Жертвоприношение

В понедельник мусульмане отпраздновали Курбан-Байрам

Утром 8 декабря обычно тихую улицу напротив ярославской мечети было не узнать – народу собралось множество. Курбан-Байрам – праздник жертвоприношения – праздновали мусульмане Ярославля.

Ислам – религия интернациональная, и в мечети собрались люди самых разных национальностей, представители всех национальных диаспор области, даже гастарбайтеры из далекого Таджикистана, и те пришли. В последние годы мусульман в Ярославском крае заметно прибавилось, что, впрочем, связано не только с постсоветским «переселением народов», но и с четкой тенденцией обращения людей к вере. Чаще всего – к вере предков. Правда, как заметил по этому поводу ведущий праздничную службу Асадулла-хазрат, имам-хаттыб рыбинской общины, очень многие «считают себя мусульманами, не зная ни слова молитв, не посещая мечети. Как человек, повесивший себе на шею крестик, числит себя христианином, не переступая порога церкви».

К сожалению, это уже примета времени, и подвержены ей люди всех конфессий.

Но положение явно меняется – в толпе молящихся все больше молодые лица.

Мужчины преклоняли колена прямо во дворе, на расстеленных коврах – промозглая, сырая погода им не помеха. Женщины, как положено, молились отдельно, внутри мечети. Их было поменьше, и добрая половина – бабушки-татарки, самые давние прихожанки городской мечети. Они приходили сюда еще в те времена, когда возносить молитвы Господу было не то чтобы запрещено, но как-то не принято.

Но не стоит о грустном, вернемся... к нашим баранам. Да-да, ведь и сам Курбан-Байрам обязан своим происхождением этому полезному животному. А началось все, как и должно быть, с Книги книг, то бишь с Библии. Ее чтут люди всех трех великих мировых религий – и мусульмане, и иудеи, и христиане, а про то, что в ней написано, слышали даже атеисты.

Библейский пророк Авраам (Ибрахим – у мусульман) должен был принести в жертву по велению Бога собственного сына, и лишь в последний момент архангел Джебраил (Гавриил) удержал его занесенную для удара руку с ножом, а на жертвенном камне появился агнец (барашек).

И до сих пор праздник с тревожным названием Курбан напоминает людям, что Аллаху не угодны кровавые жертвы, не нужна плоть убитых животных, но нужны вера и послушание.

Интересно, что название праздника целиком тюркское, а вот традиционно приурочиваемое к другому главному исламскому празднику Ураза-Байраму паломничество в Мекку, то есть хадж, – чисто арабское. Все так перепуталось в исламе, да и в мире, если честно, тоже.

«Кстати, в этом году в хадж в Мекку отправилась от ярославской общины представительная делегация паломников, среди них – ярославский имам Рамазан-хаттыб, именно поэтому его на праздничном богослужении не было», – пояснил председатель религиозного объединения мусульман Ярославля Кюри Ахматович Халимов.

Не все наверняка знают, что отправиться в Мекку для современного мусульманина – большая удача и дело непростое. Саудовская Аравия выделяет для паломников квоту – не более 10% от общего количества мусульман в стране. В России 23 тысячи мусульман, и значительная часть квот отводится общинам Северного Кавказа. Словом, документы приходится подавать заранее.

В прежние времена хадж был сопряжен с реальной опасностью. Вокруг священной Каабы в дни паломничества собирается более 3,5 млн. верующих, а термометры зашкаливают за 40 градусов, пыль, духота и прочее . Не спасают даже кондиционеры, которые, говорят, есть в палатках некоторых паломников.

Только представить такую погоду – и тусклый ярославский денек покажется вполне приемлемым. Тем более что после праздничного богослужения наступает собственно Курбан – верующие мусульмане, те, которым позволяет их финансовое положение, естественно, едут приносить в жертву барашков. В этом году это символическое действо проводилось прямо на фермах, и жертвователи по желанию могли либо присутствовать, либо ожидать дома, когда им привезут мясо. По традиции добрый мусульманин должен оставить себе треть – накормить семью и позвать гостей, а две трети раздать семьям нуждающихся. Чтобы праздник действительно был всеобщим.

Ольга Белкина

Юность-Ярославль

Поделиться
Комментировать