Не тот этот город, и полночь не та

Зачем иностранцы едут в Россию? За иллюзиями

«В России нет историй про бизнес. И историй про политику тоже нет. Нет историй про любовь. Есть только криминальные истории».

© Московские новости. Павел Пахомов

Есть среди московских экспатов такой подвид – экспат классический. Его мало кто видел, но слухов о нем ходит много, как о снежном человеке.

Под понятием «классический экспат» подразумевается мужчина, который едет в «дикую Россию» из всяких Америк и Британий, чтобы делать деньги. Он живет в центре, имеет при себе комплект молоденьких любовниц, старается пить водку «как местный» и периодически страдает душой.

Книга А. Д. Миллера «Подснежники» (“Snowdrops”), вышедшая в 2011 году и даже номинированная на Букеровскую премию, написана от имени классического экспата — лондонского юриста, который в погоне за ускользающей молодостью сбежал в московские снега и, как водится, потерял там честь и совесть.

По структуре книга напоминает «Сердце тьмы» Джозефа Конрада: так называемый «большой белый брат» едет к туземцам, обнаруживает внутри себя первобытные инстинкты и разрушается морально. При этом и у героя Конрада, и у героя «Подснежников» обнаруживается дома невеста — некий ангел во плоти, который является прямой противоположностью грубым и развращенным туземкам.

Конечно, у Миллера гораздо больше иронии и двусмысленности в тексте. Его герой, юрист Ник, не гибнет в джунглях, а благополучно возвращается на родину, где пишет откровения о своей яркой и опасной московской жизни и зачем-то адресует их своей лондонской возлюбленной.

Судя по стилю, Ник, скорее всего, хочет от этой самой возлюбленной избавиться, чтобы срочно сбежать в Москву.

«Маша была не такая, как девушки в Англии», — рассказывает он о своей первой ночи с хорошенькой мошенницей, которая впоследствии сыграет ключевую роль в его окончательном грехопадении. «Она была не такая, как ты. Не такая, как я. Она была не такая вежливая, она не играла, не притворялась. У нее была какая-то базовая, житейская энергия, она хваталась за меня и поощряла меня, она стремилась понравиться, стремилась импровизировать».

То есть, прости милая, но секс с русской девушкой — это клёво, а ты на ее фоне просто старая дева какая-то. Естественно, ногти у Машы «красные, как кровь». Естественно, Ник по этим ногтям и по Маше в целом очень скучает.

Когда я была беременная, один такой пьяный «Ник» подсел ко мне на вечеринке экспатов-журналистов. Не знаю, как он затесался в нашу компанию. Экспаты-журналисты тоже народ своеобразный, но экспатов классических в основном считают лузерами, которые приехали в Россию бороться со всевозможными комплексами.

Внешне «Ник» не был похож на лузера. Про таких, как он, американцы говорят “…And then he opened his mouth” — то есть, с виду парень хоть куда, но открывать рот ему не стоит.

Когда «Ник» открыл рот, он начал меня ругать, в основном за то, что я вышла замуж за русского.

— Нельзя же быть такой наивной, ты же уже мать — сказал он, тыча пальцем в сторону моего живота. — Женщины бегут из России, чтобы жить нормальной, предсказуемой жизнью, а ты...

— Не лезь к беременной женщине со своими бреднями, ты пьян! — перебила его знакомая журналистка, которая взяла на себя ответственность оберегать мой покой во всеобщем сумбуре.

— Простите меня, — сразу опомнился «Ник». — Просто Москва это совсем не тот город, не тот город, чтобы…

Закончить фразу «Ник» не смог. Он потоптался рядом, пролил мне на туфли полбокала пива и был схвачен и уведен куда-то строгой красавицей, которая явно не одобряла его общение с другими, пусть даже беременными женщинами.

«В России нет историй про бизнес. И историй про политику тоже нет. Нет историй про любовь. Есть только криминальные истории», — рассуждает за вином один из героев книги «Подснежники».

Возможно, я живу в какой-то параллельной России, хоть и не могу назвать свою жизнь «нормальной» и «предсказуемой», и действительно не знаю, что меня ждет дальше. А кто из нас знает? Никто.

«Закономерности иллюзорны», написала драматург Анна Яблонская, погибшая в теракте в Домодедово, незадолго до своей смерти. Они так же иллюзорны на Западе, как и в России, но западные иллюзии прочнее. Классические экспаты бегут от одних иллюзий к другим, и на расстоянии все это напоминает бег на месте.

Наталья Антонова

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе