Есть ли у нас план?

Если мир погрузится в новую затяжную рецессию, то российскому правительству неизбежно придется сокращать расходы или включать печатный станок.

Долговой кризис в Европе пока не затронул Россию, страна чувствует себя относительно неплохо. Прогноз по приросту ВВП на текущий год повышен с 4,1 до 4,2%. В будущем году, несмотря на снижение темпов, Минэкономразвития все же ожидает увеличения ВВП России на 3,7%. Это больше, чем в Европе (0-0,6%) и в Америке (1,7-2%). Однако опыт кризиса 2008 года показал, как быстро на смену стабильности может прийти нестабильность. И вопрос о том, есть ли у правительства план на экстренный случай, отнюдь не праздный.

   Антикризисного плана как перечня неотложных мер, которые надо осуществить в час Х, у правительства нет. Однако это не означает, что кабинет министров проявляет преступную беспечность. По информации "Профиля", министры регулярно обсуждают с премьером Владимиром Путиным возможное ухудшение ситуации, а Минэкономразвития и Минфин прорабатывают сценарии развития событий. Власти действуют осмотрительнее, чем в 2008 году, когда антикризисные меры начали разрабатываться только после того, как кризис вошел в острую стадию.


   Сейчас, по словам исполняющего обязанности министра финансов Антона Силуанова, правительство готово к ухудшению макроэкономических условий. И.о. главы Минфина отмечает, что в бюджете на следующий год заложено 110 млрд рублей на госгарантии на поддержку отдельных предприятий. За счет перераспределения бюджетных средств может быть изыскано еще 200 млрд рублей - на поддержку системообразующих предприятий или наименее защищенных категорий граждан. Если денег не будет хватать, а экономическая ситуация продолжит ухудшаться, правительство может задействовать средства резервного фонда.

   "На момент, когда мы готовили прогноз бюджета, были умеренно консервативные прогнозы. Тем не менее ситуация достаточно неопределенная. Если будет наблюдаться ухудшение в российской экономике, то в первую очередь будут использоваться накопленные страной резервы. К концу (текущего) года объем резервного фонда составит 1,7 трлн рублей, а фонда национального благосостояния - 2,6 трлн рублей", - заявил Силуанов. Стоит заметить, что до кризиса объем резервных фондов в сумме составлял около 16% ВВП при общем объеме расходов государства 21% ВВП. А на сегодняшний день объем фондов в два раза меньше докризисного.

   Уже сейчас ряд шагов для поддержания ликвидности отечественной банковской системы предпринимает Центральный банк РФ. В частности, принято решение предоставить кредитным учреждениям дополнительные возможности для участия в аукционах РЕПО. Для этого снижены на две ступени рейтинговые требования к ценным бумагам из ломбардного списка, которые принимаются регулятором в качестве залога. Главный экономист Дойчебанка Ярослав Лисоволик отмечает, что "ЦБ будет добавлять ликвидность по мере необходимости, отслеживая положение на рынке".


   Таким образом, набор возможных антикризисных мер в целом повторяет то, что было сделано в 2008-2009 годах: накачивание бюджетными деньгами отдельных банков и предприятий, которые власти сочтут наиболее важными для экономики. Тем не менее эксперты полагают, что денег на борьбу с новым кризисом явно недостаточно. По мнению аналитика агентства "Инвесткафе" Антона Сафонова, с учетом планируемого объема ВВП на 2012 год России необходимо более 5,2 трлн рублей. Вот только совершенно непонятно, откуда эти средства могут взяться. По словам Сафонова, в бюджете на 2012 год и так заложен немаленький дефицит в 1,5% ВВП, который необходимо будет финансировать или же надеяться на высокие цены на нефть. По его подсчетам, при снижении стоимости нефти до $90 за баррель дефицит составит 1,5 трлн рублей, а во всех резервных фондах сейчас немногим более 3,5 трлн рублей. "Не стоит забывать, что в случае реальной второй волны придется тратить большие средства на поддержку финансовой системы, создание ликвидности, увеличение госзаказов для поддержки промышленности в различных отраслях, создание временных рабочих мест. На все эти нужды 1,5 трлн рублей вряд ли хватит, особенно если сложная ситуация продлится более двух лет", - полагает Антон Сафонов.

   Министр экономического развития Эльвира Набиуллина также признавала, что "затяжная стагнация скажется на нас чувствительно". Но при этом отмечала, что "позиции у нас неплохие": "Мы имеем сравнительно низкий объем долгов, сохраняются значительные государственные золотовалютные резервы и высокий профицит текущего счета, нет перегретого фондового рынка".

   Никто из экспертов не сомневается, что если кризис окажется затяжным и глубоким, то распечатыванием резервов дело не обойдется. Правительство будет вынуждено идти на более жесткие меры. Собственно, это признает и Антон Силуанов, но при этом не поясняет, о чем именно идет речь. Впрочем, эти меры хорошо известны. О том, что может предпринять Минфин и Центральный банк, легко узнать из учебников по классической теории экономики, говорит директор московского офиса компании Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк. "Например, печатание денег. Этот не самый замысловатый способ вот уже три года активно используют монетарные власти США, - отмечает он. - Прибегнет ли к таким мерам российский Минфин, если резервный фонд будет близок к исчерпанию? Думаю, да. Но стоит ли заявлять об этом сейчас? Наверное, нет".

   По мнению вице-президента TFH Russia Максима Первунина, инструментов для выравнивания экономики в кризис очень мало. Помимо включения печатного станка это еще и повышение налогов (и их собираемости), а также снижение госрасходов. Так себя ведут большинство развитых стран. "Но до марта вопрос с повышением налогов для населения и бизнеса - закрытая тема. Тем не менее, на наш взгляд, будет очень сложно удержать ситуацию без снижения госрасходов и увеличения налогов. Вопрос только в том, что для власть имущих будет приоритетом: сокращать расходы, чтобы государство функционировало по средствам, или пытаться компенсировать расходы за счет введения новых налогов для бизнеса и населения", - полагает Максим Первунин.

   "К сожалению, мировая ситуация складывается таким образом, что вероятность новой волны мирового кризиса достаточно велика. Кроме того, следующий год - год выборов президента страны, поэтому не исключено, что будет приниматься целый ряд связанных с этим мер. Власти навряд ли пойдут на сворачивание уже запущенных программ, поэтому расходная часть бюджета не сократится", - считает заместитель генерального директора МКПЦН Елена Южакова.

   Снижать соцрасходы правительство не будет, возможно, что не будет каких-то новых индексаций выплат населению. Антон Силуанов напоминает, что во время кризиса 2008-2009 годов Россия, в отличие от большинства стран, наращивала свои обязательства и проводила фактически контрциклическую политику. "В этот раз у нас не будет столь больших возможностей для наращивания обязательств. Тем не менее мы нацелены на выполнение тех обязательств, которые предусмотрены в бюджете", - говорит он. Для правительства минимально приемлемым уровнем нефтяных цен будет $93 за баррель. В этом случае не будут пополняться резервные фонды, но бюджетные расходы будут выполняться в полном объеме. Если котировки упадут ниже, то придется залезть в "заначку", поясняет и.о. министра финансов.

   Очевидно, в случае необходимости сокращения бюджетных расходов под нож пойдут прежде всего государственные инвестиционные программы, в том числе программы модернизации вооруженных сил до 2020 года в размере 20 трлн рублей. Однако это станет фактором, который как минимум снизит темпы роста экономики. Ведь, по словам Эльвиры Набиуллиной, почти половина запланированного на 2011-2014 годы прироста ВВП обеспечивается именно госинвестициями. Финансовый омбудсмен Павел Медведев не видит в краткосрочном периоде катастрофических рисков, поскольку у крупнейших российских банков дела идут неплохо. "А вот среднесрочная перспектива вызывает у меня тревогу, - говорит он. - Отток капитала продолжается. Средний бизнес устал от коррупции и пытается выводить свои дела за границу". Между тем пока подвижек с улучшением инвестклимата нет, а инвесторы негативно реагируют на действия властей - так, примерно на 4% упали отечественные фондовые площадки накануне массовых акций протеста против фальсификации итогов выборов в Госдуму.

   Эксперты уверены, что России нужны системные меры, которые наконец-то позволят ей перестроить структуру экономики и уйти от нефтегазовой зависимости. Главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова не исключает, что в случае ухудшения ситуации в мировой экономике Россия может оказаться в затяжной рецессии. "Основной вопрос не в том, хватит или не хватит денег, а в необходимости структурной перестройки экономики", - уверена она. "К сожалению, все планы, направленные на переориентацию экономики и снижение этой зависимости, на практике реализуются слабо. Поэтому пока мы будем сидеть, как говорится, "на трубе, как на игле", все остальные меры вряд ли будут приносить ощутимые результаты", - считает Елена Южакова.

   Прогнозы по России МЭР не будет пересматривать до весны, заявил замглавы МЭР Андрей Клепач: "Сейчас каких-то существенных подвижек в прогнозе мы не видим. Весной в соответствии с графиком будут подготовлены новые сценарные условия, тогда и посмотрим, так как будет более ясно, что происходит в еврозоне, что происходит с нефтью и т.д.". Таким образом, правительство в курсе проблем, но пока ни Владимир Путин, ни другой кандидат в президенты страны не объявил, как он собирается реформировать российскую экономику. И это, пожалуй, самый главный риск для России на ближайшую перспективу.

Марина Соколовская


Профиль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе