Все мы родом из Древней Руси

Гость "СОЮЗа" - уральский журналист и режиссер Сергей Матюхин

Уральский журналист и режиссер Сергей Матюхин снял цикл фильмов о русской истории "Поле Куликово", который с успехом прошел на телеканале АТН-ВЕСТИ-24.

Фото: Татьяна Андреева / РГ

Работая над сериалом, создатели фильма побывали в тех местах России, Беларуси и Украины, где зарождалась Древняя Русь, формировалась и расцветала ее духовная и светская культура. И убедились в существовании единого исторического и культурного кода, который из глубины веков объединяет русских, белорусов и украинцев, связывает и делает их близкими, родными. Потому что "все мы родом из Древней Руси".

Сергей Львович, почему "Поле Куликово"?

Сергей Матюхин: Название родилось от поставленной сверхзадачи: поскольку Россия находится сегодня на переломном рубеже, когда ее пытаются поставить на колени, поэтому важно, как и в 1380-м на Куликовом поле, распрямиться и обрести новое национальное самосознание, по сути - воскреснуть духом.

Поле Куликово стало для меня метафорой национальной идеи, поскольку, похоже, пришла пора ударить в тот древнерусский колокол, взывающий опереться на фундаментальные наши основы. И драматичная перекличка с Куликовым полем в Одессе невольно подтвердила правильность интуитивного выбора. Кстати, последняя командировка съемочной группы случилась как раз на Украину.

Какой маршрут вы выбрали на Украине?

Сергей Матюхин: Из трех ее исторических частей я сознательно остановился на Малороссии, сердцем которой является Черниговщина.

Дело в том, что находящаяся южнее Черниговщины, то бишь за гоголевской вольнолюбивой Полтавщиной, Новороссия была всегда российской с тех пор, как была отвоевана у Крымского ханства и вплоть до большевистских административных реформ.

Поэтому благословенная Черниговщина - мое самое любимое место на Украине, населенное потомками северян, отважного славянского племени. Это наша земля, политая кровью суровых князей из ветви Ольговичей древа Рюрикова, в том числе - и самого знаменитого из них, легендарного князя Игоря, памятного нам по "Слову" о его полку!

А ведь "Слово о полку Игореве", которому посвящен целый музей в Новгороде-Северском, - было, по сути, первым русским "евангелием" по своей нравственной силе и влиянию на умы поколений! Тем паче что Черниговщина-то простиралась и на Брянщину, и на Курщину, и на Орловщину, а Рязанщина была под ее протекторатом вместе со своей пограничной жемчужиной - Коломной! Недаром рязанский боярин Евпатий Коловрат за подмогой от Батыя поскакал именно в Чернигов!

Западная Украина, бесспорно, имела прямое отношение к судьбе Древней Руси, но была так многократно "перелицована" ее активными соседями - как польско-литовскими, так и австро-венгерскими, - что там докопаться до корней под позднейшими наслоениями было проблематично. А Черниговщина, одно время звавшаяся Малороссией, - та общерусская колыбель, к которой и сегодня прикасаешься с трепетом. Там сами люди остаются "памятниками археологии", будучи генетическими носителями исторической памяти. В них это живо!

А живо ли это, на ваш взгляд, в белорусах?

Сергей Матюхин: Живо и в белорусах, к которым меня потянуло в 2012-м в связи с 200-летием войны с Наполеоном. По старой Смоленской дороге мы добрались до Витебска и Полоцка, не обойдя вниманием, впрочем, и Смоленск с Вязьмой, Дорогобужем и Рославлем и таким образом охватив владения древних кривичей, предков белорусов, простиравшиеся практически до Подмосковья.

Кстати, Псковщину тоже кривичи обустроили и основали торговую республику, конкурировавшую со знаменитой республикой Новгородской, созданной ильменскими словенами.

В общем, на многострадальной белорусской земле мы обнаружили следы не только Наполеона и Гитлера, но и той замечательной федерации славянских средневековых княжеств.

Кажется, и сегодня чувствуешь в белорусах то упорство и сдержанность в сочетании с гибкостью и дальновидностью, которые отличали жителей Великих княжеств Полоцкого или Смоленского (недаром Смоленск чуть не стал столицей Беларуси) и которые позволили белорусам выстоять не только в общеизвестной схватке с фашизмом, но и под религиозно-культурным прессом польско-литовских соседей.

Та же гибкость и непотопляемость отличала и псковских кривичей, которые умудрились и до сего дня сберечь свои древние храмы-мазанки, сохранив свою самобытность и мужество, которое так ярко запечатлелось в подвиге псковских десантников в 2000 году.

В Витебске и Полоцке нас тоже многое приятно удивило.

А на что вы обратили внимание в Витебске и Полоцке, что вас привлекло?

Сергей Матюхин: Не только ставшие банальностью чистота и порядок, но также доброжелательность и терпимость, создававшие вкупе какое-то забытое в России ощущение безопасности.

Особенно запомнилось гостеприимство и целомудренная гордость (без налета гордыни) белорусских монахинь из Полоцкого Спасо-Евфросиниевского и Свято-Духова Витебского монастырей. В последний нас провел наш гид, отец Александр, священник мемориального храма рядом с Островенским полем, где произошло первое в 1812 году "Бородино". Отец Александр даже исхитрился сагитировать местных досаафовцев полетать с нами над этим полем на вертолете для аэросъемки. Так он и стоит у меня перед глазами до сих пор, как апостол: у иллюминатора, в рясе с крестом и в наушниках.

И, кстати, в нем, как и в других белорусах, нам больше всего импонировало как раз это редкое сочетание собственного достоинства, такта и дружеского участия.

Уже вернувшись на Урал, чтобы озвучить не только свои мысли о потомках кривичей и половчан, которые повсюду предлагали нам помощь, как братьям-славянам, я пригласил в студию "Поля Куликова" на запись передач, посвященных Беларуси, советника республики в Екатеринбурге Дмитрия Викторовича Полянина, который своим характерным речевым акцентом и сдержанной манерой разговора придал дополнительное обаяние нашим программам.

Вы заметили какие-то местные региональные различия между нашими народами?

Сергей Матюхин: Иные славянские характеры мы наблюдали на Украине - не хуже и не лучше, просто другие - вследствие исторических обстоятельств, регионального и племенного колорита.

Жаль, что Киевская Русь не превозмогла своей многовековой кармы, своего рокового проклятия - средневековой безжалостной междоусобицы, которая восемь веков назад вынудила Мономаховичей перебраться на Ростово-Суздальскую Русь, в дальнейшем - родину преподобного Сергия Радонежского.

Вот и стоит в руинах в городке Остер под Киевом памятник этому бегству - так называемая Юрьева Божница, построенная еще Юрием Долгоруким, основателем Москвы, эмигрировавшим от Киева "на север", где позже появится Владимирский ярлык, символ новой власти.

Ну, а здесь останется Божница - полуразваленная апсида церкви с уникальными домонгольскими фресками. Жители помнят и охотно цитируют на своем мягком и певучем наречии, с его странной смиренной интонацией, историю главной здешней достопримечательности, но реставрировать реликвию принципиально отказываются: "Нехай Москва едет сюда и восстанавливает эту Юрьеву Божницу, которую князь построил да и бросил!" Я спокойно, как рассудительный белорус, слушаю и ловлю себя на мысли, что я нутром чую, что они все генетически несут в себе нрав нашей общей древнерусской родины, что, кстати, и помогло этим прирожденным землепроходцам расселиться по всей Сибири вплоть до Дальнего Востока.

К какому выводу вы пришли, проделав это огромное путешествие по историческим местам Древней Руси?

Сергей Матюхин: Положа руку на сердце мне все равно, где проходят современные, в общем-то, условные границы: я внутренне убежден, что Украина, наследница Киевской Руси, чей голос еще так явственно звучит в молитвах старцев Киево-Печерской лавры - это НАША земля! Или, если хотите, - это территория нашего сердца. Как, разумеется, и Беларусь. Мы нерасторжимы, как три богатыря на картине Васнецова.

Собственно, осознанию этого нехитрого факта и был посвящен трехлетний цикл телепрограмм под пафосным на первый взгляд названием "Поле Куликово". Ведь когда-то на этом поле, воспетом Блоком, мы победили потому, что мы побороли великое зло братоубийства в раздираемом страстями государстве, ведущем свою историю от Древней Киевской Руси.

Визитная карточка

Сергей Львович Матюхин родился в 1953 году в городе Свердловске (ныне Екатеринбург). Окончил в 1975 году филологический факультет Уральского государственного университета имени А.М. Горького. Работал редактором световой газеты "Новости Уралмаша" (1975-1977 гг.), был репортером Свердловской студии телевидения (1977-1978 гг.), и.о. корреспондента ЦТ (программа "Время") и Всесоюзного радио ("Маяк") по Тюменской области (1979-1980 гг.).

В 1981-1989 гг. - ведущий информационно-публицистических программ Свердловского телевидения. В 1990-1996 гг. - политобозреватель молодежной газеты "На смену!", за что был удостоен премии Свердловского союза журналистов "Золотое перо". В этот же период выпустил книгу "Кто есть кто. Средний Урал: политические портреты". В 2011-2014 гг. выпускал ежедневную программу "Поле Куликово" на телеканале АТН-ВЕСТИ-24, посвященную поиску русской национальной идеи.

Текст: Дарья Кезина

Росийская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе