Грузия не поставила точку

Завершился III русско-грузинский поэтический фестиваль

“…И не кончается строка”, как писал поэт. И не кончается строка у поэтов, которые только-только вернулись в свои страны и города из красавицы Грузии. III международный русско-грузинский поэтический фестиваль “В поисках золотого руна” все-таки нашел свое золотое руно. Где? “Золото, золото сердце народное”, как писал другой поэт. С закрытия фестиваля — корр. “МК”.

Певица, поэт, композитор Ирма Сохадзе.

Фото: Вера Копылова

Правда о Грузии — вот, пожалуй, задача этого поэтического фестиваля. Его участники, многие из которых посетили его и в прошлом году, незадолго до военных действий, увезли эту самую правду с собой. Правда в том, что грузинский народ — от продавщицы в сельском магазинчике до певицы Ирмы Сохадзе — настроен по отношению к России как нельзя более дружелюбно. Эта земля, эти кудрявые зеленые горы пронизаны как раз поэзией, а никак не запахом войны. 

Фестиваль, организованный МКПС “Русский клуб” в Грузии, Союзом грузин в России и Международной федерацией русскоязычных писателей, стал центром культурной жизни этого лета в Грузии. “Важнейшая форма народной дипломатии”, по определению президента Союза грузин в России Михаила Хубутии. Русские и грузины хором хохотали на творческом вечере Виктора Шендеровича. Вместе молчали, когда актеры Потийского драматического театра вспоминали недавно ушедшую поэтессу Анну Каландадзе — грузинскую Ахматову и Цветаеву. С поправкой на то, что Анну Каландадзе любят не столько за любовную лирику, сколько за стихи о своей стране. Здесь нет набившего оскомину советского патриотизма, здесь просто незабытое в Грузии чувство — любовь к родине. 

70-летие знаменитого журнала “Дружба народов”, “круглый стол”, посвященный проблемам переводческой школы, презентация международного журнала “Интерпоэзия”, ежедневные чтения стихов на морском побережье — все это фестиваль. Здесь оказалась очень разная поэзия. Все как полагается — есть и философская лирика, и любовная, и переводы. 

— Интерес к поэзии был, будет и есть, — рассказала “МК” любимица фестиваля, поэт Елена Исаева. — Я вижу, что он огромный. Но существует масса проблем, не позволяющих читателю встретиться с его писателем. Мое любимое выражение из Некрасова — “в душе каждого человека есть клапан, открывающийся только поэзией”. И потом, мало тонких эманаций в мире сейчас, они глушатся проблемами выживания, коммерциализацией литературы и пр. А человек без этого не может. Есть сфера иррационального, которая должна быть удовлетворена. Если она не удовлетворена, человек чувствует себя несчастным. Он даже может не понимать, почему. У него все в порядке, но он чувствует недостачу в иррацио. Люди так устроены. Поэзия всегда будет востребована.  

Будет — особенно в Грузии. Здесь все вспоминают Пушкина — каждому бы такую удачную ссылку, в какую он здесь попал. “Здесь Пушкина изгнанье началось, здесь Лермонтова кончилось изгнанье” — это уже Ахматова. “Поэты Грузии! Я ныне вспомнил вас. Приятный вечер вам, хороший, добрый час!” — Есенин. Кто из посетивших фестиваль станет Есениным, кто Лермонтовым, а кто Ахматовой (и станет ли), покажет время. Особенно если взаимоотношения между нашими странами позволят фестивалю продолжаться и в четвертый, и в пятый, и в бесконечный раз. Если стих закончится многоточием. 

Московский комсомолец
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе