Террор с Кавказа ("The National Interest", США)

Директор Центра национальных интересов Пол Сондерс провел интервью с Первым заместителем Председателя Совета Федерации Александром Торшиным о теракте в Домодедово 24 января 2011 года.

Пол Сондерс:  Вас недавно цитировали заявляющим о том, что ответственность за теракт в Домодедово лежит на плечах грузинского правительства и президента Михаила Саакашвили лично. Как вы пришли к таким выводам? Есть ли у вас доказательства для такого обвинения?
Александр Торшин: Как вы, возможно, знаете, после конфликта 2008 года у нас были свидетельства того, что террористические и экстремистские группировки, существовавшие на Северном Кавказе, имели связи с Грузией.

– Вы имеете ввиду, что были свидетельства связи грузинского правительства с какими-либо террористическими группировками, работающими в Северной и Южной Осетии, в Чечне и Дагестане?

– Они бы были, если бы Грузия смогла установить жесткий контроль над своей территорией. Но проблема была связана с лагерями беженцев на грузинской территории и, кстати,  в этих местах находилось командование этих террористических и экстремистских организаций – я имею ввиду те места, где находились лагеря беженцев.

– Понятно. Вы можете назвать конкретную террористическую группировку, с которой у грузинского правительства были связи или контакты? И какого рода эти связи?

– Есть доказательства, прямые доказательства того, что Санакоев работал с Грузией. [Дмитрий Санакоев был премьер-министром анти-грузинского правительства в Южной Осетии десять лет назад, он перешел на другую сторону и стал руководителем прогрузинского «Временного правительства Южной Осетии»]. Он  улетел в Грузию. Это – факт. Это подтвержденная информация, что он улетел в Грузию.

– А есть ли доказательства связи Санакоева с терактом в Домодедово?

– Сейчас идет расследование, и нужно подтвердить некоторые факты. Поэтому рано заявлять что-то конкретное об этом. Но что явно, это то, что с момента введения безвизового режима [программы России по безвизовому движению между Абхазией, Южной Осетией и Россией], люди теперь могут передвигаться из России в Грузию и наоборот. Это создает другую проблему – террористы с наркотиками и оружием могут передвигаться между двумя странами. Есть также свидетельства того, что один из близких друзей Евлоева, террориста-смертника, совершившего теракт в Домодедово, был замечен часто пересекающим границу между Россией и Грузией. Есть вероятность, еще не подтвержденная, того, что он сейчас может находиться в Грузии.

– Президент Саакашвили не поддержал теракт в Домодедово или другие теракты в России, однако после некоторых его заявлений сложилось впечатление, что поведение России спровоцировало атаки. Как российские парламентарии и официальные лица к этому относятся? Создаст ли это дополнительные проблемы для соглашения между Россией и Грузией о членстве  в ВТО?

– Недавно появилось еще одно заявление Саакашвили о том, что Россия и ее политика на Кавказе привела к домодедовскому теракту. Это очень цинично. Это можно сравнить с заявлением о том, что США виноваты в нападении «Аль-Каиды», потому что США начали преследовать лидеров группировки, а в ответ получили бомбы и атаки против своих граждан. Это такое же циничное заявление. 

– Что думают в парламенте о заявлениях Саакашвили?

– Люди в России, я имею ввиду людей в правительстве, привыкли к подобным заявлениям от Саакашвили, но проблема в том, что в России находится миллион грузинских граждан. Они живут в России. Они работают в России. Мы не будем также резко критиковать Саакашвили, потому что мы учитываем возможность роста межнациональных розней внутри России, особенно против грузин в России.

– Повлияет ли это на попытки России вступить в ВТО?

– Не стоит смешивать эти две темы, потому что вопрос ВТО связан с торговлей и экономикой, а этот – с политикой. Не стоит их смешивать. Нужно их держать раздельно. Мы понимаем, что существует огромная разница между Саакашвили и грузинским народом, особенно грузинами, которые живут в России. И существует старая традиция дружбы между двумя народами. Это - отдельно от Саакашвили. Мы должны различать Саакашвили и его народ, потому что в действительности в Грузии нет русофобии и антагонизма против России.

– Президент Саакашвили несколько раз уверял, что Грузия не будет использовать военную силу, чтобы вернуть контроль над Абхазией и Южной Осетией. Вы верите этим высказываниям?  Возможна ли новая конфронтация между Грузией и Россией?

– Хотелось бы думать, что не будет никакой агитации, стычек, войны и всего этого на Кавказе между Россией и Грузией. Но нужно помнить, что это уже случалось. Поэтому мы думаем, что это возможно – еще одна атака со стороны Грузии возможна.

– Значит, вы не полностью доверяете президенту Саакашвили?

– Я не доверяю Саакашвили, потому что он сделал заявление по телевидению [декларация о прекращении огня сразу перед атаками на Южную Осетию, которые начали войну 2008 года], а потом атаковал мирных спящих людей в Цхинвали той же ночью. Мы уже были этому свидетелями.

– При каких условиях Россия может снова использовать военную силу?

– Только если будет еще одна атака со стороны Грузии. Мы не нападем первыми.

Пол Сондерс (Paul Saunders)

ИноСМИ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе