Грабители с большой войны

Накануне 65-летнего юбилея Победы возобновились поиски трофейных культурных ценностей

Реституция - одна из военных тем, не утративших остроты до сих пор. 27 апреля вернулись в Петергоф из Германии решетка дворца Марли, вывезенные в войну. А перед этим в Москве прошла российско-немецкая конференция по перемещенному искусству. Причем форум о российских культурных утратах инициировала именно немецкая сторона. О том, где сегодня ищут трофейные ценности и какова судьба находок, обозреватель "Известий" расспросила у координатора конференции с российской стороны - советника директора Государственного Эрмитажа и эксперта Союза музеев России по вопросам реституции, доктора исторических наук Юлию Кантор.

Конференция носила практический уклон: речь шла о создании совместных российско-немецких исследовательских групп. Что важно, поскольку долгое время искали только те ценности, которые выявила в 1943-1946 годах ЧГК - Чрезвычайная государственная комиссия по установлению ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками. Все, что нашли после войны в Германии, вернули СССР. И тема заглохла на десятилетия, поскольку российский закон о перемещенном искусстве был принят лишь в 1992-м. В 1994 году его подкрепили поправками, в 1997-м окончательно сформулировали. Россия вписалась, хотя и с оговорками, в международное законодательство, и только тогда процесс пошел.


Конкуренты по грабежу

В 1940 году шеф по идеологии НСДАП Альфред Розенберг возглавил оперативный штаб для организации государственных грабежей в захваченных странах Восточной Европы. В 1942-м сотрудники штаба уже имели военные звания. И в 1943-м из России через Прибалтику (Розенберг был прибалтийским немцем, его штаб размещался в Риге) в Восточную Пруссию ушло около 40 товарных вагонов с награбленным. По данным, приведенным Юлией Кантор, до середины 1943-го штаб Розенберга провел 2256 акций на оккупированных территориях СССР, из них 375 в архивах, 957 в библиотеках, 402 в музеях. По морю вывезли 427 тонн ценных грузов. 173 музея России и более 200 на Украине и в Белоруссии были ограблены полностью. В 1944-м Розенберг требовал у Министерства путей сообщения 1418 (!) товарных вагонов, рассчитывая забить их под завязку.

- Но у Розенберга были конкуренты, - говорит собеседница "Известий". - В частности, "Наследие предков" (Ahnenerbe): структура, созданная в 1935 году Гиммлером и в 1942-м включенная в состав СС. Она была ориентирована на коллекции доисторического и раннеисторического периода. Во время войны они проводили раскопки в Крыму, на Кавказе, на северо-западе России. Например, раскапывали интереснейшие курганы на реке Оредеж, под Новгородом. Эти раскопки, кстати, имели еще цель "доказать превосходство арийской расы" и предъявить миру "следы благотворной немецкой колонизации", оправдав таким образом расширение жизненного пространства - Lebensraum.

- Часть вывезенных древностей - в основном то, что было найдено на Северном Кавказе и Юге России, по решению Потсдамской конференции вернули в СССР до середины 1950-х. Где остальное - неизвестно. Что-то разбрелось по коллекциям, что-то не довезли... Сборные пункты ценностей располагались в Судетах, в Верхней Силезии, в Австрии. Общее количество утраченного неизвестно до сих пор. В Западной Германии было около 1700 хранилищ. 80% из них оказались к 1945-му в американской зоне оккупации, 20% - в советской, - продолжает Юлия. - Американцы создали у себя четыре огромных хранилища (collecting points) и все вернули владельцам. 273 645 единиц хранения в 1945-1948 годах отправили в СССР, более 30 тысяч объектов искусства - в Голландию, Францию, Чехию...

Конечно, не одна Германия вывозила наши шедевры: вывозили страны, входившие в гитлеровскую коалицию. В Новгороде, например, стояла испанская "Голубая дивизия", которая либо разворовывала бесценные книги, иконы, предметы декоративно-прикладного искусства, либо варварски уничтожала их. Сохранились отчеты немецких уполномоченных, писавших раздраженные донесения в Берлин о том, что ничего из предписанного к вывозу нет, и средневековые фолианты валяются раздерганные на сигареты и туалетную бумагу, покрытые кучами нечистот... Сколько вывезли испанцы - никто не считал. В ноябре 2004 года Министерство обороны Испании вернуло в новгородский Софийский собор купольный крест.

Архивы сгорели, коллаборанты разбежались

Самое печальное в вопросе реституции - то, что уходит время и с ним уходят свидетели. А в нашей стране - отдельная проблема: перед войной были репрессированы многие музейщики. Особенно те, что хранили "буржуазное искусство" и предметы религиозного культа. Список пропавших икон составить почти невозможно - из специалистов, работавших перед войной, живы единицы, фотографий ценностей почти нет.

- Осложняет поиск и неразбериха, царившая в наших архивах на протяжении многих лет, - уверена Юлия Кантор. - В некоторых городах архивы просто сгорели в пожарах войны. Еще одна проблема - коллаборация - тема, бывшая в СССР под запретом. Немцы мобилизовывали советских искусствоведов, и в немецких отчетах говорится о русских сопровождающих. Многие из тех, кто сопровождал по пути в Германию русское искусство, домой не вернулись. Нужно исследовать дневники, выявлять имена тех, кто был нанят немцами. Добровольно или принудительно - второй вопрос. И искать пропавшие вещи.

Опознать, выкупить и вернуть 

Сотрудники Павловского заповедника привезли на конференцию в Москву свежий документ: в каталоге одного из крупнейших аукционов обнаружена ваза, бывшая в 1940 году на экспозиции в Павловске. Им ответили, что предоставило вазу на аукцион частное лицо, а откуда она у него - коммерческая тайна. Было сказано: "Мы постараемся, чтобы кто-нибудь купил ее для вас и передал России". На этом месте с надеждой вернуть вазу в Павловск можно было бы и проститься, если бы копии документов тут же не взяли представители Фонда прусского культурного наследия, которые обещают провести юридическую работу, а если потребуется, то и найти деньги на выкуп музейной вещи. Правда, ваза может уплыть...

Ирина Мак 

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе