Современное искусство и единство страны

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: единство – ключевая категория для партии власти. Именно из задачи сохранения территориальной целостности России, из общего представления о том, что Россия является ценностью, родилась политическая программа партии "Единая Россия". Сегодня, спустя без малого десять лет, угроза распада российского государства и исчезновения России с политической карты мира отошла в прошлое. В элитах достигнут широкий консенсус по вопросу о том, стоит ли России быть, или она не нужна. "Единая Россия" стала партией такого консенсуса. В стране укреплены институты государства и права, налажены каналы политической коммуникации, появляются первые ростки гражданского общества. Сегодня задача ЕР состоит в том, чтобы переопределить понятие единства в новых условиях.
В тех условиях, когда существенным образом отодвинута перспектива силового захвата власти, а фактические сторонники распада страны, лишившись материальных ресурсов, превратились в "политических петрушек". В тех условиях, когда президент рассчитывает на то, что "Единая Россия" станет мотором социальных и технологических преобразований. Что значит – быть единым? Какого рода единство необходимо для запуска проекта консервативной модернизации? Ни для кого не является секретом, что Россия – это многонациональное государство, где ни один этнос не может претендовать на статусные привилегии. В России нет "титульной нации". Таким образом, ссылки на историю, в сущности, не являются основанием для оправдания единства страны. При всем богатстве политического опыта русского народа, стоит признать тот очевидный факт, что Россия – молодая демократия, а россияне – это нация, которую еще только предстоит изобрести.
Будучи федеративным государством, Россия, так или иначе, обречена на культурное многообразие. И именно здесь кроется мощная угроза широко-понимаемому единству. От заявления о том, что в стране, к примеру, живут два народа, которым нечего делать вместе, один шаг не столько до апологетики сепаратизма, сколько до инфантильной политической безответственности. Сегодня в России происходят те же процессы, которые свойственны для всего мира, где интенсификация движения глобального капитала сталкивает в одном месте представителей различных этносов и социальных групп со своими специфическими культурными особенностями. Сегодня во всем мире – ренессанс религиозных, этнических, культурных конфликтов. Можно вспомнить заявления Ангелы Меркель оконце мультикультурализма, скандальный запрет на ношение паранджи во Франции, протесты против строительства мечетей в Москве.

Нельзя сказать, чтобы Запад не придумал никаких вариантов работы с проблемой мультиэтничности, возрастающей культурной дифференциации. Ведь это, по сути, родовой признак нового, послевоенного мира. Один из вызовов, брошенных западной цивилизации. Здравомыслящему человеку понятно, что опасность состоит не в том, что иммигранты разрушат Европу, а в том, что Европа сама себя уничтожит, изменив собственным политическим основаниям и скатившись в обскурантизм. В конце концов, европейцами уже давно выработаны настолько утонченные нормы политической чувствительности, что говорить о каких-то "запретах" и "ограничениях" неуместно. В сегодняшнем мире на вооружение взяты куда более сложные технологии формирования единого культурного пространства.

Не последним ответом на вызовы второй половины ХХ в. стал проект современного искусства. Причем важно понять, что современное искусство – это не экстравагантное извращение, а сердцевина актуальной культуры. Именно здесь формулируются те проблемы и формулируются те ответы, которые позже находят свое отражение в литературе, музыке, кино, масскульте, социальных движениях и политических идеях. Современное искусство – принципиально открытый проект. Туда может всякий прийти со своим мировоззрением, со своим культурным бэкграундом. Вопреки расхожему представлению о касте избранных, которым позволено заниматься "разной ерундой", получить удостоверение современного художника совсем не трудно. Было бы желание. Здесь все очень разные. Одни проводят свои выставки в православных храмах, другие – подвергают церковь агрессивным нападкам. Одни считают, что искусство невозможно без политической революции, другие уверены, что подлинная революционность состоит в радикальном консерватизме. Одни хотят сказать что-то важное, другие не знают, чего они хотят вообще. Если различные изводы авангарда неизменно были связаны с тем или иным вариантом элитистской установки на особый статус "творца", "произведения" и его "языка", то сегодня художники активно полемизируют с этим "модернистским мифом", зачастую пытаясь стереть границу между искусством и жизнью. Если раньше художник в своих работах мог решать какие-то абстрактные вопросы, связанные, например, с теорией цвета, то сегодня искусство ставит своей целью произвести новые формы социального взаимодействия, вовлечь зрителя в свое поле, сделать его соучастником процесса. Проект современного искусства несказанно сложнее и интереснее той идеологической рамки, в которой его пытается пропагандировать определенная часть ныне оппозиционной интеллигенции. Современное искусство – это далеко не только унылый бубнеж про режимпутина, как бы кому-то не хотелось представить дело именно так. - Говорить и быть понятым. - Жить интересно. - Не давать готовых ответов. - Все люди - художники.

Космополитизм, демократизм, открытость инновациям – это именно те черты современного искусства, благодаря которым может быть изобретено новое культурное пространство, а, в конечном счете, наше общее будущее и мы сами как субъекты этого будущего. Ведь мы едины постольку, поскольку мы все заинтересованы в том, чтобы у нас было будущее. А из этого следует, что враги современного искусства – это неизбежным образом враги России, поскольку хотят навязать ей узкий, провинциальный проект культурного изоляционизма. Эти сторонники "традиций", "особого пути" и прочей посконной духовности на деле хотят, чтобы наша страна сгнила на задворках третьего мира в роли экзотического зоопарка-заповедника, в то время как консерватизм "Единой России" имеет принципиально не репрессивный характер.

Консерватизм – это всего лишь самостоятельность и ответственность. Консерватизм – это политика ценностей, а фундаментальной ценностью для России – является ее единство, потому что именно из единства рождается свобода. Именно из этой почвы могут прорасти прекрасные социальные и культурные плоды. И в тоже время само это поле формируется не иначе как социальным и культурным творчеством. В горниле актуальной культуры сегодня куется политическая субъективность. Многообразие инновативных эстетических практик, обеспеченное свободой выражения, создает новые пространства солидарности. Ведь именно игра, творчество, непроизводительный труд, как проявления эроса, способствуют консолидации, укреплению и усложнению социальных организмов в противовес агрессивным тенденциям к сепаратизму или универсализму. Современное искусство учит быть вместе и принимать Другого. А ведь именно это необходимо для укрепления ткани российского общества, раздираемого социальными, культурными, этническими антагонизмами – пространство рефлексии, игры, диалога.

Репрессивное насаждение "традиций", как правило, оборачивается в лучшем случае бездарным официозом, в худшем – гражданской войной. Мы не можем противопоставить сепаратизму традицию. Еще Людвиг Витгенштейн говорил о том, что традицию нельзя изобрести заново: "Традиция – не то, чему можно научиться, не нить, которую можно уловить, если она ускользнула; это столь же невозможно, как подобрать для себя своих собственных предков. Человек, не следующий традиции, но жаждущий это делать, похож на несчастного влюблённого". В то же время полное игнорирование культуры оборачивается триумфом попсы и новым варварством. Именно современное искусство позволяет отрефлексировать проблемы, возникающие на стыке экономической глобализации и мультикультурной дифференциации. Современное искусство – это необходимая терапия для любого современного общества, которое хочет себя сохранить как общество. Россия – не та страна, которая навязывает идентичности, Россия создает поле возможностей для их появления. Сегодня культурным является не тот, кто причастен "высокой" культуре, а тот, кого нельзя свести к набору прослушанных плэйлистов. Нет больше высокого и низкого. Если ты можешь свидетельствовать о своем опыте, если ты можешь не только потреблять, но и производить – ты художник.

"Единая Россия", партия консервативной модернизации, рассматривает проект современного искусства как фундамент культурного единства страны и видит в нем залог гражданского мира и общего будущего для всех народов РФ.

liberty.ru
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе