике. И вот это разрушение стен между своей комнатой и внешним миром — ​проблема, требующая устранения. Решать ее необходимо не только судебными исками и запретами. Comedy Woman, напомню, это детище «Газпром-медиа», а «Газпром», как известно, национальное достояние. Шутить про героев страны за счет государственной естественной монополии, а не частного инвестора, согласитесь, весьма странный промысел, пресечение которого ничуть не нарушило бы законы рынка; наоборот, полностью бы соответствовало им — ​кто платит, тот и заказывает музыку.

И, конечно, нам крайне необходим качественно иной уровень, новая эффективная стратегия исторического и нравственного просвещения граждан. Возможно, барышни из Comedy Woman, по большей части заставшие распад СССР в младшем школьном возрасте, особо и не ведали, что творят. Просто послушно отыграли написанную сценаристом шутку. Но раз уж вляпались, то можно и нужно сделать соответствующее увещевание: от лишения госфинансирования до иска родственников генерала Карбышева. Назовем это методом кнута и букваря, где две составляющие в комплекте намного эффективнее, чем каждая по отдельности. И хорошо бы применить данную практику не только к отвратительному инциденту в Comedy Woman, но и к остальным сомнительным реалиям российского телевидения.

Автор
Станислав СМАГИН, публицист
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе