Домик в деревне

Находясь в эмиграции, Федор Шаляпин мечтал вернуться в свой дом, построенный в Переяславском уезде Ярославской губернии

Леонид Собинов и Федор Волков давно стали «культурными брендами» Ярославля. К сожалению, в этом списке не нашлось места Федору Шаляпину, хотя жизнь легендарного певца тоже связана с нашим краем.

Тюрьма или театр?

Ярославские места Федор Шаляпин полюбил благодаря своему другу – знаменитому художнику Константину Коровину. Его имение Охотино в районе станции Итларь Переславского района в начале XX века было местом встречи ярких, талантливых людей того времени. Первый раз Шаляпин побывал здесь летом 1903 года. Кроме него у художника часто гостили живописец Валентин Серов, композитор Сергей Рахманинов, меценат Савва Мамонтов. Охотились, ловили рыбу, философствовали, иногда и ссорились. 


Однажды, вспоминал Коровин, в Охотино приехал Максим Горький. Пил чай и жаловался, что в природе нет справедливости: «Мне, в сущности, жалко птиц и коров тоже. Молоко у них отнимают, детей едят. А корова ведь сама мать. Человек – скотина порядочная. Если бы меньше было людей, было бы гораздо лучше жить…».

С присутствовавшим здесь же архитектором Мазыриным писатель разошелся по вопросу градостроительства. Мазырин уверял, что город нужно начинать строить с острога, чтобы было куда сажать рабочих, ворующих стройматериалы. Горький возражал: «Я бы прежде всего построил огромный театр для народа, где бы пел Федор. Театр на двадцать пять тысяч человек. Ведь церквей же настроено на десятки тысяч народу!». 

Оскорбленный архитектор собрал вещи и уехал.

Правила маскировки

В мемуарах Коровина упоминается и Ярославль. В 1904 году они с Шаляпиным были здесь проездом. Правда, впечатления от города оказались подпорчены. В ресторане Бутлера на Казанском (ныне – Первомайском) бульваре Шаляпин забраковал икру, да еще два молоденьких губернаторских чиновника испортили ему настроение. Они узнали знаменитого артиста, подсели к нему за столик, заказали шампанского, но в разговоре плохо отозвались о Максиме Горьком, и разъяренный певец ушел из ресторана.

«Мы шли, спускаясь к Волге, – писал об этой истории Коровин. – Шаляпин вел меня мимо бесконечных пристаней. Потом вдруг сказал: «Зайдем сюда». 

Мы подошли к рыбной лавке. Лавочник, по приказанию Шаляпина взял ножик, вытер о фартук и вытянул осетра изо льда. Осетр открывал рот. Лавочник бросил его на стол и полоснул ножом по животу. Показалась икра. Лавочник выгреб ее ложкой в миску, поставил миску и соль в бураке перед Шаляпиным. Шаляпин щепотью посолил икру в миске и сказал: «Ешь, вот это настоящая!».

На обратном пути в Ярославль на пароходе «Самолет» Шаляпин дурачился, притворялся купцом, скупающим дрова. Однако розыгрыш не удался.

«На пристани шел молебен. Пароход причалил. На берегу произошло какое-то движение. Все смотрели во все глаза на пароход. В толпе слышалось: «Шаляпин! Шаляпин! Где он?».

Но певец заперся в каюте и вышел только после второго свистка, для пущей конспирации надев шляпу Коровина. Не хотел, чтобы его узнавали.

Новоселье под душем

В 1905 году Шаляпин купил 100 десятин земли на Ратухинской пустоши неподалеку от Охотина. И построил свой собственный дом. Константин Коровин лично спроектировал для него целый терем с балконами и террасой. А Шаляпин вместе с Мазыриным придумали конюшни, коровники, сенной сарай, над рекой построили помост для рыбной ловли и огромную купальню. 

Когда праздновали новоселье, разразилась гроза, и с потолка дачи потекла вода. Мазырин, забывший проложить крышу толем, схватил чемодан и убежал на станцию от греха подальше. Раздосадованный певец бросил гостей, уехал в Москву и не возвращался в Ратухино больше года. Огромные собаки-водолазы, охранявшие дачу, за это время одичали, и теперь «в лес по грибы показаться нельзя было».

Потом все наладилось: в своем новом доме певец отдыхал, работал, принимал гостей. И даже, как имущий землевладелец, баллотировался от Ратухина в Госдуму 1912 года. Последний раз Федор Иванович побывал на даче в 1922 году, перед тем как навсегда уехать во Францию. В эмиграции он тосковал и, будучи уже больным, часто вспоминал о своей «русской деревеньке».

«Живи я сейчас в Ратухине, где я спал на вышке с открытыми окнами и где пахло сосной и лесом, я бы выздоровел. Я бы все бросил и жил бы там не выезжая. Да, это был рай», – цитировал слова своего друга Коровин. 

Сегодня на месте дома знаменитого артиста лишь остатки фундамента. В 60-е годы дача начала разрушаться, а в начале 80-х ее снесли. Дом Коровина стоит в запустении: музея там так и не появилось.

Анна КОУЗОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе