Женский вопрос и поимка Бен Ладена

Так уж получилось, что свою кандидатскую диссертацию я защитила по теме исламистского терроризма. Почему именно исламистский терроризм, я до сих пор затрудняюсь объяснить как окружающим, так и себе, неубедительно ссылаясь на сложившиеся обстоятельства. Исследователь-женщина и джихадисты – это очень неудобное сочетание, особенно с точки зрения «полевой работы». Джихадисты, скажем, и так не очень общительные ребята, а вести беседы с женщинами для них это вообще дело немыслимое.

Но к моему удивлению выяснилось, что я – далеко не единственный случай. Так, на последней конференции по проблемам терроризма при Университете города Лидса из тринадцати докладчиков десять были женщинами. Ведущий российский специалист по терроризму, чье имя хорошо знают на Западе – Екатерина Степанова из ИМЭМО. Можно было бы предположить, что это характерно только для академических кругов, но нет. Из последней книги Питера Бергера «Manhunt. The Ten-Year Search for Bin Laden from 9/11 to Abbottabad», приуроченной к первой годовщине ликвидации Бен Ладена, я узнала, что Отдел, занимавшийся главой Аль-Каиды в ЦРУ (Bin Laden Issue Station), почти полностью состоял из женщин, что, как вы понимаете, крайне нетипично для разведки. Я не знаю, как комментировать этот наплыв женщин в сферу исследования и борьбы с терроризмом, кроме того, что я лично этому очень рада, но вот порассуждать сегодня хотелось бы на тему того, как США и, в частности, амазонки из Bin Laden Unit в ЦРУ занимались поиском Бен Ладена.

В научных статьях и прессе можно часто прочитать о том, что теракты 11 сентября застали США и мир врасплох. Это так, да не совсем. Отдел по поимке Бен Ладена внутри ЦРУ был создан – внимание – в январе 1996 г. В феврале того же года Судан предложил выдать Бен Ладена США или Саудовской Аравии: Бен Ладен был тесно связан с египетскими исламистами, базировавшимися в Судане и совершившими покушение на Мубарака. Избавившись от всех этих ребят, Хартум надеялся на снятие санкций.

Эр-Рияд не захотел принимать Бен Ладена, опасаясь, что он начнет безобразничать внутри страны, а США якобы не взяли Бен Ладена, потому что на тот момент на него не было дела. Это решение выглядит, мягко говоря, странно на фоне того, что в ЦРУ к тому времени уже завели отдел, названный в его честь. Тем не менее, Бен Ладен на чартерном самолете в сопровождении суданского дипломата спокойно улетел в Афганистан, где за ним никто не следил, а он мог делать все, что его душа пожелает в Торе Боре, где местный политик, в прошлом ветеран войны в Афганистане, подарил ему одну из гор. Ах да, вместе с Бен Ладеном Хартум хотел выдать еще триста товарищей, среди которых были будущие пилоты 11 сентября. Но на нет и суда нет.

Очевидно, что бородатого саудовца серьезно не воспринимали. Ну, объявил он вместе с сотней соратников войну США и Израилю из горного Афганистана, ну и ладно. Хотя соответствующий отдел ЦРУ во главе с Майклом Шейером тщетно трубил об угрозе, исходящей от Аль-Каиды, все эти годы. Все изменилось после 11 сентября. Поймать подонка живым или мертвым стало главной задачей Джорджа Буша младшего. Началась охота: в декабре США получили информацию о том, что Бен Ладен находится в Торе Боре, и начали наносить удары. Но Бен Ладен сумел бежать.

Я лично удивляюсь, как это после его бегства в военных кругах в Вашингтоне не полетели головы с плеч. Для начала, его можно было ликвидировать и раньше, когда он после 11 сентября намотал километры, перемещаясь длинными конвоями из Хоста в Кандагар, а затем в Кабул и Джалалабад (посмотрите на карте, какое между ними расстояние!). Когда он достиг Торы Боры, у США была точная информация, что он там – они неоднократно перехватывали его разговоры. Военное руководство начало наносить удары и отправило на место сотню спецназовцев. Удары все шли мимо. В какой-то момент стало очевидно, что если он не погибнет под ударами, то он будет отступать. Куда? По другую сторону горы, разумеется. Но на удивление американский план не предусматривал блокирование путей, ведущих в Пакистан с другой стороны горы – Вашингтон решил здесь положиться на местных союзников (да, да! на афганские и пакистанские службы!). Кроме того, спецназу были нужны новые люди – количество военных на месте едва превышало количество журналистов, но руководство в Вашингтоне, опьяненное быстрым взятием Кабула, настояло действовать аналогичным способом и в Торе Боре. Удары уничтожили многих боевиков, но самому главному удалось бежать. И с тех пор он пропал из виду на десять лет.

Именно так, на десять лет. Удивительно, ведь многие из нас думали все эти годы, что заявления о том, что о местонахождении Бен Ладена ничего неизвестно – это просто слова, желание не разглашать тайну, что на самом деле в Вашингтоне хотя бы что-то да знают и хотя бы что-то да делают. Нет. Вплоть до 2010 года о местонахождении Бен Ладена Вашингтону не было неизвестно ни-че-го, несмотря на огромную сеть ЦРУ-шников и прочих ребят, находившихся в Пакистане.

В 2002 г. ЦРУ и остальные службы надеялись, что на них вот-вот свалится информация типа «я видел Бен Ладена там-то и там-то», в 2003 г. началось вторжение в Ирак, оттянувшее на себя существенные ресурсы, а к 2005 г. в ЦРУ поняли, что поиски Бен Ладена нисколько не продвинулись с декабря 2001 г. Тогда был подготовлен документ под названием «Inroads», который определил четыре направления, с помощью которых можно было бы выйти на Бен Ладена: через курьеров, через семью, через коммуникации с остальными членами Аль-Каиды и через эпизодические контакты со СМИ. Именно эта решетка стала основой для анализа любой информации, которая приходила по Бен Ладену, и по ней ЦРУ работало, потерпев в процессе несколько крупных неудач, вплоть до 2010 г.

В 2010 г. ЦРУ, наконец, удалось установить личность курьера, который вероятно являлся связным между Бен Ладеном и остальным миром – Абу Ахмед Аль-Кувейти. Сегодня мы знаем, что аль-Кувейти жил вместе с Бен Ладеном на участке в Абботтабаде с 2005 г. Аль-Кувейти идеально подходил на эту роль: этнический пуштун, он вырос в Кувейте и прекрасно говорил как на местном пушту, так и на арабском – языке Бен Ладена и его многочисленной семьи. Целый год ЦРУ пыталось понять, действительно ли в особняке скрывается Бен Ладен.

Получить точного подтверждения им так и не удалось – Бен Ладен выходил из дома только для того, чтобы совершить прогулку под огромным цементным навесом, который полностью скрывал его. Отсутствие 100% уверенности в том, что в доме живет именно Бен Ладен, создало немало проблем в принятии решения: некоторые министры и военные советники убеждали Обаму не рисковать. Треть книги Бергера посвящена описанию того, как американское руководство пережевывало информацию в попытках принять решение атаковать или не атаковать. В результате Обама, несмотря на несогласие министра обороны Гейтса, принял смелое решение атаковать, и Бен Ладен был уничтожен.

Все хорошо, что хорошо кончается. Но сегодня очевидно, что по необъяснимому ряду причин США упустили несколько возможностей арестовать или уничтожить Бен Ладена, в результате чего на поиск новой зацепки после Торы Боры ушло почти десять лет. Если бы не тщательная работа агентов в Афганистане, Пакистане и аналитиков в США, то Бен Ладен продолжал бы спокойно жить в Абботтабаде. И здесь пора вернуться к гендерному вопросу. Женский коллектив Отдела по поимке Бен Ладена сыграл огромную роль в успехе данной миссии. Знаменитый документ под названием «Бен Ладен планирует нанести удар по США», который Бушу показали в августе 2001 г., был составлен сотрудницей Отдела Барбарой Сьюд. Халед Шейх Мохамед, чьи показания вывели на Кувейти, был арестован благодаря Дженнифер Мэттьюс, а документ «Inroads» был написан сотрудницей Ребеккой (псевдоним). Глава отдела Майкл Шейер однажды заявил, что если бы он мог на Отделе по поимке Бен Ладена повесить надпись «Мужчин на работу не принимаем», то он бы это сделал. Вот так-то. Немужская это работа.

Так что можно спокойно приниматься за докторскую.

Автор: Юлия Нетесова

Terra America

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе