Модель мира

На форуме в Ярославле интеллектуальная элита России и Запада искала формулу посткризисного развития 

В том, что посткризисный мир будет другим, мало кто сомневается. Весь вопрос - каким он станет и какая модель развития окажется наиболее предпочтительной? При этом как сделать так, чтобы последствия от экономического "землетрясения" не привели к социальным и политическим катаклизмам? На эти вопросы попытались ответить участники международной конференции "Современное государство и глобальная безопасность" в Ярославле. В итоге и у либеральной модели, и у той, что ставит во главу угла государство, нашлись как активные сторонники, так и ярые критики. "Умную, рациональную политику", о которой говорил в Ярославле российский президент, еще только предстоит выработать. Но начало уже положено.


Госплан

Ярославский форум стал, по существу, первой крупной политологической площадкой международного уровня в России. Как считает один из руководителей Института современного развития Борис Макаренко, "если бы президент РФ не поддержал эту инициативу и не выступил на форуме, то эта идея могла бы стать мертворожденной".

Но Дмитрий Медведев прибыл в город на Волге. И дело даже не в том, что вместе с президентом в российскую глубинку пожаловал почти весь отечественный политический бомонд, а также прибыли иностранные лидеры, включая премьер-министров Франции и Испании. Важность форума была в том, что в Ярославль приехали политологи с мировым именем, что придало качеству дискуссий, которые велись по четырем секциям, достаточно высокий уровень.

Тон был задан, по образному выражению одного из участников конференции, в "энергетике самого текста" выступления российского президента. Прежде всего Дмитрий Медведев разочаровал сторонников "госплана" - идеи усиления роли государства в экономике, которые явно преобладали среди участников форума (примерно 600 политиков и экспертов из более чем десятка стран). "Неэффективность государственных институтов порождает международные конфликты", - заявил глава российского государства. С его точки зрения (при этом он подчеркнул, что "здесь не все со мной согласятся"), "современное государство это прежде всего демократическое государство". В связи с этим Медведев предложил сформулировать главную тему конференции: каковы должны быть стандарты современной демократии, способные обеспечивать глобальную безопасность и устойчивое развитие? Иными словами: какая политическая модель лучше справляется с вызовом, брошенным мировым кризисом, и способна предотвратить такие кризисы в будущем?

По ходу дискуссии выяснилось, что найти общий ответ на эти вопросы политикам и политологам непросто. Скажем, по вопросу об усилении роли государства в экономике мнения высказывали прямо противоположные. По мнению директора российских и азиатских программ американского Института мировой безопасности Николая Злобина, "всеобщий интеллектуальный коллапс" сковал умы мировой элиты, мир уже другой, а мы опять пытаемся надеть одежды, сшитые по старым лекалам". "Мне непонятна эта мифическая вера в государство, которую проповедовал на форуме в Ярославле почти каждый второй оратор, - сокрушался политолог, - вера во всесилие правительств, в то, что власти ведущих стран вытянут мировую экономику из кризиса, как будто не они туда ее загнали".

Конкурс моделей

На конференции проявились и другие противоречия. Мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что "общество потребления бесперспективно". А потому "должны быть приняты основательные меры, которые завершат капиталистическое потребление и позволят перейти к рациональному производству". Но вопрос, как этого добиться, так и повис в воздухе. Тем более, как заметил директор Института общественного проектирования Валерий Фадеев, вслед за Западом "скоро столь же высокий уровень потребления возникнет в Китае или Индии". И как прикажете с этим быть?

Судя по выступлениям на форуме, у западной, либеральной, модели хватает противников. По их мнению, в условиях кризиса эта модель продемонстрировала свою неэффективность. Более того, именно она и стала источником самого кризиса. Кстати, такой точки зрения придерживались не только многие российские участники. Ряд западных политологов, сравнивая американскую демократию, к примеру, с китайской политической системой, указывали на преимущества последней. В плане антикризисных мер Пекин и правда действует успешнее Вашингтона. КНР - единственная крупная страна, демонстрирующая во время кризиса устойчивый и существенный рост ВВП. Известный американский социолог Иммануил Валлерстайн, например, не исключил, что кризис приведет к разделу мира на блоки. И США, несмотря на все политические разногласия, придется блокироваться именно с Китаем как своим главным торговым партнером.

Или еще пример из той же "оперы". Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что "Китай становится ведущей мировой державой". Мол, там и экономический рост в период кризиса был самым высоким, и из кризиса он выйдет в числе лидеров. Но в Ярославле Геннадию Андреевичу нашли что возразить - китайская модель, возможно, и хороша, но только по уровню инноваций она явно уступает западной, и потому до глобального лидерства эта мировая "фабрика по производству ширпотреба" еще не доросла.

Какая же модель развития в условиях кризиса показала свою эффективность? Этот вопрос пока так и остался без ответа. По мнению руководителя Центра политической конъюнктуры Алексея Чеснакова, "никаких внятных моделей развития во всем мире пока еще нет. Недаром "большая двадцатка" так "тормозит". Есть лишь модели выживания. Пока ни одна из стран-лидеров не предложила адекватную модель мирового развития. Все говорят о развитии, а на самом деле думают о собственном спасении. И по статье "Россия, вперед!", и по выступлению в Ярославле, очевидно, что Дмитрий Медведев чувствует эту "потерю темпа" и делает активные шаги для того, чтобы начать серьезный диалог о будущем".

Сигналы, поданные президентом, в основном и были в центре внимания экспертного сообщества, собравшегося на берегах Волги. Борис Макаренко, в частности, обратил внимание на идеи Дмитрия Медведева о том, что России необходимы добрые отношения со всем окружающим миром, и прежде всего с Западом. И второй момент - это продолжение демократизации российского общества. На взгляд Алексея Чеснакова, наиболее важным сигналом является внимание президента к проблемам суверенитета. По его мнению, когда в Ярославле Медведев заявил, что государства должны знать друг о друге как можно больше и вправе критически оценивать не только внешнюю, но и внутреннюю политику друг друга, он как раз говорил о развитии суверенитета. "Согласитесь, - продолжает Чеснаков, - если какая-то страна навыпускала огромное количество необеспеченных денежных знаков, которые служат резервной валютой, то этим самым она негативно влияет на экономическую ситуацию во всем мире. Указывать на ее ошибки и защищать своих граждан от них - это и есть реализация суверенного права".

Впрочем, точно так же в своем праве и страны Запада, указывающие на ошибки, которые, по их мнению, допускает Москва и в отношениях с соседями, и в своей внутренней политике. Так что форум в Ярославле, который обещает стать ежегодным, пришелся ко времени: интеллектуальной элите России и Запада просто необходима общая площадка, на которой можно попытаться найти наконец устраивающую обе стороны модель посткризисного развития.

Александ Чудодеев

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе