Незримое отсутствие: расклады «Оскара» и шансы России на триумф

Как отечественная культура будет представлена на главной кинопремии мира.
Фото: ТАСС/EPA/ETIENNE LAURENT


Букмекеры, критики и журналисты сходятся на том, что почти все результаты «Оскара» в этом году известны заранее. Но это не значит, что церемония обойдется без интриги. Российскому зрителю особенно интересно, как в программе сработает «русский след». Кроме номинанта на анимационный короткий метр из России «БоксБалет», в четырех номинациях представлен фильм «Сядь за руль моей машины» и в трех — «Беглец». Они и покажут, насколько коснулась «Оскара» «отмена» русской культуры на Западе.



Ставок больше нет

В категории «Лучший фильм» — десять претендентов. Среди них новый шедевр Пола Томаса Андерсона «Лакричная пицца», нуар Гильермо дель Торо «Аллея кошмаров», политическая сатира Адама Маккея «Не смотрите наверх». Но главный «Оскар» всё же получат не они, а драматический вестерн Джейн Кэмпион «Власть пса». Он на первом месте у букмекеров, и это связано не с их художественными вкусами.

«Оскар» завершает собой череду премий меньшего масштаба, так называемой «оскаровской» гонки. Она фактически начинается в январе с «Сандэнса» и заканчивается в начале следующего года церемонией киноакадемии. Поскольку в киноакадемию входят многие из тех, кто вручает призы и премии в процессе гонки, то чисто арифметически, путем сложения прогнозируется победитель.

И здесь уже несколько месяцев практически вне конкуренции «Власть пса», у которого 12 номинаций на «Оскар». Совокупное число всевозможных регалий у этого фильма — около 250. Среди них — «Золотой глобус», BAFTA, Гильдия режиссеров США, всевозможные ассоциации кинокритиков, приз за лучшую режиссуру в Венеции.

Во «Власти пса» много типично оскаровских козырей: женщина-режиссер, жанр вестерна, гомосексуальная линия. Там великолепный актерский ансамбль, драматичный сюжет, жесткий финал. Правда, только что Гильдия продюсеров отдала свой приз картине «CODA: Ребенок глухих родителей», что заставило некоторые СМИ писать о том, что не так всё на предстоящем «Оскаре» очевидно. Но «Власть пса» по-прежнему главный фаворит на лучший фильм и лучшую режиссуру. Остальные фильмы, скорее, могут рассчитывать на победу в других номинациях.

Приз за лучшую мужскую роль по всем прогнозам — и тут разночтений нет — должен уйти Уиллу Смиту, который сыграл отца теннисисток Уильямс в «Короле Ричарде». Он на первом месте у букмекеров, у него «Золотой глобус», BAFTA, приз Гильдии киноактеров.

Кроме того, он — черный, что позволит оттенить победу «белой» «Власти пса», а киноакадемии меньше всего сейчас нужны упреки в недостаточной расовой репрезентации. Тем более что в номинации на лучшую женскую роль черных актрис нет. Там на первом месте среди претенденток Джессика Честейн за роль в картине «Глаза Тэмми Фэй» (в России пока не выходил, дата релиза неизвестна).

Лучшим анимационным фильмом почти стопроцентно станет диснеевский мультблокбастер «Энканто». Правда, «Митчеллы против машин», мультхит Sony, который был продан Netflix и успешно демонстрируется почти год на платформе, не так давно получил «Энни». Эту премию называют «анимационным «Оскаром». Более того, там он победил во всех восьми номинациях, в которых был заявлен, не оставив ни одного шанса «Энканто». Но букмекеры и ведущие американские киноСМИ не верят, что «Митчеллы» обойдут «Энканто» на «Оскаре». Там почти всегда побеждает продукция Disney и Pixar.



Может, ее не всю «отменили»

Важнейшей, если не единственной интригой для российских киноманов на «Оскаре» остается то, как сработает там «русский след». Весь прошлый сезон Россия была среди флагманов кинопроцесса. Наши фильмы не просто были представлены на ведущих кинофестивалях мира, но и побеждали на них. Важнейшее достижение — победа в «Особом взгляде» Канн драмы «Разжимая кулаки» Киры Коваленко. В Карловых Варах победил блестящий дебют Владимира Мункуева «Нуучча».

И это только главные призы, а было множество других, ряд принципиальных международных премьер, увеличение международных продаж отечественного кино. Кантемира Балагова пригласили в США снимать сериал по игре The Last of Us, магистральный проект HBO. С ним работала замечательный оператор Ксения Середа, среди последних ее работ — «Капитан Волконогов бежал» (премьера в Венеции), «Дылда», «Звоните ДиКаприо!», сериал «Хэппи-энд».

Словом, «Оскар» никак не мог пройти без российского присутствия, и оно тут есть не только формально. Среди номинантов на лучший короткометражный фильм — картина Антона Дьякова «БоксБалет» о внезапной большой любви людей из разных «вселенных» в этом суровом и сером мире. А пока что Дьякову не дали визу в США, хотя он пытался получить ее разными способами, не только из России.

Но при этом России и русской культуры на «Оскаре» гораздо больше. В четырех номинациях, в том числе на лучший фильм, представлена драма «Сядь за руль моей машины» крупного японского режиссера Рюсукэ Хамагути по мотивам рассказа Харуки Мураками. Вообще, фильм — один из фаворитов оскаровской гонки, кое-кто даже прочил ему триумфальный путь «Паразитов» и победу в основной категории. Но поскольку в случае с «Оскаром» побеждает арифметика, то этой картине, претенденту еще и на лучшую режиссуру и лучший адаптированный сценарий, скорее всего, всё же достанется более чем заслуженный «Оскар» за лучший международный фильм — так с некоторых пор называется лучшая картина на иностранном языке.

Сюжет драмы построен на том, что знаменитого актера Юсукэ, наиболее известного по роли чеховского дяди Вани, приглашают сначала во Владивосток на фестиваль, а потом дают возможность поставить на любых условиях своего собственного «Дядю Ваню», причем на главную роль он зовет любовника своей умершей жены.

Пьеса Чехова — не фон повествования, а его смысловой стержень, весь фильм диалоги ее персонажей обыгрывают ситуации героев картины, фактически перед зрителем трехчасовая медитация о «Дяде Вани», эссе о великом произведении. И если Хамагути не получит ни одного «Оскара», это будет означать только то, что киноакадемия таким образом свела счеты с русской культурой.

Среди лучших международных фильмов выделяется анимадок «Побег» датского режиссера Йонаса Поэра Расмуссена. Он же заявлен в номинациях «Лучший анимационный фильм» и «Лучший документальный фильм». Это очень жесткая и при этом трогательная история афганского мальчишки Амина, семья которого сбежала от войны и претерпела много мытарств.

Большую часть фильма рассказывается о том, как несчастные беженцы жили в постперестроечной России — единственной стране, которая согласилась их принять. В фильме чередуются кадры хроники Москвы начала 90-х, а герои мыкаются между очередями в «Макдональдс» и телеэкранами, где вечно крутят мексиканские сериалы. Главные их враги — коррумпированная милиция, но именно благодаря всеобщей разрухе Амину в итоге удается перебраться в Европу, хотя там его ждут новые трудности.

«Побег» — картина редкая и выдающаяся. Но пока шансов на победу у нее мало: слишком сильные соперники. Так, приз за лучший документальный фильм, скорее всего, уйдет картине «Лето соула». Это недавно найденная хроника большого концерта в Гарлеме, который прошел в августе 1969 года одновременно с «Вудстоком» и был частью протестного движения против расизма.

«Лето» победило на «Сандэнсе» в прошлом году, оно укладывается в тренд BLM, там есть великолепные кадры со Стиви Уандером и Ниной Симон на сцене. BAFTA наградила его призом. А академики еще и любят фильмы о музыке, они часто дают им «Оскары». Достаточно вспомнить, как проходной док о бэк-вокалистках получил «Оскар» в 2014 году, а важнейший фильм десятилетия «Акт убийства» остался без приза.

«Оскар» без России провести не получится. Но как именно Россия прозвучит на премии — чтобы узнать это, стоит посмотреть церемонию.

Автор
Сергей Сычев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе