Не пора ли валить из России?

Три четверти молодых россиян готовы оставить родину, перебравшись в ближнее или дальнее зарубежье

Новая волна

После недавнего обыска в столичном офисе «Интеко» мало кто сомневается, что его хозяйка Елена Батурина не вернется в Россию. Что ищет она в краю далеком, понятно. Что (или кого) кинула в краю родном – в принципе тоже. Проблема в том, что этот «белый парус» в заморском тумане голубом далеко не «одинок».

На страну нахлынула новая волна эмиграции: как признался недавно глава Счетной палаты Сергей Степашин, за последние годы из России уехали 1,25 млн человек. Это немногим меньше, чем за первые месяцы после Великой Октябрьской!

– Такая утечка населения не совсем эмиграция в советском смысле слова, – считает политолог Дмитрий Орешкин. – Сюда попадают и люди, находящиеся в подвешенном состоянии. Например, Чичваркин – эмигрант или нет? Он гражданин России, но живет в Лондоне. А Березовский, а Лужков с Батуриной?

Посмотрим на официальные цифры. В Федеральной миграционной службе полагают, что каждый год из России уезжают до 350 тыс. человек (население среднего российского города). Но большинство из них не прерывают гражданства и, судя по всему, позже возвращаются. Информация Росстата: если в 1993 году от российского паспорта отказались 493.119 человек, то в 2000-м – уже 145.720, а в 2009?м – всего 32.458. Основная масса эмигрантов уезжает в страны СНГ, видимо, люди едут к родственникам, а не за лучшей долей. Например, на Украину в 2008-м перебрались 8941 человек, а в Штаты – только 1722.

Но вот парадокс: количество уехавших неуклонно снижается, зато количество желающих уехать не менее неуклонно растет. По опросам, совсем недавно «лишь» каждый второй молодой человек мечтал свалить из России. Теперь таковых уже три четверти.

– Современный эмигрант – это в большей степени авантюрист, который ищет более удобной жизни, желает заработать и которого не держит что-то весомое, ценностное в России, – уверен директор Института русского зарубежья Сергей Пантелеев.

Одним здесь нечего терять, кроме своих цепей. Другие, напротив, боятся потерять нажитые непосильным трудом золотые цепи. И те, и другие видят лишь один выход – на выход.

Хорошо там, где нас…

Андрей Сидельников (бывший лидер молодежного движения «Пора») бежал из России в Лондон три года назад, но и в Британии Сидельникову не сидится. «Собеседник» застал его аж в Бразилии. Там, в штате Риу-Гранди-ду-Сул, где особенно много русских, в прошлом году был принят закон, по которому 9 октября отныне празднуется как День русской иммиграции.

– На мой взгляд, существует несколько причин эмиграции, – считает Сидельников. – За последние 11 лет режима Путина россияне устали ждать экономического чуда. Компании, которые приносят прибыль, попадают под пристальное внимание людей из органов, которые облагают этот бизнес данью, а случается, вообще отбирают. У меня достаточно много знакомых, которым пришлось вывести свои деньги и вывезти семьи. Вторая причина – политика. Общество устало жить без соблюдения прав и свобод. За границей тоже существует куча проблем, но народ видит: какое бы правительство ни находилось у власти, его первоочередной задачей является забота о людях, а не набивание собственного кармана, как в России.
Одни считают, что эмигранты изменили родине. Другие, что родина изменила им, раз вынудила уехать. Журналист Алексей Ковалев (он в Лондон перебрался в 2009-м, работает на «Гардиан») тоже не исключает получение иностранного подданства, хотя от заграницы совсем не в восторге:

– Родина родиной, а паспорт в современном мире что-то вроде членской карточки в спортклуб, которая к патриотизму не имеет отношения. Не могу сказать, что моей основной мотивацией было «скорей валить из этой страны». Более того, прожив за границей в общей сложности года четыре, я бы никому не стал советовать паковать чемоданы, если вас обхамили в магазине или промурыжил гаишник. И там отнюдь не рай, и в России не такой уж ад. По сравнению с той же Великобританией Россия – довольно свободная страна. В Британии, например, гроздья камер наблюдения на каждом столбе. К тому же вполне себе процветает институт прописки. Во многих отношениях, конечно, здесь уютнее и комфортнее, но это чужой уют.
Но многие считают, что лучше чужой уют, чем его отсутствие.

«Не * надо валить»

Валить или не валить… Несколько недель назад Константина Пинаева назвали автором «лучшего блога о путешествиях» в Рунете, хотя несколько лет назад его же называли «предателем».

– Когда 5,5 лет назад мы сказали друзьям, что переезжаем в Англию, многие нас вообще не поняли. «Зачем? Да тут же лучше», – рассказал «Собеседнику» Константин. – Еще через пару лет я впервые услышал «предатель» в свой адрес. За последние пару лет ситуация сильно изменилась. Слово «предатель» слышно часто. Но «молодцы, что свалили» еще чаще… Перед Новым годом в своем блоге «Записки эмигранта» (moscowlondon.livejournal.com) я написал статью «Когда стоит, а когда не стоит эмигрировать».

Пинаев нашел 10 причин, по которым надо бежать из страны, и лишь 7, по которым стоит остаться: «не стоит эмигрировать, если… 1. Вы считаете, что эмиграция решит все ваши проблемы (ваши тараканы пересекут границу вместе с вами). 2–3. Плохо знаете язык и вас пугает перспектива потери статуса. 4. Не дает покоя длинный рубль/доллар (в плане возможностей быстро обогатиться Россия впереди планеты всей). 5. Есть проблемы с терпимостью. 6. Непредсказуемость – ваша стихия. 7. Вы жить не можете без родных и близких».
И «стоит эмигрировать, если… 1. Надоело ежедневное хамство. 2. Вы любите играть по правилам (на Западе законы принято выполнять и гражданам, и государству). 3. Вам нравится предсказуемость. 4. Вам сложно стать профессионалом по не зависящим от вас обстоятельствам. 5–7. Вы не любите бюрократию, российский климат, а российская политика сводит вас с ума. 8. Напрягает патриотический угар соотечественников. 9. Вы в «меньшинстве». 10. Личная безопасность для вас превыше всего!»

– С конца декабря этот пост прочитали более 100 тыс. человек, которые оставили 2500 комментариев, – резюмировал Константин Пинаев. – И подавляющее большинство писали, что валить все-таки надо…
Во фразе «Не * надо валить» каждый после «не» ставит пробел или запятую по своему усмотрению. Но власть эта демографическая орфография, судя по ее политике, не очень заботит.

Там, где мы есть

• Самая большая русскоязычная диаспора в мире (4 млн человек) – в Казахстане, но с каждым годом ее численность сокращается, поскольку оставшиеся там после развала Союза русские перебираются в Россию.

• Самая большая (если считать в процентах к всему населению) диаспора в Латвии – 620.000 человек, или каждый третий. В Риге к русскоязычным вообще относится половина жителей, включая мэра.

• В США русскоязычных проживает 3,1 млн человек. Основные места дислокации – Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес.

• Русская диаспора в Израиле – 1,1 млн человек, почти каждый седьмой. Это второе по численности после арабов нацменьшинство страны.

История российской эмиграции

• С 1861 по 1914 год из империи выехали почти 4 млн человек. В основном после революции 1905 года.

• Эмиграция из СССР распадается на волны. Первая (1917–1938) вымыла из страны порядка 4,5 млн человек, люди бежали от «светлого будущего». Вторая пришлась на военные годы (1939–1947) и смыла еще где-то 6 млн граждан. Третья (1948–1990) переместила на историческую родину нацменьшинства (евреев, немцев) – еще 1 млн человек.

• После 1991 года от России отхлынула самая высокая волна, которая сейчас снова грозит набрать силу.

кстати

Ежегодная эмиграция из США составляет около 250.000 человек. Из Великобритании уезжают миллион человек в год. Германию ежегодно покидают до 700.000 человек, что даже превышает поток иммиграции в эту страну. В рамках свободного рынка такое перемещение рабочих ресурсов считается нормой.

Ролдугин Олег

Собеседник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе