Свобода словно

Не прошло и полгода: украинские журналисты и оппозиционные политики обвиняют Виктора Януковича в закручивании гаек 

Судя по фото на «Одноклассниках», Владлен Сергиенко и сам кому угодно морду набьет, но против тех троих парней шансов у него не было. Они напали на него средь бела дня. «В 7.45 утра, если быть точным»,—говорит потерпевший. В тот день, а было это 6 августа, Сергиенко как обычно направлялся из Василькова в Киев—на работу в банк. Он уверен, что хулиганы хорошо знали маршрут его передвижений и что их жертвой он стал не случайно. Сначала двое держали его за руки, а третий бил по голове, потом они повалили его на землю и втроем пинали ногами. Деньги и мобильник их не интересовали. На работу Сергиенко в тот день не попал. 

Еще год или полгода назад вряд ли бы кто узнал об этом инциденте за пределами провинциального Василькова, но на минувшей неделе о нем писали и говорили по всей стране. Все дело в его хобби. Сергиенко на досуге пишет в районную газетку своего брата критические заметки о васильковских властях и уверен, что пострадал именно из-за журналистской деятельности. А свобода слова на Украине сейчас—самая горячая тема. 


Президент Виктор Янукович и Партия регионов не успели побыть у руля и полгода, а журналисты и оппозиционные политики уже обвиняют их в ущемлении свободы СМИ и сворачивании демократии. У команды Януковича своя версия: якобы таким образом «оранжевые» пытаются охмурить электорат. Украина на пороге очередной избирательной кампании—на конец октября назначены местные выборы. 

«Свобода слова и гражданские права—излюбленные темы оппозиции в любом государстве,—говорит Андрей Ермолаев, директор близкого к Партии регионов Центра социальных исследований “София”.—Проигравшая на выборах сторона, естественно, пытается доказать недемократичность нового режима». С ним не согласен бывший советник Виктора Ющенко, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. По его мнению, симптомы сворачивания свободы слова, независимости СМИ и медийного плюрализма уже налицо. «Это напрягает украинскую общественность, потому что в 2000-х с этого же начиналось наступление на свободу слова в России»,—объясняет он. 

Тактику борьбы стороны уже выработали: оппозиция будет искать след правящей партии в любом мало-мальски значимом инциденте с журналистами, а сами регионалы будут отстреливаться примерами преследований журналистов времен президентства Ющенко. По идее, при таком противостоянии свобода слова должна уцелеть. По крайней мере до выборов. 

СТОП ЦЕНЗУРЕ! 
У нынешнего конфликта есть дата отcчета—8 июня. В этот день суд удовлетворил требование принадлежащей соратнику Януковича Валерию Хорошковскому группы телеканалов «Интер» о лишении частот 17 других телеканалов, в том числе оппозиционного «5 канала» и ТВi. «Интер» заявлял, что состоявшийся прошлой зимой конкурс, в ходе которого его конкуренты получили свои частоты, был проведен с нарушениями. 

Владельцы лишенных частот каналов забили в набат. Они обвинили новые власти в «стремлении к установлению тоталитаризма в политическом и общественном устройстве страны» и устроили часовую эфирную забастовку. Апелляционная инстанция, в которую они обратились, проиграв тяжбу с «Интером», должна вынести свое решение 26 августа. Представители оппозиции эту дату ждут с особым трепетом, но надежд у них мало: владелец группы «Интер» одновременно является главой Службы безопасности Украины и членом Высшего совета юстиции. Спикер экс-президента Ющенко Ирина Ванникова назвала грядущий четверг «судным днем для Украины и демократии», а экс-генпродюсер «5 канала», депутат от НУ-НС Юрий Стець призвал судей подумать, «готовы ли они войти в историю как те люди, которые своим решением уничтожили свободу слова в Украине». 

В Партии регионов настаивают, что это спор хозяйствующих субъектов и что политика тут ни при чем. «Эти каналы незаконно получили частоты по коррупционным схемам, и это доказано. Суд восстанавливает справедливость, какая тут цензура?»—спрашивает депутат Елена Бондаренко. В таком же духе высказывается и сам президент. Когда журналисты на Сорочинской ярмарке спросили его, не сворачивается ли в стране демократия, гарант ответил: «Я вам скажу: вот, если бы была цензура, могли ли бы вы задать такой вопрос?» И добавил, что нет человека, более, чем он, заинтересованного в том, чтобы на Украине «говорили и писали правду». Журналисты хотели спросить еще про повышение цен на газ, но спикер президента сказал, что время вопросов истекло. Президент пошел искать на ярмарке бочку для засаливания огурцов. 

Потом ему пришлось отвечать на неудобную корреспонденцию. На защиту украинской свободы слова поднялся Евросоюз, ОБСЕ и Госдеп. Международные правозащитные организации забросали администрацию президента гневными письмами. Обращение представителей венского Международного института прессы начиналось со слов: «Ваше превосходительство! Мы наблюдаем заметное ухудшение ситуации со свободой прессы в Украине с момента вашего прихода к власти». В ответном письме Янукович поспешил заверить австрийцев, что сам часто смотрит передачи тех каналов, у которых могут забрать частоты, и даже дает им интервью. 

Европейцы не поверили. В Киев с проверкой приехала делегация «Репортеров без границ». Свои рекомендации Януковичу она даст в этот понедельник, но уже сейчас известно, что рейтинг Украины в готовящемся к публикации годовом отчете о свободе слова понизится. Украинский МИД решил сыграть на опережение, заявив, что репортеры провели в Киеве слишком мало времени, чтобы прийти к объективным выводам. 

Известный украинский тележурналист и активист нового общественного движения «Стоп цензуре!» Мустафа Найем говорит, что, если власти не выполнят рекомендаций международных журналистских организаций, он будет призывать коллег к общенациональной забастовке. Сейчас активисты собирают информацию о давлении на журналистов. Примеров, по словам Найема, уже достаточно. В апреле бойцы спецподразделения «Беркут» напали на журналиста «Нового канала» и чуть не выдавили ему глаза. В мае сотрудники сразу нескольких телеканалов опубликовали открытое письмо, в котором говорилось об изменении редакционной политики в угоду властям. В июне охранники Януковича заломили руки и бросили на землю репортера канала СТБ. В начале августа в Харькове пропал главный редактор газеты «Новый стиль» Василий Климентьев. Он писал о коррупции в рядах чиновников и правоохранительных органов. 

Мы общались с Найемом в прошлый четверг, и он говорил, что о судьбе Климентьева ничего не известно. Журналист выразил сомнение, что следствие вообще ведется. «Создается атмосфера, в которой чувствуешь себя не очень комфортно, мягко говоря. Раньше этого не было»,—уверял он. По словам Найема, если бы во времена Ющенко исчез журналист, то поднялся бы шум, все только об этом бы и говорили. «Отношение власти к этому факту было бы совсем другим. Сейчас они делают вид, что нас просто нет»,—возмущался он. И оказался не совсем прав: в пятницу Янукович поручил генпрокурору и главе МВД «сделать все возможное и невозможное», чтобы найти Климентьева. Но Найем настаивает: дело не только в руководстве страны—с приходом новой власти многие владельцы СМИ и редакторы автоматически включили режим самоцензуры. 

ПЛОХАЯ КАРТИНА 
Его слова подтверждаются выводами мониторинга теленовостей, проведенного организацией «Интерньюс», порталом «Телекритика» и Институтом массовой информации. Оказалось, что практически все каналы угождают власти и избегают невыгодных ей тем и событий: так, например, они дают в эфир каждый чих Януковича, но игнорируют народные протесты по поводу роста коммунальных платежей. Эксперты также отметили, что мнение оппозиции подавалось «редко и не всеми каналами». 
Когда у Анны Герман, правой руки Януковича, спросили, почему из эфира пропала Юлия Тимошенко, та ответила: «Юлия Владимировна где-то пропала на все лето и не приходит на телеканалы, не показывается нигде. Насколько я знаю, она отдыхает за рубежом». Герман с сожалением отметила, что не может в приказном порядке сказать: «Юлия Владимировна, идите на канал, потому что у нас плохая картина с мониторингом». И выразила надежду, что оппозиция «все же вернется из отпусков и будет активнее». 

Вызвать коллег из отпусков на внеочередное заседание Рады ради спасения украинских СМИ пытался лидер партии «За Украину!» Вячеслав Кириленко. Его затея провалилась. Как и призыв к голодовке от лидера Европейской партии Николая Катеринчука. Его коллеги-депутаты из оппозиции заявили, что уж лучше попытаются внести эту тему на первое заседание парламента 7 сентября, и призвали граждан пикетировать его. 

Политолог Вадим Карасев надеется, что украинцы поддержат оппозицию и что российской модели сворачивания свобод удастся избежать. «Отняв часть свобод, российская власть дала населению более или менее стабильное существование,—говорит он.—А на Украине этого нет—другие времена. Бюджет пустой, дефицит большой. Нечем купить лояльность избирателей». Журналист Найем скорее рассчитывает на «дух свободы», которым, как он надеется, все еще «заражено общество». 

«А где был этот дух свободы, когда “оранжевые” давили на неугодные им СМИ? Почему никто за них не заступался?»—парирует депутат от Партии регионов Елена Бондаренко. Она сравнивает: когда в июне 2009 года шеф-редактор информационной программы «Репортер» («Новый канал») Владимир Павлюк пустил в эфир знаменитый ролик «Пропало все!» с Юлией Тимошенко (она готовилась к передаче, но не знала, что ее уже записывают), уволили его чуть ли не в тот же день. А когда в мае этого года почти все телеканалы страны показали сюжет, как на президента Януковича падает мемориальный венок, то никаких санкций не последовало. 

Вопреки сообщениям оппозиционных украинских СМИ у Владлена Сергиенко из Василькова к новым властям претензий нет. У него проблемы с мэром его городка, а тот беспартийный. В своих статьях Сергиенко критикует градоначальника за нежелание разбираться с местными ультранационалистами из организации «Патриоты Украины», которые оскверняют памятники Великой Отечественной войны. Он уверен, что это они его и побили, но заранее знает, что виновных не найдут. («Патриоты Украины» заявили Newsweek, что не причастны к этой истории.) Сергиенко не согласен, что до Януковича журналистам на Украине дышалось свободнее: «Проблемы были и при Кучме, и при Ющенко. Неугодных людей всегда старались ущемить».

Елена Черненко, Полина Еременко

Русский Newsweek
Поделиться
Комментировать