Президент Российской Академии художеств Зураб Церетели: "Бог всё видит - кто грузинский народ мутит"

4 января Зурабу Церетели исполнится 75 лет. Незадолго до юбилея он преподнес редакции "Известий" скульптурную композицию "Добро побеждает Зло" ("потому что очень уважаю вашу газету") и ответил на вопросы заместителя главного редактора Елены Ямпольской ("я раб женщин, вы же знаете")...

"Это и есть вера - когда народ сам камни таскает"

в: Зураб Константинович, что у вас нового в жизни? Над чем работаете?

о: Сейчас я занимаюсь композицией, посвященной Полтавской битве. В следующем году 300 лет исполняется этому историческому событию, и я захотел отметить. Уже сделал модель, потом перейдем в галерею - я покажу вам. Это раз. Второе - делаю Христа. 33 метра. Долго думал об этом, наконец начал.

в: Знаю, что были планы поставить его на Соловках, но какие-то проблемы возникли... Где же он в итоге будет стоять - во все свои 33 метра?

"Я православный, я христианин, у русских и у грузин общий крест"

о: Я пока не буду на этот вопрос отвечать. Самое главное, чтобы получилось, как я задумал. Моя концепция такая: Христос обращается к народу.

в: То есть это многофигурная композиция? Народ тоже будет?

о: Нет. Просто такой пластический образ. Стоит Христос и, протянув руки, обращается к народу.

в: Мне бы хотелось в связи с кончиной Патриарха вспомнить о том, как вы работали над восстановлением храма Христа Спасителя. А кстати, у вас нет скульптурных портретов Святейшего?

о: Есть. Знаете, я очень рад, что вы мне этот вопрос задали. Потому что меня потрясла его смерть. Я был на похоронах, стоял сзади и очень переживал, слезы были все время в глазах. Мне запомнилась его мудрость, любовь к искусству. Любовь к Богу и к ближнему. Он был просто великий человек. Его огромнейшая заслуга - воссоздание храма Христа Спасителя. Я не забуду, как он на сто четыре метра поднялся - под куполом когда работали - и долго был там, на такой высоте...

в: До сих пор говорят, что барельефы на стенах храма гипсовые...

о: Нет, это не гипс. Это специальный материал. Очень дорогой, дороже бронзы, чтобы вы знали. Мы подумали, что это будет правильно: на белом фасаде - белые барельефы.

В чем меня хотят обвинить?! Я верующий человек, я никогда не сделаю так, чтобы для храма хуже было. Наоборот. Я работал когда-то в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук. Там было разрешено копировать фрески, делать обмеры храмов. Вот стоит храм на горе, на огромной горе, и все удивляются, как там могли построить... А это и есть вера - когда народ сам таскает камни. Я через это прошел, и это очень большую роль сыграло в моей жизни. Сейчас я хочу, чтобы в России снова мокрую штукатурку узнали. Роспись по мокрой штукатурке - это настоящее фресковое искусство.

в: У нас оно утеряно? Так сейчас не делают?

о: В России - нет. В Грузии еще сохранилось кое-где... Поэтому нужна школа. Я хочу, чтобы и в Суриковском, и в Репинском институтах на следующий год это в учебный процесс вошло.

"Гинеколог негров"

в: Говорят, в Тбилиси, на Авлабаре, собираются установить ваш памятник героям "Мимино". А в Москве он где-нибудь стоит? Ведь вы давно его сделали.

о: Стоит - на Петровке, в Музее современного искусства. Недавно приезжали грузины, пришли туда, положили цветы Фрунзику и Леонову. И уехали. Это был их крик души.

в: Конечно, скульптурное изображение Кикабидзе в сегодняшней Москве выглядит странно. Вам-то как вся эта история с отказом от концертов и наград?

"Илия II, наш Католикос, приехал на похороны Патриарха и плакал. Потом он меня принимал. У нас блестящая беседа была"

о: Хотите, одну вещь расскажу вам? Когда я был главным художником в Пицунде, в 1960-х годах, вдруг какие-то люди стали приходить и смотреть, как я работаю. Один день, второй день. Красиво одетые. Я их не знал, честно сказать. Однажды попросили меня спуститься с лесов. Знакомят - это Фурцева, это Тамара Макарова, это Сергей Герасимов. Они смотрят на меня, и Герасимов говорит: "Вы гинеколог у негров?".

в: Что-что?!

о: Я работал на черном цементе, мозаику делал. У меня руки были черные. И он пошутил: "Вы гинеколог у негров?".

в: Вот у человека была фантазия. Чудовищная.

о: Что? Плохо?

в: Кошмарная шутка.

о: Почему? Очень хорошая шутка. Вах! Шутка - она и есть шутка...

Потом я побежал, принял душ. Сели за стол. Сидим, красиво! Я слушаю интереснейшие беседы, и вдруг заходит мужчина. Как раз как я люблю - маленькая голова, высокий, без живота, длинные руки. Старый русский. Раньше русские такие были. Интеллигентный, в белом пиджаке. И на груди висит: "Лауреат Сталинской премии". Фурцева и все остальные встали, поздоровались. Он сел. Потом идет беседа, и Фурцева говорит: "А вы почему не сдали значок?".

в: В смысле - не поменяли значок лауреата Сталинской премии на значок лауреата Государственной. А кто это был? Что за человек?

о: Не знаю. Неудобно было спрашивать. Но он посмотрел - не забуду, как посмотрел - и сказал: "Что я по заслугам получил, то не сдаю". Встал и ушел. Это я к чему? Если человек считает, что не по заслугам его наградили, он может отказаться от награды, это его проблема.

в: Мне уже приходилось слышать вашу трактовку современных российско-грузинских отношений. Мол, супруги тоже иногда отдыхают от любви...

о: Конечно! Бывает пауза. А потом снова начинается между ними роман.

в: Но гораздо чаще - не начинается. Вы не боитесь - простите за малоприятный вопрос, - что русские с прежней силой грузин уже не полюбят, обаянию их никогда больше не доверятся? Потому что предали нас, как ни крути...

о: Нет, вы что?! Бог не даст, чтобы никогда! Я православный, я христианин, у русских и у грузин общий крест. Илия II, наш Католикос, приехал на похороны Патриарха и плакал. Потом он меня принимал. У нас блестящая беседа была. И у него была хорошая беседа с президентом России. Бог всё видит и всё знает - кто грузинский народ мутит.

в: Если бы вы участвовали в программе "Имя Россия", для вас главное действующее лицо в истории России - кто?

о: Русский человек.

в: Любой русский человек?

о: Настоящий русский человек. Настоящий - по своей фактуре, по своей психологии, по своей преданности. Вот, например, старая эмиграция, которую отсюда выгнали или они сами бежали. Вот это были настоящие русские, порода!

в: А, предположим, "Имя Грузия"?

о: Святая Нино, царица Тамара, Давид Строитель. Могу еще многих назвать, но главные вот эти люди.

в: Вы расстроились, когда Владимир Путин не откликнулся на ваше письмо и не пошел на третий срок?

о: А он что, ушел из России? Нет. Он еще больше взял на себя ответственности - все эти хозяйственные дела. Поэтому я обрадовался.

"Ферре на мне хорошо сидит"

в: Какое впечатление на вас произвел Пьер Карден, когда вы принимали его в почетные члены РАХ?

о: Знаете, я в восторге. Потому что он очень хорошо знает искусство. Мы были знакомы до того, мы с ним оба в ЮНЕСКО - послы доброй воли. Но когда он сюда приехал и ходил, смотрел, я убедился, что он настоящий художник. Он очень хорошо понимает и живопись, и скульптуру. Где у нас такая публика? Ничего не понимают, только сразу ругань начинается - чтобы себя защитить...

в: А вы у Кардена одевались когда-нибудь?

о: Нет. У меня свой стиль. Я, например, поймал, что Ферре на мне хорошо сидит. И все, остановился.

в: Я понимаю, почему Карден стал почетным академиком, но когда вы принимаете в РАХ таких людей, как многоуважаемый Марк Захаров, который вряд ли умеет рисовать, вы чем руководствуетесь?

о: Творчеством их. При чем тут - рисовать? Мышление, воспитание, постановки, декорации - это все вкус.

в: Почему вы так поддерживаете современное искусство? Не боитесь, что вас же первого и сбросят с корабля современности?

о: Не боюсь. Другое поколение рождается, а мы требуем от него, чтобы они мыслили, как Шишкин. Как можно? Новое поколение, новая кровь. Я пример приведу. Мой отец был инженер, он рано вставал, трудился. И он хотел, чтобы я тоже был инженером. Но мой дядя - Георгий Нижарадзе - рисовал. Он был атлет, такой красивый. Я думал, что если буду рисовать, буду такой же красивый, как он. Отец сначала переживал, что я его не послушался. А потом понял. Мы тоже должны понять новое поколение, которое приходит, понять их мышление и помочь им. Мы все разные, как мы можем одинаково мыслить? Была эпоха, когда одинаково одевались, одинаково мыслили. Сейчас посмотрите, какие витрины, как люди одеваются, как смеются. У Академии концепция какая? Чтобы ты прошел мышление классическое, знал анатомию, знал всех классиков и потом свое лицо показывал. Сейчас мы воспитываем - Суриковский институт, Репинский институт - но где продолжение? 50 тысяч художников на улице. Новое поколение уезжает за рубеж и там оставляет свои шедевры. Если раньше выгоняли, сейчас сами уезжают. Для американцев или для французов мы воспитываем, чтобы бесплатно получали? Вот мой крик души.

Улетающий медведь

в: Для зимней Олимпиады в Сочи вы что-нибудь делать будете?

о: Я сделал эскизы так, как я мыслю. Пришли десять министров, посмотрели: "Ой, ой, как хорошо!" И все.

в: Это давно было?

о: Несколько месяцев назад. Если хотят, я готов делать полезные вещи. Но быстрее надо. Время не на нас уже работает. Опыт есть у меня. Помню, как в 1980-м я стоял перед Гришиным и докладывал, что в конце медведь улетит. Он смотрит на меня как на сумасшедшего - еще и по-русски я плохо говорю. Какой медведь?! Куда улетит?! А что осталось от той Олимпиады?

в: Улетающий медведь, абсолютно верно... С каким настроением вы встречаете свой юбилей?

о: Я, честно сказать, еще не думал, что у меня - юбилей или просто день рождения. Я так занят - хочу, чтобы на Новый год наш коллектив - Академия, лицей, институты - чтобы они радовались. У меня такой характер. Самое главное удовольствие, которое я получаю, - народ благодарит, народ в хорошем настроении встречает Новый год. Для меня день рождения - когда от людей получаю радостные моменты. Хотя есть люди, которые на меня плохо действуют. Это кольцо, знаете, почему я ношу? Когда рядом плохие люди, оно становится зеленым.

в: Что вы говорите!

о: Да. Вот сейчас здесь только хорошие люди, потому оно синее.

в: Это старый перстень?

о: Очень. Это "Витязь в тигровой шкуре", XII век. От предков.

в: Вы же князь, насколько я знаю?

о: Говорят...

в: Настоящий или такой - мелкий? Говорят, в Грузии князей больше, чем крестьян. Генеалогическое древо свое знаете?

о: Знаю. Я и без древа многих своих предков знаю. Вот сейчас у меня в Болгарии выставка, туда дочка моя уехала и внучка. Где они жили? В гостинице на углу площади Петра Великого и улицы князя Церетели. Это был, по-моему, губернатор. А в меньшевистском правительстве был министр Ираклий Церетели. Потом он жил в Англии, похоронен во Франции. Ираклия Церетели даже Ленин боялся. Когда Ленин выступал, он сидел в партере, бросал всякие остроумные реплики. Очень грамотный человек. Когда Булганин и Хрущев в Англию приехали, они почему-то захотели встретиться с ним. И как закончился их диалог? Хрущев - мол, не такое государство получилось, ругал Сталина. А Церетели отвечает: "Шли прямо, а вы заставили всех идти налево, потому вы в таком состоянии сейчас".

в: Зураб Константинович, вам сейчас чего-нибудь в жизни не хватает?

о: Хочу еще один музей создать для молодых художников. Сделать для молодых больше. Мне этого не хватает. Не успеваю.

о: Я имела в виду - чего недостает лично вам? Не уклоняйтесь от ответа.

о: Лично мне не хватает площадей, чтобы развесить свои работы. Я каждый день работаю.

в: А меньше работать вы не можете?

о: Как я могу меньше делать, когда потребность есть?! Ты можешь сказать композитору или поэту: не пиши стихи, не пиши музыку? Как вы можете художнику такие вопросы задавать!..

Елена Ямпольская

Известия

Поделиться
Комментировать