"Надо понять, почему русское население уходит"

Экс-замдиректора ФМС о росте межнациональной напряженности.

Фото: Василий Дерюгин / Коммерсантъ

Что власти не стоит замалчивать межэтническую напряженность, поскольку это может привести к повторению событий, аналогичных столкновениям на Манежной площади и в Кондопоге, спецкору "Ъ" ИЛЬЕ БАРАБАНОВУ доказывал экс-замдиректора ФМС, президент фонда "Миграция XXI века" ВЯЧЕСЛАВ ПОСТАВНИН.

— Насколько оправданно заявление Александра Ткачева о том, что Ставрополье перестало исполнять роль фильтра между Кубанью и республиками Северного Кавказа?

— Заявление было символическим: он сказал, что надо привлекать казаков для решения проблем нелегальной миграции, а спустя несколько дней уже и московская полиция заявила, что будут создаваться специальные подразделения с аналогичными задачами. То есть проблему все понимают, но новых методов для ее решения придумать никто не может — и полагаются в итоге исключительно на силовые методы. Но одной силой здесь ничего не решишь. Это комплекс проблем, связанных и с демократией, и с экономикой, и с межрелигиозными отношениями. Применительно к Ставрополью надо изначально понять, почему русское население уходит из тех или иных районов. Но даже этой оценки никто дать не может. Это связано с недостаточным функционированием федеральных госструктур на местах. В первую очередь Федеральной миграционной службы, которая должна бить в колокола в такой ситуации, а она молчит.

— Есть ли у ФМС правовые механизмы для контроля внутренней миграции?

— Нет. Даже механизма мониторинга внутренней миграции у нас нет. В СССР работал институт прописки — ее отменили, но ничего нового не придумали. Сейчас уже ведутся разговоры, не вернуться ли к прописке, но это же глупость полная. Не стоит пытаться что-то возродить на обломках старой системы, нужно строить новую. В США, например, нет ни прописки, ни регистрации. Но механизмов мониторинга у государства множество: это делается через социальные карты, через платежные системы, через автомобильные права. Никто не заставляет вас идти куда-то ставить унизительный штамп, но внутренние миграционные потоки государство ненавязчиво контролирует.

— Есть ли какие-то возможности для подобного контроля у региональных властей?

— На данный момент нет, для этого и нужна новая система. Я, например, являюсь сторонником того, чтобы местным властям была доверена регистрация граждан. Выдача разрешений на работу для иностранных граждан также должна производиться местными властями. Пусть в мэрии, управе или администрации конкретного района сами решают, сколько им нужно иностранных рабочих. Для этого, правда, потребуется, чтобы и налоговые поступления оставались на местах, а не уходили в федеральный центр. Наконец, проблемы не решить без общественного контроля за органами власти, а значит, нужно привлекать гражданское население к решению миграционных проблем. Без контроля со стороны общества над полицией от повторения ситуации, когда отпускают убийцу, а в итоге все оборачивается погромом на Манежной площади, никто не застрахован.

— Насколько острыми могут быть последствия, если ситуация не изменится?

— Обстановка на Северном Кавказе, и это ни для кого не секрет, напряженная. В том же Ставрополье на границе с Чечней и Дагестаном стычки и конфликты случаются практически ежедневно. Замалчивать проблемы и говорить, что большинство из них происходит на бытовом уровне, не стоит. Хотя в понимании государства, если ты не говоришь о проблеме, ее и нет. В перспективе это может привести к повторению событий на Манежной площади, в Кондопоге или даже более масштабным инцидентам.

ВЯЧЕСЛАВ ПОСТАВНИН

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе