Непаханое поле экспериментов

Фестиваль цифрового искусства в природной среде прошел с 4 по 6 июля в парке Никола-Ленивец в рамках перекрестного года России и Великобритании.

Фото автора

«Ничего не видно, но очень красиво!», — раздается позади голос. Определить кто говорит сложно: людей много. Все двигаются в одну сторону — к «Вселенскому разуму». Вокруг действительно ничего не разобрать. Зависшие в воздухе светящиеся шары, белые лучи в небо, непонятные постройки, музыка, словно взятая из фантастического фильма — все напоминает футуристический мир.

Картина будущего раскинулась в пространстве арт-парка Никола-Ленивец в Калужской области, где уже третий год проходит фестиваль «Ночь новых медиа». Постоянные архитектурные сооружения Николая Полисского, Александра Бродского и Бориса Бернаскони на два дня становятся площадкой для экспериментов. С 00.00 до 4.30 арт-объекты переосмысляются молодыми художниками с помощью меппинга и аудиовизуальных эффектов.­

Первые лучи прожекторов и музыка появляются уже в 10 часов вечера. Выступление Миры Каликс, композитора из Великобритании, становится прологом к медиа-ночи. Мы сидим на берегу пруда, а в его середине на плавучей сцене — девушка в наушниках под огромным белым зонтом. Прошлой ночью на ее месте был Dj Илья Рихтер. Волны электронной музыки и световых лучей распространяются по берегу. На протяжении часа зачаровывающе звучит эмбиент. Когда все затихает, толпа организованно покидает берег и движется по направлению к «Вселенскому разуму», увлекая нас за собой.

Наше внимание привлекают голубые, синие, оранжевые, желтые шары. Светящиеся сферы «Connecting lights» формируют оптическую коммуникационную сеть, являются своеобразным проводником в ночную сказку. «Стартрек» выводит нас к главному «кораблю» — работе Николая Полисского «Вселенский разум».

Архитектурный исполин имеет вполне определенную композицию. Двойная колоннада ракет ведет к огромной фигуре, символизирующей два полушария механического мозга. Именно на него ребята из Radugadesign проецируют трехмерный меппинг «Universal mind opening».

— Каждый год программа шоу разная. И это невозможно описать, — с восторгом говорит Максим, не первый раз приезжающий на «Ночь новых медиа». — Сейчас все сами увидите, — добавляет парень, садясь на землю. Мы следуем его примеру, как и остальные гости фестиваля. По полю распространяется мощный бит. Яркие лучи упираются в небо, образуя конус. Открытие задерживается. «Детка, это Россия», — комментирует мальчик из детского лагеря, лежащий на траве в компании друзей.

Наконец, шоу начинается — 10 минут света и музыки, которые сложно передать, — Максим оказался прав. «Вселенский разум» переливается, искрится во всевозможных узорах, и, казалось, даже двигается.

После «Universal mind opening» толпа разбредается в разные стороны: проекты рассредоточены на маршруте протяженностью около 2 км. Самым притягательным для зрителей оказались «Арка» Бориса Бернаскони, с которой связаны интерактивная инсталляция студии Hello Computer «Трансформация» и многослойная проекция «Циклотрон II» команды «Фосфор». Приехали на фестиваль и выставляющаяся по всему миру инсталляция Light Barrier англо-корейского дуэта Kimchi and Chips: световые лучи пересекаются в пространстве, создавая в воздухе иллюзорные геометрические фигуры.

Создавали атмосферу на фестивале и молодые группы, отобранные сайтом «Афиша-Волна». Кроме того, участниками «Ночи новых медиа» стали выпускники студенты Школы Родченко: простояв очередь, можно было сфотографироваться в «Зеркальной капсуле» или зарядить свой iphone у «iКостра» Софьи Мавзалевской.

— Я три года надеялся, что придут эти молодые ребята, которые выросли и выдадут этот совершенный продукт, — рассказал художник и скульптор Николай Полисский. — Если раньше искусство понимали только аристократы и интеллигенты, то теперь каждый может прийти и создать что-нибудь свое.

Так и поступили молодые ребята в рамках программы «Притащи Свой Проектор в лес».

Например, большая интерактивная голова от «Integrity friendly interactions», реагирующая на движения правой руки.

— Мы организация, занимаемся коммерческими проектами, делаем голографические презентации для разных компаний, в основном, Shell, Samsung. Голову мы спонтанно это сделали, на самом деле, часа за три, — смеется генеральный директор «Integrity» Сергей Старцев. — Хотели придумать что-то интересное, а интерактив интереснее, чем простая проекция. Наша работа абсолютно ничего не выражает. Это просто голова.

Или пилотный проект «Глюкосфера»:

— 20 человек ложатся по кругу головой в середину шатра и смотрят в потолок, на который делается проекция различных образов. Инженер сам выбирает их в онлайн режиме, в зависимости от того, кто приходит, — рассказал один из авторов проекта Владимир Кнут. — А вообще сегодня ты можешь взять проектор, прийти в любое место и высветлить свою идею. Это непаханое поле экспериментов, — добавляет Владимир, пережевывая печенье.

«Притащила свой проектор» и творческая группа «Н|О». Студентка Литературного Института имени А.М.Горького Екатерина Ненашева рассказала о том, что основным концептом видео «6» является число: как данность или случайность, фатум, беспричинность чего-либо. «Это соотношение жизни и смерти, это и война и мир в какой-то степени», — замечает Екатерина.

Изображение на экране делится на две части: на левой стороне — женщина, произносящая монолог, а на правой — фотографии квартиры ее погибшего сына. «Каждый раз фото и видео на экране взаимодействуют по-разному подобно игре воспоминаний человека. Это хаотичное взаимодействие видео и фото в формате мультимедиа», — объясняет девушка.

Желающих «высветить свою идею» в лесу оказалось много. Кто-то даже делал это на лесном массиве. Многие ребята обещали приехать в следующем году.

Однако ночь заканчивается, и с рассветом карета превращается в тыкву: архитектурные объекты скидывают с себя световую оболочку, стихает музыка, и все мерцающее и блестящее заволакивает туман. В 4 утра, когда проекты еще в действии, но небо уже светлеет, заходим в «Ротонду» работы Александра Бродского. Круглое здание с окнами и открытыми дверьми по всему периметру выражает идею борьбы с клаустрофобией. Медиа-ночь сделала из сооружения синэстетический павильон. Одна из составляющих содержания объекта — «Посвящение Скрябину» — проект Дмитрия Морозова, в котором обоняние выступает как канал коммуникации с окружающим.

— Когда вы попадаете в «Ротонду», вы понимаете мысль художника посредством трех медиа — звука, света и запаха, которые поочередно сменяют друг друга, — рассказал один из кураторов фестиваля Владислав Добровольский. — Медиа в переводе с греческого — «мост», то есть это средство передачи какой-либо информации. Соответственно «новые медиа» — это новые способы коммуникации.


Фото автора

Арина МЕСНЯНКИНА, Кристина МИНЕЕВА

Новая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе