Путешествие из Украины в Африку

На прошлой неделе мне довелось побывать в городе Дакар - столице 12-миллионной западноафриканской страны Сенегал. Там меня ждали два открытия. Первое: есть на свете небогатые страны, где даже неграмотные говорят на хорошем французском языке. Второе: Сенегал очень похож на Украину. Подобно нашему братскому соседу, бывшие колонии Франции в Африке тоже разрываются между гордостью за обретенную независимость и стыдом за ее пока скромные плоды.

Извините за клише, но Дакар и вправду - город контрастов. Лучший в Африке университет имени сенегальского патриота-интеллектуала Анта Диопа, беседующие со мной утонченные чернокожие знатоки французской литературы - и нищие, просящие милостыню у мечетей. Пляжи со стилизованными пирогами для океанских прогулок - и раздолбанные переполненные "маршрутки" с вечно открытыми дверями, навязчивые торговцы на барахолках. Пятизвездочные отели у аэропорта - и жалкие лачуги на окраине конечного пункта знаменитого ралли Париж-Дакар.

Французы пошли вглубь сенегальской территории тогда же, когда русские первопроходцы начали осваивать Среднюю Азию - в шестидесятые годы девятнадцатого века. Впрочем, Западная Африка и раньше использовалась для вывоза чернокожих невольников в западное полушарие, а в двадцатом веке черная Африка стала еще и поставщиком "пушечного мяса" для первой и второй мировой войн. А первое плотное знакомство западных африканцев с европейцами относится к временам объединившей Россию и Украину Переяславской Рады - к семнадцатому веку. Тогда в Сенегал первыми пришли португальцы, потом к ним присоединились другие европейцы, в конце концов признавшие верховенство французов.

Конечно, мое сравнение Сенегала с Украиной условно. Отличий много. Украина была губернией Российской империи, потом союзной республикой в СССР, а Западная Африка была французским протекторатом. Впрочем, другая французская колония - Алжир - формально была таким же французским департаментом, как Иль-де-Франс. Проблема была не в статусе территорий, а в отношениях между людьми. Французы вели себя с африканцами намного высокомернее, чем россияне с украинцами; ни о каком братстве европейцев с жителями черного континента до поры до времени не могло быть и речи. Крепостное право, заменявшее в Российской империи невольничью торговлю англичан и французов, ставило российских крестьян в еще более униженное положение, чем украинских. Нуждаясь в дешевых рабочих руках, российский капитализм, по выражению Льва Толстого, обдирал прежде всего не колонии, а собственные среднерусские территории. А к сталинскому СССР, как ни к какому другому государству, применима была фраза обожествлявшегося у нас Маркса: "В деспотии все уравнены". Нашу ситуацию улучшает и духовное, а заодно и этническое родство с украинцами. Несмотря на европейскую политкорректность, среднему сенегальцу из-за цвета кожи очень трудно почувствовать себя во Франции как дома. Чего, слава Богу, пока не скажешь об украинцах в России.

Так что же все-таки похоже? Сходство состоит в больших надеждах, возлагавшихся на независимость, и в цепи разочарований, за этой независимостью последовавших. В желании списать все беды и проблемы на былую метрополию - часто в ущерб самокритике. В притяжении к "большой Европе" - и к отталкиванию от этой самой Европы, вдруг оказавшейся в реальности отнюдь не такой теплой, как в официальных декларациях. Все это у Сенегала и Украины очень похоже.

Сенегальцы возлагали огромные надежды на полученную в 1960 году независимость. Страну возглавил президент Леопольд Седар Сенгор - блестящий интеллектуал, знаток французской литературы, поэт, социалист и один из основателей теории "негритюда" - теории, напоминающей наше славянофильство. Только если российские славянофилы говорили об особой духовности русского народа, то сторонники "негритюда" то же говорили об африканской душевности. Сенгор, получивший образование в Сорбонне и женатый на француженке, болезненно ощущал унижение собственного народа и провозгласил африканцев наследниками древней цивилизации, некогда превосходившей европейскую. Любой человек, имевший счастье хоть немного подружить с жителями черного континента, знает, что "негритюд" - не миф и не пиар-ход, а реальность, по крайней мере, не менее объективная, чем наша русская душа. После отставки 74-летнего Сенгора в 1981 году страну возглавили его соратники - сначала бывший президент Абду Диуф, потом нынешний - Абдулае Вад. Получив во Франции ученые звания доктора юридических и экономических наук, в свои 85 лет президент Вад имеет за плечами многолетнюю адвокатскую и преподавательскую практику во Франции, а также книги по математическим расчетам в экономике.

Но и с этими без преувеличения великими лидерами добиться впечатляющего успеха и полного суверенитета никак не удается. Даже валюта стран Западно-Африканского валютного союза оказалась привязана к франку, а потом и к евро - взамен за стабильный курс эти страны вынуждены держать часть своих активов в Париже. Во многих бывших франкоязычных колониях (особенно в Конго, где прошла война) жизнь в течение "свободного" пятидесятилетия оказалась в экономическом плане еще тяжелее, чем при колониализме. Население Африки растет (к 2050 году оно составит 2 миллиарда), а вот питаются сегодняшние жители Западной Африки, как показывают антропологические исследования, еще хуже, чем полвека назад.

Африканцы стараются смотреть этой правде в глаза с достоинством. Возможно, организаторам приближающихся торжеств по поводу двадцатилетия независимости Украины будет интересно узнать, как скромно отметили жители Западной Африки 50-летие своей независимости от Франции в 2010 году. Не было парадов, не было танковых колонн и эскадрилий в небе - ни в одной из 17 стран Африки, освободившихся в 1960 году, включая Сенегал. Просто летним днем президент Вад открыл совсем не воинственный памятник Африканского Возрождения - фигуры женщины и мужчины, держащего в руке ребенка.

"Мы выжили и будем жить" - таков главный "мессидж" монумента. Зато лидеры всех 14 бывших колоний Франции на африканском континенте участвовали в параде на Елисейских полях 14 июля 2009 года, посвященном национальному празднику Франции - круглой годовщине Французской революции. Лидеры африканских стран, будучи прагматиками, стараются не комплексовать перед бывшей "метрополией" и поддерживать с ней дружеские отношения. Чего не скажешь об отношении некоторых украинских политиков к России. Подобное уважительное отношение не мешает африканским лидерам в диалоге с Европой упорно отстаивать экономические интересы своих стран: тот же президент Вад недавно подверг резкой критике соглашения об экономическом партнерстве с ЕС, предложенные африканским странам Еврокомиссией. Но отстаивать экономические интересы - это одно, а ругаться с бывшим "сюзереном" ради того, чтобы поругаться, - это совсем другое дело.

Желание ругаться ради самого процесса, увы, часто возникает "снизу". Вот уж где Сенегал и Украина точно близнецы-братья, так это в болезненном комплексе неполноценности по отношению к бывшим "колонизаторам" со стороны национальной гуманитарной элиты - литераторов, философов и прочих "духовных" пастырей народных. Интересно, что и в первой стране, и во второй призывы не учить соответственно русский и французский языки часто раздаются со стороны рафинированных интеллектуалов, в свое время сделавших на этих самых языках карьеру. Настоящий взрыв возмущения сенегальских "властителей дум" вызвала произнесенная в Дакаре в июле 2007 года речь президента Франции Саркози. В ней французский лидер имел неосторожность призвать африканцев не оглядываться на несправедливости колониального периода, а попристальнее присмотреться к собственным недостаткам и теснее сотрудничать с Европой. Возмущению местных философов не было предела.

"Ведущаяся целенаправленно в Европе, и особенно во Франции, кампания по критике "среднего африканца" - это огромный заговор. За этим отказом от покаяния со стороны французского президента… стоит опасность повторной колонизации нашего континента",- написал в специально выпущенной книге "Африка отвечает Саркози" писатель-ветеран Махали Гассама, сенегальский аналог украинца-эпика Ивана Драча. Вспоминаете знакомый мотив: тут вам и тема голодомора, тут вам и повторное "закрепощение" Украины… А чтобы параллели и вовсе не вызывали сомнений, вот вам мысли адептов сенегальской гордости о "доколониальной" Африке: "Когда в пятнадцатом веке первые европейские коммерсанты добрались до Африки, наши государства имели равную, а может, и более развитую политическую структуру. Они были конституционными монархиями, а негритянские короли, вопреки легенде, не были деспотами с неограниченной властью… Европейцы просто забыли о великом черном Египте, который некогда цивилизовал всю землю, включая Европу",- это из недавно вышедшей антологии "Африканская литература". В общем, похоже на нынешний украинский национально-мифологический пейзаж с его происхождением всех языков от украинского и "цивилизацией Триполья как колыбелью украинской нации".

Опыт показывает, что подобные мифы к возрождению не ведут. Африканская независимость, как и украинский суверенитет, - это выстраданные ценности, и в лживой лести они не нуждаются.

Дмитрий Бабич

РИА Новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе