Раввин всея Руси

Российская власть своими руками создаёт "пятую колонну" в стране


Как так получилось, что многочисленное еврейское сообщество России представляет человек с несколькими гражданствами, скверно говорящий по-русски, да еще и исповедующий то направление иудаизма, которое в нашей стране можно смело отнести к религиозным меньшинствам?


Широкой этой свадьбе было места мало


Российскую столицу трудно удивить помпезными и дорогими светскими мероприятиями, но это событие по своему размаху поразило даже самых искушенных знатоков "тусовочной" жизни столицы. 16 июня 2011 года в Москве играли свадьбу! Съехавшиеся на торжество гости - говорят, их было больше 2000 - едва уместились в огромном 4-м павильоне культурно-выставочного центра, что в "Сокольниках". Среди пожелавших поздравить молодоженов и их родителей были замечены весьма узнаваемые лица из числа политической элиты, высокопоставленных чиновников, бизнес-истеблишмента и сливок отечественного гламура. Необычность и экзотичность собранию придавало изрядное число гостей, одетых в темные сюртуки и шляпы ортодоксальных иудеев.


Гуляли широко и весело. Столы ломились от яств и дорогих напитков. Большинство гостей роскошь мероприятия восхищала, и они остались весьма довольны. Но были и такие, у кого происходящее вызвало недоумение в стиле: "А на чьи гуляем, товарищи?". Действительно на чьи? Кто этот человек, позволивший летним "Сокольникам" на минуточку представить себя частью Иерусалима в Хануку?


Ответ оказался прост - главный раввин "Федерации еврейских общин России" Берл Лазар выдавал замуж свою старшую дочь Блюму за сына раввина из Колумбии Айзека Розенфельда.


Понятно, что "главный раввин России", даже если он лишь один из нескольких, называющих себя таковыми, человек не бедный. Думается, что и его колумбийский коллега по цеху тоже. Однако было в этом празднике что-то слишком вычурно-демонстративное, даже для большой еврейской свадьбы. Весь этот пафос с последующим мощным пиаром в СМИ были задуманы так, словно гулявшие хотели донести "городу и миру": смотрите, мы - избранные, мы - победители, как хотим, так и "зажигаем", сколько хотим, столько и тратим, кого захотим... тот и придет, и таки попробуйте нам возразить!?


Надо заметить, в нашей стране такие "месседжи" считываются довольно четко и восторга у населения не вызывают. Впрочем, недоумение по поводу самой фигуры Берла Лазара и его роли в общественной жизни России давно возникает не только у тех, кто относится к евреям, мягко говоря, без особой приязни, но и у самих представителей этого древнего народа с непростой судьбой.


Раздвоенная паства


Если кто не в курсе, в нашей стране сложилась удивительная ситуация, когда на роль духовных лидеров российского еврейства претендуют сразу два человека. Одна часть верующих признает в качестве главного раввина (по версии Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России - КЕРООР) Адольфа Шаевича, исповедующего традиционный иудаизм, а другая часть считает своим духовным лидером хасида Берл Лазара, который считается главным раввином по версии ФЕОР. При этом, как утверждает "Еврейский журнал", хасидами являются не более 1 процента живущих в нашей стране верующих евреев.


И, тем не менее, почему-то именно представитель хасидов - мало популярного в нашей стране, а проще говоря, сектантского (вроде как талибы для правоверных мусульман) течения в иудаизме - стал символом всей еврейской жизни в России. Берл Лазар не единожды обласкан федеральной властью - он удостоен высоких наград, среди которых медаль "60 лет Победы" за активное участие в патриотическом воспитании граждан (интересно, какого государства?- авт.) и орден "Дружбы народов" (за укрепление дружбы между народами) и гражданство России (просто "за особые заслуги"). Кроме того, глава ФЕОР является членом Президентского совета по взаимодействию с религиозными организациями и членом Общественной палаты России. Ребе Лазар вхож в Кремль, постоянно мелькает на телевизионных экранах, и представляет российских иудеев за рубежом на самых различных уровнях, даже на олигархической тусовке в Давосе.


Как так получилось, что многочисленное еврейское сообщество России представляет человек с несколькими гражданствами, скверно говорящий по-русски, да еще и исповедующий то направление иудаизма, которое в нашей стране можно смело отнести к религиозным меньшинствам? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала попробуем выяснить, как и откуда он появился. Одним словом,


Who is mister Lazar?


Будущий ребе всея Руси родился в итальянском городе Милане в 1964-м году под именем Шломо Дов-Бер Пинхос в религиозной семье. Оба родителя исповедовали любавическую ветвь хасидизма - одно из самых мистических направлений в современном иудаизме.


Одним из отличий этого учения от ортодоксального иудаизма является вера в то, что мессией (машиахом), который должен прийти и собрать рассеянный по свету народ Израиля, возвеличив его над другими, является почивший в 1994 году в Нью-Йорке любавический ребе Менахем Мендл Шнеерсон.


В 1978 году Шломо поступил в раввинский колледж в Нью-Джерси (США). В 1982-1988 годах учился в иешиве "Томхей Тмимим" в Нью-Йорке, где получил титул еврейского судьи - даяна.


В Россию Берл Лазар впервые приехал в 1987-м году по туристической визе. В советском обществе тогда вовсю бурлили перестроечные процессы, сулящие радикальные перемены во всем, в том числе и в религиозной жизни. То ли неглупый выпускник раввинского колледжа сам смекнул, что СССР на глазах превращается в Клондайк для всевозможных сектантов и проповедников, то ли его надоумил кто-то более дальновидный и профессиональный, тем не менее, в тот год он решил связать свою карьеру с огромной, неспокойной, но чертовски перспективной страной, о которой он практически не знал ничего.


Злые языки поговаривают, что Берл Лазар сам искал возможность отъехать подальше от Штатов, где у него возник ряд финансовых проблем с местной еврейской общиной. Еще более злые языки утверждают, что помог будущем раввину-хасиду закрепиться в России не кто иной, как председатель КГБ СССР Владимир Крючков (ныне покойный), который в то время разрабатывал интригу против евреев традиционной религиозной ориентации, коих немало было в высшей партийной и хозяйственной номенклатуре. Как бы то ни было, а в сентябре бурного 1990-го года 26-летний даян из США, с трудом складывающий русские слова, стал раввином московской синагоги в Марьиной роще.


С этого момента начинается неожиданное головокружительное восхождение в России никому не известного хасидского проповедника с тремя гражданствами (итальянское, американское, израильское). С начала 90-х годов Лазар принимает самое активное участие в деятельности Конгресса еврейских религиозных организаций и общин России (КЕРООР), он участвовал в учредительном съезде Российского еврейского конгресса (РЕК) в 1996 году и даже вошёл в его президиум.


В 1999-м году в стране регистрируется новая общественная структура - Федерация еврейских организаций России (ФЕОР), которая получает мощную поддержку со стороны верховной власти и влиятельных еврейских олигархов. Особенно приложили руку к рождению новой организации Борис Березовский, Роман Абрамович и Лев Леваев. Сведущие люди утверждают, что сделали они это исключительно для того, чтобы насолить своему конкуренту Владимиру Гусинскому, покровительствовавшему КЕРООРу, во главе которого с 1992-го года стоял главный раввин России Адольф Шаевич.


В результате на первом съезде ФЕОР, открывшемся 15 ноября 1999, Берл Лазара избирают главным раввином России. Раввин Шаевич эти выборы не признает и не снимает с себя полномочий. Вскоре после этого, при посредничестве означенных выше деловых партнеров Лазара, состоялась его встреча с будущим президентом России Владимиром Путиным. Последний видимо настолько проникся симпатией к косноязычному раввину-иностранцу, что тот попадает в число приглашенных на торжественную инаугурацию нового главы государства. При этом главный раввин России - Шаевич, на это статусное торжество не попал.


Во властных кулуарах поговаривают, что шустрый ребе приглянулся тогда тем, что весьма активно и клятвенно обещал привлечь все свои связи и авторитет на Западе, чтобы помочь нашей стране вступить в ВТО и отменить пресловутую "Поправку Джэксона - Веника", которой американцы уныло размахивают перед Кремлем с 1974-го года.


В качестве аванса за услуги Кремль решает в скорейшем порядке предоставить иностранцу российское гражданство, разрешая при этом не отказываться от трех уже имеющихся.


Вот как комментировал эту загадочную историю Адольф Шаевич в интервью Газете.ру (22.07.2002): "Какая, скажите мне, необходимость человеку, плохо говорящему по-русски, давать российское гражданство в течение двух недель? 31 мая у него гражданства не было, а 13 июня - уже было. Никому не интересно знать, почему Берл Лазар стал Главным раввином России в тот день, когда арестовали Гусинского. У них шла конференция, в повестке дня никаких выборов главных раввинов не было. Кто-то приехал из Кремля, вызвали Лазара и через десять минут объявили, что сейчас будут проходить выборы главного раввина России. И вот два десятка раввинов, из которых 18 - не граждане России, его выбрали. И это тоже никого не удивило! Выборы были в два часа дня, а в шесть арестовали Гусинского..."


Действительно, 3 июня 2000 года на так называемом "общееврейском съезде" (из 87 представленных общин 70 были от ФЕОР, 4 - от КЕРООР, остальные являлись членами "Ваад России" и одновременно сотрудничали с ФЕОР). 25 из 26 присутствовавших раввинов избрали Берла Лазара главным раввином России, причем, 18 из 25 проголосовавших "за", были, как рассказал Шаевич, иностранными гражданами.


Последовавший за этим "блицкриг" Лазара был стремителен. 18 сентября 2000 года в присутствии Президента страны в Марьиной Роще открывается "Московский еврейский общинный центр" (МЕОЦ), 21 декабря Владимир Путин и мэр Москвы Юрий Лужков зажигают в нем ханукальные свечи, 23 января 2001 Лазар уже принимает участие в официальной встрече с президентом Израиля Моше Кацавом в Кремле, а 20 марта он занимает место Шаевича в Президентском Совете по взаимодействию с религиозными организациями и объединениями.


С этого момента по всей стране начинается процесс "охасидивания" еврейских общин. Как он проходил? В февральском номере за 2011 год газета "Совершенно секретно" писала о том, как в руки журналистов попали оперативные документы, рассказывающие о слежке ФСБ за нашими олигархами, включая Романа Абрамовича. Среди составленных оперработниками донесений есть одно, очень любопытное:


"По информации агента "Иванов" (л.д.13945) в декабре 2000 г. омскую синагогу посетили губернатор Омской области Л. К. Полежаев и Роман Абрамович (губернатор Чукотки). По словам агента, встреча руководителя омской еврейской общины "Ор-Хадаш" Хаита Л.Я. была неожиданной, как и вопросы на ней стоящие. В начале встречи высокопоставленные гости ознакомились с жизнью общины, помещением синагоги и еврейским активом "Ор-Хадаш". Затем, по приказу Абрамовича, в одном из помещений синагоги остались только Хаит, Полежаев и Абрамович. Речь пошла о присоединении (вхождении) омской региональной общины "Ор-Хадаш" в ФЕОР. Абрамович прямо задал вопрос: "Почему омская еврейская община до сих пор не в ФЕОРе?" После чего Абрамович потребовал незамедлительного вхождения "Ор-Хадаш" в ФЕОР. При этом Абрамович порекомендовал Хаиту объединиться с культурным центром "Шалом" и совместно единой организацией войти в состав Федерации. Что касается вопросов финансирования, то, по словам Абрамовича, деньги у них (представителей ФЕОРа) имеются на любые проекты. Но поддерживать они будут только тех, кто официально вошел в Федерацию.


Во время встречи Абрамовича с Полежаевым у агента сложилось впечатление, что Полежаев зависим от Абрамовича. Это выражалось во внешнем поведении. После встречи с Абрамовичем Хаит дважды вызывался в Москву на встречу с руководством ФЕОР и президентом государства Израиль. Итогом встречи явились подписанные документы о вхождении омской еврейской религиозной общины "Ор Хадаш" в состав ФЕОР.


По словам агента, феоровцам через свои каналы удалось подорвать влияние раввина России, относящегося к прогрессивному иудаизму, Адольфа Шаевича и переподчинить еврейскую российскую диаспору хасидскому направлению в иудаизме во главе с Берлом Лазаром. На сегодняшний день (по мнению агента) можно выделить следующую преследуемую хасидами цель: используя близкие для понимания российского еврейства позиции Федерации еврейских общин, переподчинить российское еврейство с позиций прогрессивного иудаизма на позиции более ортодоксального течения в иудаизме - хасидизм.


Хасидизм зародился в 1-й половине 18 века среди еврейского населения Волонии, Подолии и Галиции, происходит от древнекритского слова "хасид" - благочестивый и являет собой религиозно-мистическое течение в иудаизме. Для хасидов характерны крайний мистицизм, религиозная экзальтация, почитание зодиаков (праведников, "провидцев"). В настоящее время наиболее многочисленные хасидские центры располагаются в США и Израиле. Это - тоталитарное направление в иудаизме (полагает агент).


Агент считает, что распространение его среди российского еврейства приведет к отторжению российских евреев от российской ментальности и российской государственности. Это, в свою очередь, будет способствовать расколу среди россиян, а, следовательно, угрожать целостности России. Хасидское движение в России в ближайшем будущем будет направлено на обособление еврейской диаспоры, усиление ее идеологизации, националистических чувств и, в конечном итоге, создание "пятой колонны" в РФ.


Информация поступила из: Региональное управление ФСБ России по Омской обл., адрес хранения материалов: 7005,01 ИАО, ДЕЛЬТА-ОМСК №100578, категория документа: Телеграмма, в т.ч. шифротелеграмма, линия работы: ДЭБ, ИАУ, дата поступления информации: 06.01.2001"


Как видно, сотрудники спецслужб куда более осторожно относились к хасидским эмиссарам, чем их кремлевские покровители. Впрочем, этому донесению уже более 10 лет, и не факт, что Лубянка не пересмотрела свои взгляды на хасидизм. По крайней мере, сегодня Берл Лазар чувствует себя в нашей стране еще более комфортно, чем тогда.


Великий прораб


Итак, наш герой уже третий десяток лет окормляет еврейскую паству России - срок, согласитесь, довольно большой, как говорится, пора бы и подбить итоги.


Что касается самого Берл Лазара, то лично у него все в порядке: за эти годы он показал себя как плодовитый отец семейства, который произвел на свет 13 детей - 5 сыновей и 8 дочерей.


В своей внесемейной деятельности "главный раввин" не устает проявлять активность на самых различных направлениях - борется с антисемитизмом, продвигает кошерные продукты, сертифицирует и рекламирует "правильную" водку... Благосостояние ФЕОР растет год от года - ежегодно на счет некоммерческой религиозной организации поступают щедрые пожертвования, исчисляемые порой цифрами с девятью нулями. Какая часть из них идет на прямую помощь российским верующим, оставим этот вопрос самим евреям и проверяющим органам.


С помощью административного и финансового ресурса покровителей Лазара, под эгиду ФЕОР сегодня согнаны около 200 еврейских общин России. Вот только дела в общинах не всегда так блестящи, как это выглядит в ежегодных отчетах Лазара.


Так, пару лет назад самарская пресса подняла шум вокруг памятника архитектуры - местной хоральной синагоги, которую государство еще 10 лет назад передало во владение ФЕОР под обязательство отреставрировать это уникальное сооружение. Тогда в целях сбора необходимых средств были открыты банковские счета, как в России, так и за рубежом. Делалось это, как видно, для удобства иностранных благотворителей-единоверцев. Хотя злопыхатели утверждают, что истинной причиной надо считать желание инициаторов "проекта" более вольно и безотчетно распоряжаться собранными средствами.


Так или иначе, но за прошедшие годы у людей Лазара руки так и не дошли до реставрации. В результате, находившееся в плачевном состоянии старинное здание стало выглядеть еще хуже, перейдя в статус аварийных.


Возмущение происходящим у местной еврейской общины было таково, что Самарский арбитраж вынужден был принять решение изъять здание из пользования ФЕОР. Однако Лазар и его покровители подключили свои связи, в результате чего Московский суд отменил это решение. Надо признать, что на сговорчивость чиновников повлияли тогда не только звонки уважаемых людей, но и истовые заверения главного раввина о взятых обязательствах отреставрировать синагогу до конца 2012 года. Безусловно, до названного срока еще есть время, однако те евреи, кто может воочию видеть сегодня превращенную в руины синагогу, уважения и веры к Лазару не испытывают.


Да что там, Самара! В центре столицы, на улице Образцова стоит уникальный памятник архитектуры советского авангарда - так называемый "Бахметьевский гараж". В начале 2000-х это огромное здание и участок "золотой" московской земли при нем, площадью в 3 с лишним гектара, весьма приглянулись хасидам. Вновь подключив свои связи "Лазар и компания" добились решения московских властей о передаче архитектурного комплекса в безвозмездное владение ФЕОР.


Какое отношение к хасидам имеет "Бахметьевский гараж", это уникальное строение зодчих Шухова и Мельникова, которое, по мнению экспертов, занимает достойное место в ряду самых оригинальных строений первой четверти XX века, совершенно непонятно. Как непонятна для непосвященных и щедрость московских властей. Однако все тайное когда-нибудь становится явным.


В 2007 году вся страна смогла лицезреть умилительную картину. Все федеральные телевизионные каналы показали репортаж о встрече Лазара и его помощника Александра Бороды с Владимиром Путиным. Заявив, для начала, о том, что "Для нас, евреев, сегодня в России живется комфортно", Лазар объявил о начале реализации им масштабного проекта по созданию некоего "Российско-еврейского музея толерантности".


С поистине Лазаровским размахом (смотри первый абзац статьи) было заявлено, что задуманный центр станет крупнейшим в мире (где, если не в Москве? - авт.) еврейским музеем с экспозиционной площадью в 4500 кв. метров. Под размещение экспозиции было предложено использовать здание "Бахметьевского гаража". При этом, как Лазар и Ко собираются использовать еще 13000 "квадратов", которые они планировали получить после реконструкции здания, Президента видимо не информировали. Да и какая разница, если "это очень важно для гостей, которые будут приезжать сюда (почему сюда? - авт.) посмотреть "раны истории"...


Гостей в России любят и идея так понравилась главе государства, что он не раздумывая объявил о передаче в фонд проекта всей своей месячной зарплаты. И если узнать, как на эту щедрую инициативу отреагировали члены семьи Владимира Владимировича весьма затруднительно, то о том, как откликнулись на нее руководящие представители некоторых российских госкорпораций и крупных бизнес структур, показал резко пополнившийся бюджет проекта, исчисляемый говорят десятками миллионов долларов. Тому же, у кого не было денег, пришлось расстаться с самым дорогим. Так экс-Директор ФСБ, например, публично подарил Лазару подборку документов из закрытых архивов своего ведомства.


За реализацию проекта, а скорее за освоение собранных на него средств, взялись тогда очень резво и с размахом. Достаточно сказать, что к разработке концепции музея и его интерьеров привлекли не отечественные фирмы, а международную дизайнерскую кампанию "Ralph Appelbaum Associates", которая занималось проектами для самого Билла Гейтса, и немецкое архитектурное бюро "Graft Labs", приложившее руку к одной из вилл Брэда Питта.


Прошел год. Деньги работали, музея не было. Дабы успокоить еврейскую общественность, пришлось устраивать презентацию, на которой в присутствии власть предержащих Лазар дал торжественное обещание открыть музей к 2011 году. Власти поверили и, растрогавшись очередной демонстрацией "Нью-Васюков", дали помощнику главы ФЕОР Александру Бороде звание "Почетного строителя города Москвы".


Минуло еще три года. На дворе вторая половина 2011. Деньги, включая месячную зарплату Президента, работают, а Москва так и мучается без возможности показать своим гостям крупнейший еврейский музей в мире.


В здании же "Бахметьевского гаража" очень уютно расположился и неплохо себе существует Центр современной культуры "Гараж", которым владеет... Дарья Жукова - гражданская жена председателя попечительского совета ФЕОР Романа Абрамовича. "Гараж" давно стал центром великосветской, а скорее гламурной жизни, где проходят выставки современной живописи, концерты и прочие мероприятия. Он приносит неплохую прибыль своей владелице, ну а разговоры о пресловутом "Российско-еврейском музее" как-то сами сошли на нет.


Кадры решают всё


Впрочем, отношение к людям, которое культивируется "всероссийским раввином", ничем не лучше отношения к архитектурным памятникам. После его воцарения на просторах нашей необъятной страны, в еврейских общинах пошли очень неприятные процессы. Вместе с пришлым Лазаром, за ним в Россию потянулся "кадровый резерв" из Дальнего Зарубежья - молодые амбициозные иностранцы в черных шляпах, не очень понимающие наш язык, обычаи и культуру, потихоньку стали заполнять руководящие посты в провинциальных синагогах и общинах. И тут стало выясняться, что у российских евреев и пришлых "учителей" немного разные представления о вере и благочестии. На местах стали разгораться скандалы.


В середине двухтысячных годов с благословения Берл Лазара в Краснодар из Израиля прилетел потомственный раввин Сегал Шнеор Салман Моше, получивший религиозное образование, естественно, в США. Местные правоверные евреи ликовали: впервые, после "долгого и мрачного" советского периода в общине появился настоящий "патентованный" раввин, который научит их уму-разуму. Однако, радость очень быстро улетучилась, поскольку пришлый ребе тут же начал делить паству на "чистых" и "нечистых". Первыми считались только те евреи, у которых оба родителя ну или, на худой конец, мама являлись евреями, а вторыми... все остальные. Заметим, что это не Израиль, а Кубань, и найти тут "чистого" еврея - таки большая проблема. За последние века здесь настолько все перемешалось - тут тебе и горские евреи, и грузинские, и бухарские, не говоря уже о смешанных браках...


Тем не менее, протеже Лазара стал отказывать "нечистым" евреям в материальной помощи и в праве отдать ребенка в специализированный детский сад для "чистых". Вдобавок ко всему, многих местных евреев раздражали в религиозных обрядах малоизвестные хабадские трактовки иудаизма, о которых никто из них не слышал за годы Советской Власти. Окончательное разочарование краснодарских евреев постигло после неприятного инцидента во время праздника Пурим. По приглашению раввина в город приехали несколько десятков иностранных студентов из иешивы Ростова-на-Дону. Выпив местного спиртного и привезенного с собой они устроили форменный дебош в краснодарской синагоге.


Как выяснилось позднее, столь же бурно религиозные праздники будущие раввины отмечали и в самом Ростове. В ходе "разбора полетов", оказалось, что и сама "иешива" была открыта незаконно. В результате, решением Ростовского городского суда от 15.07.2007 года было вынесено постановление о ликвидации нелегального религиозного учреждения и выдворении хасидских учителей-иностранцев за пределы страны за нарушения российского законодательства, регламентирующего пребывание иностранных граждан.


Надо сказать, что Ростов-на-Дону оказался для новых хасидов местом весьма недружелюбным. Сначала там объявился 30-летний раввин из Австралии Еляшив Каплун, который, мало того, что не нашел понимания у единоверцев, так еще и регулярно нарушал наши миграционные законы. После выдворения Каплуна из России, ФЕОР прислала очередного молодого ребе - двадцатипятилетнего израильтянина Хаима Фридмана, который, должно быть, совершенно случайно, оказался родственником Берл Лазара. Именно при Фридмане в нелегальную ростовскую "иешиву" потянулись богатые студенты из США, Австралии, Канады, США и Великобритании, которые также активно нарушали миграционные законы, да еще и вели, как выяснилось, буйный образ жизни, плохо сочетающийся с религиозным образованием.


После решения суда о выдворении, иностранцы попытались раскрутить тему "преследования евреев" и даже потребовали прибытия в Ростов-на-Дону официального представителя американского посольства. В город срочно прилетел вице-консул посольства США Патрик Уолш, который, к хасидской печали, не нашел в действиях российских властей никаких нарушений. Будущие раввины, видимо забыли, что для американского чиновника нет страшнее греха, чем нарушение миграционных правил, потому и не дождались от него сочувствия.


В соседнем Ставрополе случился скандал с другим ребе - канадцем Цви Перецем Хершковичем, 25 лет от роду, который также прибыл в край по протекции Лазара, объявил себя раввином и тут же начал политику разделения паствы на "чистых" и "не очень". Вскоре руководство Ставропольской еврейской городской общины "Шалом" направило в ФЕОР письмо, в котором попросило Берл Лазара отозвать молодого и нетолерантного раввина. Претензии, которые предъявляли местные евреи к Гершковичу, надуманными не назовешь: он практически не говорил по-русски, очень плохо знал иврит, проявлял неуважение к местным традициям, пренебрежительно отнесся к празднованию Дня Победы, назначил непомерно высокие оклады своим приближенным (иногда в 10 раз больше, чем другим служащим общины), выбрасывал из списка получателей благотворительной помощи действительно нуждающихся, заменяя их своими приятелями, а главное, своей политикой разделения на "чистых" и остальных вносил смуту и раскол в саму еврейскую общину.


Руководство ФЕОР никак не отреагировало на письмо из Ставрополя. Зато подключилось российское правосудие: по уже сложившейся традиции, господин Хершкович оказался хроническим нарушителем миграционного законодательства. Кончилось дело тем, что канадца выслали из нашей страны под дружный хор зарубежной прессы о "травле религиозных деятелей и волне антисемитизма в России".


Совершенно аналогичная история произошла и в Приморье, откуда за систематическое нарушение миграционного законодательства был выслан новоявленный раввин-американец Исроель Зильбертшейн.


Под чутким руководством Берл Лазара иностранные раввины - "варяги" стали появляться в самых неожиданных уголках России. И везде всё происходит по накатанной схеме: молодой человек, плохо говорящий по-русски, прибывает в качестве "мессии", берет под контроль финансовые потоки, начинает пропагандировать среди местной общины малопонятные и совершенно чуждые постулаты хасидского иудаизма, регулярно нарушает правила регистрации для иностранцев. А в столице Кузбасса - городе Кемерово - очередной "засланный религиозный казачок" не только оказался финансово нечистоплотным, но и умудрился спутаться с местным криминалом. В результате, молодому раввину из Голландии Де Брессеру пришлось срочно покидать пределы России. Как говорится, во избежание серьезных последствий...


Любопытно, что строгие религиозные нормы, на которые напирает сам Берл Лазар и его "варяги", распространяются не на всех, а, так сказать, выборочно. К примеру, когда у Романа Абрамовича в гражданском браке с Дарьей Жуковой, которая еврейка только по отцу, родился сын Аарон Александр, то над ним, по традиции, нельзя было проводить еврейские обряды. Согласно хасидским установкам, этот ребенок считается негалахическим евреем, тем не менее, для Абрамовича было сделано исключение. Впрочем, что тут удивительного, если речь идет о главном спонсоре ФЕОР?


Все народы равны, но некоторые - "равнее"


Однако, все эти мелкие неприятности мало волнуют энергичного "всероссийского раввина". Берл Лазар настолько уверенно себя чувствует в нашей стране, что позволяет себе вмешиваться в те дела, которые явно за границами раввинской компетенции.


В 2009 году он здорово озадачил министра образования и науки Андрея Фурсенко, к которому обратился с просьбой переноса даты ЕГЭ по русскому языку для российских еврейских школ на более раннее число. Вся страна должна была сдавать Единый экзамен 29 мая - на то он и единый, что происходит одновременно по всем школам. Впрочем, по мнению Лазара, число было выбрано неудачно, поскольку именно в этот день начинается Шавуот - еврейский праздник дарования Торы. Согласно религиозным установкам, иудеи в этот день должны отдыхать и молиться, а любая работа считается страшным прегрешением.


"Наше государство гарантирует гражданам свободу вероисповедания, - написал раввин в письме министру, - Большинство детей, обучающихся в еврейских школах, принадлежат к верующим семьям, родители учащихся выражают обоснованное беспокойство, что проведение выпускного экзамена в день религиозного праздника негативно скажется на морально-психологическом состоянии учащихся, которые вынуждены нарушать Заповеди..."


Забавно, не правда ли - раввин знает, что государство гарантирует гражданам свободу вероисповедания, но в то же время он забыл, что государство у нас сугубо светское, а значит, госэкзамены - отдельно, а религиозные бдения - отдельно. Ведь не приходит же в голову православным священникам требовать поблажек для школьников во время Великого Поста, а мусульманам - в период Рамадана...


В министерстве долго ломали голову, как бы корректнее "отшить" потерявшего чувство реальности ребе, чтобы и закон не нарушить, и не прослыть антисемитами. В конце концов, Лазару был отправлен ответ заместителя министра Исаака Калины, который вежливо объяснил, что ЕГЭ переносить нельзя из-за особенностей его проведения и соблюдения информационной безопасности. Особо набожным еврейским школьникам было предложено сдавать русский язык в резервный день - 17 июня, вместе с заболевшими выпускниками. Однако ребе не угомонился, решив, что если дело в Конституции, можно таки договориться с ее гарантом. Вскоре, вот случайность, он получает возможность встретиться с Дмитрием Медведевым и попросил его помочь "бедным еврейским детям". Президенту сложно было отказать ласковому просителю, тем более что встреча проходила в день 45-летия Лазара, но юрист по образованию все же дал поручение главе Минобра решить вопрос в рамках действующего правового поля.


На этот раз ответ готовил сам министр, который еще раз напомнил об обязательном порядке проведения ЕГЭ для всех российских школ. Фурсенко предложил религиозным школьникам уже два дня для сдачи русского языка - 7 и 17 июня. В конце концов, правдами и неправдами в Москве все-таки вышло распоряжение Департамента образования, которое разрешало еврейским школам столицы провести ЕГЭ по русскому языку 11 июня. После этой истории у многих учителей и чиновников остался нехороший осадок: проблема не в том, что цепкий раввин "продавил" все уровни власти для достижения свой цели, а в том, что обществу недвусмысленно еще раз дали понять, что все народы у нас конечно равны, но некоторые - "чуть равнее" остальных. Несложно догадаться, что любви к евреям это в массах не прибавило.


Впрочем, история с перенесенными экзаменами, это мелочь на фоне других "достижений" Берл Лазара. Взять ту же "Хануку". Именно благодаря Лазару этот религиозный праздник иудеев почему-то регулярно отмечается в Кремле и подается как величайшее достижение мультикультурности и толерантности. В принципе, Ханука - действительно веселый праздник, правда, знающие люди помнят, что суть этого праздника - день победы евреев над сирийским царем греческого происхождения Антиохом, войска которого многократно превышали армию иудеев. Иными словами, это символ победы меньшинства над большинством, и в этом контексте масштабное отмечание сугубо еврейского праздника в самом сердце русской столицы несет очень недвусмысленный идеологический посыл.


Да, у нас действительно очень терпимая страна, в которой нет государственного антисемитизма, но служат ли стабильности межрелигиозных отношений веселые хасидские танцы в непосредственной близи от почитаемых большинством населения страны мест, где покоятся мощи православных святых? Не очень понятно. Ведь не случайно, умные и тонкие люди, которых, слава Богу, хватает в еврейском народе, очень неодобрительно относятся к хасидским переплясам в Кремле. Так, например, против этого выступает сатирик Геннадий Хазанов. А вот что пишет журналист Леонид Луцкий в израильской газете "Глобус": "На мой взгляд, она (Ханука в Кремле) неуместна, это все равно, что устроить крестный ход в Кнессете..."


Отсутствие чувства такта и уважения проявляется Лазаром и его сторонниками не только по отношению к традициям "страны временного пребывания". Свою простоту, ту что "хуже воровства", он нередко проявляет и по отношению к покровителям. Так, 27 февраля 2008 года глава ФЕОР прочел лекцию в Оксфорде об успехах, которых евреи-хасиды добились в новой России. В тексте лекции, выложенном на сайте университета, имеется вот такой пассаж:


"...В Ленинграде немногим более 50 лет назад родился мальчик, соседями которого оказалась еврейская семья. Мальчик-сосед был приветливо принят в еврейской семье и с юных лет впитал уважение к еврейскому миру. Там его кормили еврейской пищей, там он видел, как глава семьи читает еврейские книги, там он оценил по достоинству уважительное отношение друг к другу членов еврейской семьи. Спустя какое-то время этот мальчик вырос и стал заместителем мэра Санкт-Петербурга. И однажды он узнал, что другой заместитель мэра не хочет разрешить создание еврейской школы в Петербурге. Тогда он взял все документы по организации еврейской школы и пришел к заместителю мэра, отвечавшему за это, с вопросом, почему и отчего запрет. Ответ быт таков: "Я сам еврей и не хочу, чтобы меня обвиняли в содействии еврейской школе, поэтому моего разрешения не будет". Услышав такое, выросший до заместителя мэра мальчик сам подписал все бумаги, и в Петербурге появилась еврейская школа. Звали этого мальчика - Владимир Владимирович Путин...".


Что-то мне подсказывает, что столь грубая лесть и пространные апокрифы в стиле "Рассказов о Ленине" вряд ли обрадовали самого Путина, но из песни слова не выкинешь - текст оксфордской лекции Лазара железобетонно впечатан в интернет-анналы.


Кстати, об интернете: с некоторых пор по его просторам циркулирует очень любопытная запись телефонного разговора. Беседа идет между взрослым мужчиной с характерным акцентом и раскрепощенной девицей, сотрудницей портала "Сто ночей, самые порочные удовольствия" по имени Татьяна. Голос мужчины, который, судя по разговору, большой дока по части "порочных удовольствий", до невозможности напоминает голос главного хасида России. Напоминает настолько, что израильская газета "Глобус" в номере от 24.04.11 даже поспешила предположить, хотя не очень уверенно, что эта запись - "обычная антисемитская фальшивка". Однако те, что слышали запись... стали еще больше восхищаться пусть и не подобающими раввину, но достойными зависти проявлениями мужского начала у отца 13 детей.


Некоторые подчиненные Лазара, видимо, даже восприняли это как руководство к действию. Так, иркутский раввин Аарон Вагнер решил пойти дальше своего духовного наставника и пригласить домой (в период отсутствия жены и детей) жриц любви. Телефонные записи переговоров ребе с "персоналом" также любой желающий может найти в глобальной сети.


Заслуженный челобитчик


Естественно, что имея высоких покровителей и связи в госструктурах, было бы глупо ими не воспользоваться для помощи своим соплеменникам. Даже тем, у кого периодически возникают проблемы с законом. Вот какая любопытная бумажка оказалась в наших руках в ходе журналистского расследования:


"Рапорт оперативного сотрудника Управления собственной безопасности ФСБ России ....


Докладываю, что 31 мая 2010 года в период с 9 до 21 часа в составе оперативной группы сотрудников УСБ ФСБ России на основании решения Преображенского суда г. Москвы от 31.05.10 года осуществлялся контроль исполнения избранной меры пресечения "домашний арест" в отношении Каплана Л.С. (находился в лечебном учреждении ФГУ "Клиническая больница №1" по адресу: г. Москва, ул. Староволынская, д.10).


В 10.50, находясь у врача, Каплан Л.С. сообщил оперработнику, что к нему в 11 должен прибыть главный раввин России Берл Лазар. В этой связи, арестованный заявил о необходимости срочно проследовать в палату. По пути Каплан Л.С. рассказал, что знаком с Б.Лазаром с начала 90-х годов, когда последний приехал в Россию и стал раввином синагоги в Марьиной Роще. Каплан Л. С. оказывал ему финансовую и иную помощь в становлении и укреплении своего статуса в России. Подчеркнул, что Б.Лазар является членом Общественной Палаты России и имеет широкий круг связей. Не исключил наличия знакомых среди руководства силовых структур.


Последний прибыл к Каплану Л.С. в 12.30. В ходе встречи Каплан продолжительное время рассказывал о нецелесообразности и негативных условиях его содержания в СИЗО, а также убеждал в абсурдности, по его мнению, предъявляемых ему претензий со стороны правоохранительных органов.


Кроме того, из разговора Каплан Л.С. и Б.Лазара стало известно о достигнутой между ними договоренности по подготовке его, якобы бывшей женой Крейн Викторией Наумовной и адвокатом Ярош Мариной Александровной материалов для раввина в целях проведения последним неких действий в период подготовки и проведения запланированного на 10.06.10 судебного заседания.


Из контекста беседы неоднократно следовали фразы, указывающие на стремление Каплана Л.С. тем или иным образом материально отблагодарить действия раввина. Б.Лазар отказался, а в конце встречи также заявил о готовности, в случае необходимости, оказать финансовую помощь арестованному.


Посетитель вышел от Каплана Л.С. в 13.10 и покинул территорию медицинского учреждения на автомобиле Мерседес S500 черного цвета (гос.№ о269рн-177)".


Для тех, кто не в курсе, кто такой Леонид Семенович Каплан, напоминаем, что этот уважаемый гражданин Израиля проходил по делу, которое расследуется Королевской прокуратурой Испании в отношении грузинского вора в законе Захария Калашова, известного как "Шакро-молодой". Леонид Каплан эмигрировал из СССР в Израиль еще в марте 1976 года. В июле 1985-го он получил гражданство США под именем Леон Ланн. По данным ФБР, поселившийся в Лос-Анджелесе Каплан-Ланн быстро сошелся с русской мафией. Его считают одним из организаторов аферы с фальшивыми медицинскими страховками. По поддельным документам якобы за оказанные медицинские услуги мошенникам удалось получить миллионы долларов с ничего не подозревающих страховых компаний.


В 1997 году американский суд выдал ордер на арест Леона Ланна, но тот успел улететь в Москву. По данным спецслужб, в столице он подключился к организации грандиозного проекта по созданию в Москве своеобразного Лас-Вегаса. Кураторами этой стройки выступили известные грузинские "авторитеты" и воры в законе, среди которых был и "Шакро-молодой". В итоге в столице заработало пять крупных казино, приносящих огромные барыши своим владельцам, которые отмывались, в том числе в Испании. Кстати, испанцы называли этого человека не иначе как "бухгалтер русской мафии".


Последние 7 лет Каплан-Ланн находился на территории России незаконно, поскольку многократная годовая виза истекла еще в мае 2004 года. По данным ФСБ, вид на жительство на территории России Леон Ланн не получал. Однако еще в 2003-м Каплан Леонид Семенович смог незаконно получить паспорт гражданина России. Именно ему Берл Лазар всеми силами пытался помочь получить российское гражданство, чтобы спасти от Интерпола, однако не вышло, и в мае этого года Каплана выдали испанскому правосудию.


Отметился Берл Лазар и в помощи еще одному соплеменнику, попавшему в неприятную ситуацию. В 2007 году был арестован банкир Борис Сокальский, которому инкриминировали целый "букет" финансовых преступлений - отмывка денег, нелегальный вывод валюты за рубеж. Кроме того, имя Сокальского всплывало в деле, связанном с убийством зампреда Центробанка Андрея Козлова. Одним словом, с богатым послужным списком человек. Тем не менее, Сокальский оказался на свободе, и не исключено, что не последнюю роль сыграл в этом наш герой, рассылавший вот такие письма:


"Председателю Московского городского суда


Егоровой О.А.


ХОДАТАЙСТВО


Уважаемая Ольга Александровна!


Считаю своим долгом обратиться в защиту Бориса Сокальского, который уже 8 месяцев находится в предварительном заключении по подозрению в нарушении российского законодательства. Никоим образом не намереваясь повлиять на Ваше решение об очередном продлении сроков предварительного заключения, прошу принять во внимание тот факт, что, по заявлению самих следственных органов, доказательства по делу собраны и закреплены. Таким образом, г-н Сокальский никак не сможет воспрепятствовать производству по делу, даже если меры пресечения в отношении него будет изменена с содержания под стражу на более мягкую.


Хотелось бы обратить внимание на гуманитарную сторону вопроса, а именно то, что на иждивении Бориса Сокальского находится малолетний сын и родители-инвалиды, для которых он является единственной опорой в жизни. Существует серьезная опасность, что продолжение содержания г-на Сокальского под стражей вызовет разрушительные последствия для духовного и телесного здоровья этих людей. Я много лет знаком с семьей Бориса Сокальского и знаю их как порядочных людей, готовых всегда выполнять взятые на себя обязательства. Не сомневаюсь, что если в отношении г-на Сокальского суд определит меру, не связанную с лишением свободы до суда, он будет своевременно являться к следователю в суд.


В связи с вышеизложенным, прошу суд изыскать возможность назначения Сокольскому меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей.


Заранее выражаю признательность,


Берл Лазар"


Вообще, у главы ФЕОР довольно терпимое отношение к "авторитетным" единоверцам. В июне 2010 года в Санкт-Петербурге участникам раввинского съезда Федерации Лазаром было дано указание направить подарки известному криминальному авторитету М.Мирилашвили, известному также в некоторых кругах как "Миша Кутаистский", а на упомянутой выше свадьбе в "Сокольниках" некоторые видели Марка Мильготина, он же авторитетный персонаж "Марик", творческий путь которого навеки запечатлен в отечественной и не только криминальной хронике.


Этот трамвай идёт до гетто?


Возможно, найдутся люди, которые скажут: "Ну, и что здесь такого? В кои-то веки у российских евреев появился такой влиятельный защитник..." Так-то оно так, да только внимательно приглядевшись к деятельности ребе Лазара, многие мудрые и законопослушные российские евреи относятся к нему, в лучшем случае, с определенной настороженностью, а в худшем - как к провокатору, который сознательно обостряет неприязнь российского общества к его небольшой, но слишком уж заметной части. При этом, происходит это, как мы уже заметили, в нарочито демонстративной форме - давление на верховную власть, бравирование своей влиятельностью, постоянное требование особых поблажек, шумные торжества, раздражающие общественность, продвижение неоднозначных проектов, к которым можно отнести и так называемое "гетто в Марьиной Роще". Да-да, я не оговорился: впервые за всю историю России в центре столицы де-факто создается еврейское гетто, которых не было у нас никогда.


Еще в августе 2009-го года Правительство Москвы издало распоряжение под №1766-РП "О строительстве пешеходной зоны по Новосущевскому переулку в районе Марьина Роща (Северо-Восточный административный округ города Москвы)". Известно, что это распоряжение пролоббировал лично Берл Лазар, а поддержали его заместитель Лужкова Владимир Ресин и тогдашний префект СВАО Ирина Рабер.


Этот, на первый взгляд, рутинный документ регламентирует некие изменения в старом районе столицы, естественно, "в целях развития современного архитектурного облика и улучшения экологической обстановки центральной части Северо-Восточного административного округа города Москвы". Для этого меняется маршрут трамвая №19, который больше не должен был заходить в Новосущевский переулок. В результате, тысячи местных жителей остались без единственной общедоступной транспортной ниточки, связывавшей район с метро.


Наблюдательные люди давно заметили, что именно в районе Новосущевского переулка и улицы Образцова в последние годы растет концентрация специфических объектов: две синагоги, еврейский медицинский центр, еврейский культурный центр, магазин кошерных продуктов. Известно также, что ФЕОР активно скупает недвижимость вокруг Московского еврейского общинного центра (2-й Вышеславцев переулок, дом 5а). В связи с чем у местных жителей появилось стойкое ощущение, что на их глазах формируется некий еврейский квартал, с претензией на обособленность, и не только религиозно-культурную...


В результате, с некоторых пор на остановках района стали появляться листовки, которые призывают местных жителей бойкотировать создание "гетто". Неизвестные авторы листовок прогнозируют, что трамвай отменен специально, чтобы цены на квартиры понижались, и это позволит "сами понимаете кому" окончательно скупить недвижимость. Если говорить честно, то тональность этих листовок далека от дипломатических выражений, а если еще честнее, то в воздухе запахло погромами.


Но это для простых евреев. Что касается VIP персон, для них у Лазара задуманы проекты поэксклюзивнее. В подмосковных властных кругах устойчиво циркулирует информация о задуманном Лазаром проекте строительства в одном из лесничеств Звенигородского района некоего религиозно-культурного центра "Жуковка". На многогектарной территории Центра планируется разместить здания синагоги, еврейских образовательных учреждений, гостиниц, кошерных магазинов и спортивно-развлекательного центра. Пользоваться же этим еврейским великолепием будут специально отобранные Лазаром персоны из числа "чистых" или нужных соплеменников, для чего предусматривается место под строительство элитного малоэтажного жилого комплекса.


Мне кажется, что в случае реализации этого проекта, несмотря на предполагаемый комфорт, Центр также станет "гетто", но уже VIP-класса.


Однако это пока всего лишь слухи. И хочется верить в благоразумие власть предержащих, которые, если не по уму, так по опыту истории с Химкинским лесом, помнят, как относятся простые граждане к "важным проектам", которые сопровождаются вырубкой деревьев и сомнительным строительством.


Как вы думаете, во что превратится многонациональный город, если в нем начнут появляться этнические районы - еврейские, азербайджанские, узбекские, чеченские и прочие кварталы? Можно только представить, как повысится градус толерантности, мира и межнационального согласия в России, если такие проекты будут реализованы. Я очень сомневаюсь, что люди, продвигающие подобные идеи, не понимают их последствий. Скорее наоборот, именно для того все и делается, чтобы потом поднять хай на весь мир: "Караул! Спасите! В России поднимает голову антисемитизм!"


Этим людям, пришлым по происхождению и убеждениям, глубоко плевать на то, что на нашей земле издавна бок о бок живут сотни национальностей, драматическая история сплотила нас в боях и тяжких испытаниях в единый народ, как бы он не назывался - советский или российский. И это чувство единства, пожалуй, последнее, что нас удерживает вместе и не дает окончательно развалиться некогда могучему государству. Очевидно, что на планете есть силы, у которых свои планы на нашу страну. Они знают, что силой ее завоевать невозможно, а вот если внести внутреннюю смуту и провести линию раздела по национальному или религиозному признаку, то, глядишь, и сработает. По крайней мере, двадцать лет назад это уже однажды сработало, и могучий, внешне монолитный Советский Союз приказал долго жить. Где гарантия, что тот же снаряд в ближайшем будущем не будет использован снова, на этот раз против России?


Автор: Кондрат Курудимов


Русский курьер


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе