Европе покажут Батьку

Президент Белоруссии обыграл оппозицию в борьбе за благосклонность ЕС и теперь едет на саммит «Восточное партнерство»

В деле «европейской интеграции Белоруссии» разрешилась еще одна неопределенность: Александр Лукашенко все-таки получил приглашение посетить майский саммит программы «Восточное партнерство» в Праге. Ни возмущение белорусской оппозиции, называющей данный шаг оправданием репрессий, ни европейская уверенность в том, что Минск так и не улучшил ситуацию с правами человека, роли не сыграли: в условиях экономического кризиса Брюсселю нужны новые союзники. 


В пятницу глава МИД председательствующей в Евросоюзе Чехии Карел Шварценберг, находящийся с визитом в Минске, провел встречу с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. «Все мы в Белоруссии и в Европе заинтересованы в налаживании нормального сотрудничества и нормальных отношений», – сказал в начале переговоров белорусский лидер. 

По его словам, в последнее время раздаются голоса, «будто бы Лукашенко обманывает Европу, что-то обещает и не выполняет затем это». «Все, что мы обещаем, неукоснительно выполняем. А если что-то не можем сделать, сразу скажем об этом», – заявил Лукашенко. 

При этом он указал, что, «будучи заинтересованными в сотрудничестве с ЕС, белорусы заявляют, что не нуждаются в посредниках между республикой и Европой». «Мы сами в состоянии наладить отношения, если у вас будет желание», – подчеркнул президент. 

Отметим, что сентенции о посредниках Лукашенко регулярно повторяет на протяжении последних нескольких месяцев, имея в виду, прежде всего, белорусскую оппозицию, которая действительно пытается вести свою игру с Брюсселем и влиять на его решения в отношении Минска. 

Неизвестно, понял ли чешский министр, каких именно посредников имел в виду Лукашенко, но он согласился и заверил, что «нам не нужен посредник – обо всем мы сможем договориться сами». «Единственное – мы должны дать новый старт отношениям Белоруссии с ЕС. История последних лет показала, что в отношениях есть прогресс, но есть и проблемы, которые должны решаться совместно», – передает слова Шварценберга ИТАР-ТАСС. 

Он также подчеркнул, что инициатива «Восточного партнерства», разработанная в ЕС, предусматривает установление более тесных отношений стран Восточной Европы с Евросоюзом. 

А уже после переговоров с главой МИД Чехии стало известно, что президент Белоруссии получил в пятницу приглашение принять участие в саммите Евросоюза в Праге 7 мая. Об этом сообщил министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов, который добавил, что стороны в полной мере обсудили новый этап взаимоотношений Брюсселя и Минска в свете перспективы «Восточного партнерства». 

В свою очередь, Шварценберг подтвердил, что передал белорусскому лидеру приглашение. «Пока президент не подтвердил своего участия. Кто будет представлять Белоруссию на саммите, будет известно позже», – сказал он. 

Напомним, Евросоюз включил Белоруссию в программу «Восточное партнерство», в которой также участвуют Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия и Украина, в конце февраля. По мнению европейских политиков, этот шаг должен был символизировать новый этап налаживания отношений Минска с Брюсселем. К слову, одним из ключевых условий присоединения к этой программе было непризнание белорусской стороной независимости Абхазии и Южной Осетии. 

Правда, личное участие президента Белоруссии в первом саммите «Восточного партнерства» в Праге было поставлено под вопрос. Дело в том, что ЕС не мог просто так закрывать глаза на все еще, по его мнению, плачевную ситуацию с правами человека в «последней диктатуре Европы» и продолжил использовать этот рычаг для давления на Лукашенко. 

При этом белорусские оппозиционеры беспрестанно критиковали Евросоюз за излишнее рвение в вопросе восстановления отношений с Минском, а возможное приглашение Лукашенко на саммит в Праге и вовсе называли «оправданием репрессий в стране за последние 15 лет». Они отправлялись в турне по Европе, встречались с депутатами Европарламента, писали письма комиссару ЕС по внешней политике Хавьеру Солане – в общем, проявляли максимальную активность в деле разоблачения Батьки. 

И в какой-то момент показалось, что они близки к своей цели. В конце марта Европарламент принял постановление, призывающее исполнительные органы ЕС не приглашать Лукашенко на саммит из-за все еще плохой ситуации с правами человека. Да и представители Еврокомиссии, говоря об участии Лукашенко на открытии программы «Восточное партнерство», отзывались все более скептически. 

Однако и Лукашенко не сидел сложа руки. Он пригрозил, что порвет все отношения с Брюсселем, если тот продолжит «слушать этих отмороженных» (подразумевая, конечно, оппозицию), а с другой стороны, сделал все-таки некоторые шаги с оглядкой на ожидания ЕС: например, уволил подозреваемого в организации «политических исчезновений» главу МВД Владимира Наумова и заговорил о возможном введении в стране моратория на смертную казнь. 

Напоследок, прямо перед встречей Шварценберга с Лукашенко, оппозиция снова попыталась достучаться до ЕС, выпустив очередное заявление. В нем она практически в тех же, старых выражениях сочла опасным приглашение Лукашенко, посчитав его будущей причиной «усиления репрессий и геноцида белорусов, давления на народ, преследования по политическим причинам». 

Однако все их усилия не увенчались успехом. Видимо, в ситуации острой нужды в новых союзниках (в частности, в плане энергетической безопасности, ведь Белоруссия может быть успешным транзитным государством) Евросоюз готов закрыть глаза на некоторое несовершенство режима Лукашенко. 

К слову, Москва отреагировала на получение Лукашенко «пригласительного» на удивление радостно. Так, администрация президента Медведева в лице его помощника Сергея Приходько решение Брюсселя «всячески поприветствовала». 

«Мы рады, что реализм в отношении Белоруссии в Брюсселе возобладал», – подчеркнул он, добавив, что Москва «давно и настойчиво» убеждала Европу на всех уровнях в «бесперспективности и недальновидности политики санкций или изоляции в отношении дружественной Белоруссии». 

Меж тем сам Лукашенко своего согласия лично навестить Прагу еще не озвучил. Планируется, что с данным решением он определится в ближайшее время, и то, что в роли «белорусского гостя» выступит не президент, а глава МИДа, по-прежнему возможно.

Роман Федосеев, Москва
Ольга Одноколова, Минск

Взгляд
Поделиться
Комментировать