Коллега вступился за поруганную немцами честь Валерия Гергиева

Дирижер Александр Клевицкий поставил под сомнение критику в адрес руководителя Мариинского театра.
фото: Геннадий ЧеркасовВалерий Гергиев


Премьера знаменитой оперы Вагнера «Тангейзер» в постановке главного режиссера Новосибирского академического театра оперы и балета Вячеслава Стародубцева состоялась в Мариинке в начале лета. У произведения вообще сложная судьба. В 2015 в том же Новосибирске в постановке молодого режиссера Тимофея Кулябина оно спровоцировало гнев митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, который подал в суд на режиссера, а также на директора театра Бориса Мездрича. Хотя их оправдали, Мездрич был уволен, Кулябин ушел сам, и спектакли были отменены. Еще раньше в 2013 скандал разразился вокруг постановки Буркхарда Космински в «Немецкой опере на Рейне» в Дюссельдорфе. Теперь же за «Тангейзер» пострадал и Валерий Абисалович Гергиев. Заслуженно ли? Большой вопрос.


В этот раз он стоял за дирижерским пультом во время исполнения оперы на открытии Байротского фестиваля, который считается одним из главных событий музыкальной жизни Германии. Мастер дебютировал на нем. Сразу после выступления в газете Die Zeit была опубликована жесткая бескомпромиссная рецензия. По словам ее автора, хотя Гергиев считается одним из самых лучших профессионалов своего дела во всем мире, и он является одним из самых востребованных личностей на этом поприще, публика якобы была разочарована. «Тангейзер» создан в четких контурах, что отличает его от всех других опер Вагнера. И если музыканты не играют и не поют слажено, это слышно, - пишет журналист, - под руководством Гергиева результат получился неточным и размытым». Исполнение в целом «инквизитор» назвал «неуверенным бормотанием». Автор рассуждает, что, возможно, директор Мариинки почти не принимает участия в репетициях лично, и также критикует его за то, что параллельно с Байротским он принимает участие в других фестивалях – в Зальцбурге и Вербье, где будет стоять у дирижерского пульта во время исполнения опер Верди «Симон Бокканегра», и «Женщина без тени» Рихарда Штрауса. Придираться к насыщенному гастрольному графику и обширному репертуару дирижера достаточно странно, и, судя по отзывам людей в соцсетях, все происходящее напоминает провокацию.

«МК» связался с коллегой Валерия Абисаловича – композитором, продюсером, художественным руководителем, главным дирижером Академического Большого концертного оркестра им. Ю.В. Силантьева Александром Леонидовичем Клевицким и попытался разобраться, насколько адекватной в принципе может быть оценка работы дирижера, существуют ли какие-то общепринятые критерии.


Александр Клевицкий:

- Начнем с того, что, как и в любом подобном случае, когда один человек пишет про другого, это всегда субъективное восприятие. Тем более в данной ситуации. Это настолько сложная, синтетическая профессия, что однозначных критериев ее оценки просто не может быть. Я не видел это выступление лично, поэтому сам не могу объективно оценить, насколько оправдана критика, высказать внятную позицию по этому поводу. В любом случае: представьте, что мы с вами приходим в музей, смотрим на одну и ту же картину, но вам она нравится, а мне нет. Такое случается, даже если перед нами произведение искусства, признанное классикой. Здесь – то же самое, как и в любом другом творческом направлении, - все тонко, все так или иначе субъективно. Конечно, у любого художника бывают удачные выступления и нет. Да, в мире есть выдающиеся критики, которые слышали и видели огромное количество различных исполнений, могут различать детали, к их словам прислушиваются. Однако таких единицы, да и их мнения могут разниться. Гергиев – выдающийся».

Автор
Екатерина Томская
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе