Белоруссия в дефиците

В магазинах Белоруссии ограничивают продажи в одни руки молока, мяса, сахара и подсолнечного масла


Административно-плановая белорусская экономика столкнулась с дефицитом. Он стал следствием многочисленных запретов белорусских властей на повышение цен для производителей и торговцев.


Так, в магазинах Витебска молоко стали продавать по принципу «не более трех литров в одни руки». Соответствующее распоряжение, правда, негласное, получили администрации местных магазинов. Выполняют кассиры неукоснительно: магазины-то государственные. Администрация местного областного исполнительного комитета говорит, что такие меры созданы для того, чтобы не «нагнеталась обстановка». Логика действий власти понятна: когда люди вокруг начинают закупать продукты впрок, это тут же провоцирует панику и разгоняет ажиотаж. Это в Белоруссии уже проходили – в прошлом году.

Кроме того, ажиотажный спрос на некоторые продукты приводит к убыткам предприятий-производителей, как бы парадоксально это ни звучало. Дело в том, что власти заставляют многие заводы работать некоторое время в убыток, поставляя продукцию по заниженным ценам. Делается это для того, чтобы цены росли постепенно, а не одномоментно. Так властям проще «сбить» растущий градус общественного недовольства. И вот тут возникает странный экономический феномен: когда предприятие продает продукт по нереально низкой цене (в пересчете на валюту) и не может поднять на него цены, то по мере роста спроса на продукт его убытки только увеличиваются.


Есть у ажиотажа и всеобщей продуктовой паники и обратная имиджевая сторона. Когда в интернете появляются ролики о том, как белорусы едва не дерутся в очередях за колбасу, это здорово будоражит все население.


А ажиотаж в народной среде действительно огромный. Когда в Бресте открывали мясную лавку «от завода», пенсионеры стояли в очереди под дверями несколько часов и чуть было не устроили массовую давку. А когда в том же городе открывали большой оптовый магазин, торгующий продуктами питания со значительными скидками, народу на открытие собралось столько, что его пришлось разгонять ОМОНом.


Повсеместно в белорусских городах наблюдается ажиотаж с отдельными видами продуктов. Кто-то жалуется на то, что с прилавков магазинов исчезло дешевое молоко с низким содержанием жира: поскольку власти не разрешают молочным предприятиям поднимать цены, те просто отказываются от производства невыгодных продуктов. В отдельных регионах людям регулярно не хватает творога, мяса, колбасных изделий. Бывает, в Белоруссии сложно купить сигареты. Традиционный «дефицитный» продукт – подсолнечное масло.


Дешевые мясные полуфабрикаты, паштет, сосиски зачастую тоже становятся предметом ажиотажа: кто-то увидел их в магазине по привлекательной цене и тут же начал обзванивать знакомых с этой «новостью». Особенно актуальна эта проблема для регионов: Минский городской исполнительный комитет пока с ажиотажным спросом в большинстве своем справляется.


Причин белорусского дефицита несколько. Во-первых, зачастую люди устраивают закупки впрок сразу после получения зарплаты, потому что беспокоятся, что продукты скоро подорожают. Стандартное поведение для населения, которое в прошлом году пережило 2,5-кратное подорожание продуктов питания – и это только по данным официальной статистики.


Во-вторых, многие предприятия, как мы уже отмечали выше, либо вообще отказываются производить «невыгодные» продукты, либо сокращают поставки на внутренний рынок, переориентируя свою продукцию на экспорт. Довольно типичная практика: заказы местных магазинов на мясо не удовлетворяются, потому что почти все колбасы «ушли» на Россию.


В-третьих, в приграничных городах дефицит часто возникает из-за челноков, которые по несколько раз на дню пересекают границы с сопредельными государствами для того, чтобы продать за валюту сравнительно дешевые белорусские товары. В Польшу белорусы по-прежнему вывозят автомобильное топливо, алкоголь и сигареты. В Украину челноки везут масло, сыр. сгущенное молоко, колбасу, конфеты. В соседней республике их ценят: качество белорусских продуктов питания традиционно считается высоким. Аналогичная ситуация с Россией.


Административным путем белорусские власти решить все эти проблемы не могут. Хотя за время кризиса из-за пустых прилавков лишились своих кресел десятки заведующих белорусскими магазинами. Вывоз дешевых товаров не могут остановить даже пограничники, которые теперь зорко следят за тем, чтобы белорусы не выезжали на машинах за рубеж чаще одного раза в пять дней. Такие вот особенности плановой экономики «социально ориентированного» государства.

Валентин Мальцев

Эксперт Online

Поделиться
Комментировать