Драмы науки: да Винчи был шоуменом

Имя Леонардо да Винчи окружено ореолом таинственности, некоего абсолюта во всем и, безусловно, гениальности. Художника обвинили в содомии, после чего он был вынужден покинуть родную Флоренцию. Леонардо пришлось приложить немало усилий, с одной стороны, чтобы замести свои следы, с другой — создать из своей биографии легенду. И в этом он преуспел. Впрочем, не только он один.

Еще один деятель Ренессанса, знаменитый ювелир Бенвенуто Челлини, оставил после себя свое жизнеописание и лишь незначительная толика произведений искусства дошла до нас. Ювелирных изделий из его мастерской совсем не сохранилось. Однако, благодаря своей мастерски сделанной книге, которая была переведена на почти все европейские языки (достаточно сказать, что на немецкий язык жизнеописание Челлини перевел великий Иоганн Вольфганг фон Гете), Бенвенуто стал одним из самых известных мастеров своей эпохи. А что же Леонардо?

По свидетельству современного биографа Леонардо да Винчи французской исследовательницы Софи Шово (Sophie Chauveau), "самый знаменитый в мире художник оставил человечеству лишь с дюжину картин, к тому же незавершенных или измененных… Самый великий в истории человечества скульптор не оставил потомкам ни одного свидетельства своего гения… То же можно сказать и в отношении Леонардо как архитектора или военного инженера, похвалявшегося тем, что он сконструировал множество средств, с помощью которых можно выиграть любую войну или, как он говорил, "убить войну"…


Что же касается громадного ученого, самого удивительного изобретателя разнообразных машин, то его знаменитые записные книжки, в которых содержатся чертежи, были обнаружены уже после того, как реальные потребности эпохи заставили совершить, не прибегая к его услугам, все те открытия и изобретения, которые якобы принадлежат ему…"


Можно было бы назвать драмой ученого то, что его изобретения не были реализованы. Отчасти по причине отсутствия необходимых для конструирования машин материалов. Когда в июне 2000 года в одной из записных книжек Леонардо случайно обнаружили план пирамидального парашюта, то некий спонсор уговорил английского парашютиста Адриана Никласа испытать парашют, изготовленный в точном соответствии с планом великого флорентийца. Первые две тысячи метров парашютист преодолел за пять минут, что достаточно долго. Следовательно, аппарат работает, и им можно пользоваться, но…


Для спуска на землю пришлось все-таки воспользоваться современным парашютом. Несущая поверхность спускового аппарата Леонардо имела арматуру из сосны и весила почти сто килограммов, в сорок раз больше веса современного парашюта. В момент приземления модель Леонардо могла раздавить парашютиста.


Несмотря на, казалось бы, такое несчастье для изобретателя — не увидеть плод рук своих, мы не отнесем этот эпизод жизни да Винчи к его жизненной драме. Это отнюдь не помешало этому флорентийцу не просто войти в историю, но войти в числе первых гениев всего человечества. И теперь другие изобретатели пыхтят над творениями Леонардо, демонстрируя порой чудеса техники. Как, например, поступили японские инженеры, которые на основании всеохватывающего измерения черепа "Джоконды" сумели воссоздать настоящий голос модели, которая позировала художнику.


Что же осталось от наследия Леонардо да Винчи? "Двенадцать или тринадцать картин, отдельные из которых остались незавершенными или были повреждены, а также две фрески, не дошедшие до нас в своем первоначальном виде, — перечисляет Софи Шово. — Величайший на земле философ, как его аттестовал Франциск I, не оставил после себя ни единого трактата, не сумел завершить ни одного из своих трудов, которые он мечтал опубликовать. Всего было запланировано свыше сорока трактатов; он сам составил их перечень, но невозможно сказать, мог ли этот грандиозный план быть реализован в принципе".


Далее еще более грустная история. Снова дадим слово французской исследовательнице: "Музыкант, которого единодушно хвалили другие музыканты, импровизировал, к великой радости слушателей, но ни сам он, ни кто-либо другой не потрудились увековечить его музыку нотными знаками. Ни одно из его музыкальных произведений не дошло до нас. Произведений, в большой оригинальности которых не отказывал даже Жоскен де Пре, наиболее талантливый музыкант эпохи Ренессанса. И следа не осталось от необычных музыкальных инструментов, прославивших его при дворе герцога Миланского. До наших дней не дошел ни один из тех предметов, которые так расхваливали тогдашние хронисты".


Ни чуть не лучше обстоят дела у Леонардо-поэта, от творчества которого не сохранилось ни одного четверостишия и даже поэтического наброска. "Зато множество пророчеств, крайне грубых по своему содержанию, и непристойных или туманных по смыслу фацеций, а также пугающих, то поучительных, то назидательных загадок", — отмечает Софи Шово.


И вот такой невеселый вывод о том, что великий гений в истории человечества был всего-навсего массовиком-затейником, как его бы назвали в Советском Союзе, или шоуменом, как принято говорить нынче. Как, вы не верите?


Читаем об этом у Софи Шово: "Сегодня нам известно, что успехом, славой среди современников и если не богатством, то, по крайней мере, благосостоянием он был обязан главным образом своему уникальному таланту постановщика-режиссера, организатора праздников-феерий, составляющих лучшие моменты придворной жизни. Преимущественно он был великим творцом колоссальных однодневок, проявляя при этом невероятную интеллектуальную неустрашимость".


Но все-таки драма в неисполнении задуманного, случилась в жизни Леонардо. Во время нахождения при дворе герцога Лодовико Сфорца Леонардо, как и все художники, мечтал получить престижный заказ. Герцог Милана, за темный цвет кожи, глаз и волос прозванный "Мавром" — Моро, решил увековечить славу родоначальника династии Франческо Сфорца в виде конной статуи. Естественно, эта скульптура должна была превзойти все созданное итальянскими скульпторами до сих пор. Как бы в этом случае поступили бы в наши дни? Правильно, устроили бы тендер, а кто его выиграет — тот и получит вожделенный заказ.


Для Лодовико Моро такой тендерный отбор заключался в организации придворных празднеств. И Леонардо с честью справляся с заданием. В течение нескольких лет кряду тосканец (родной для Леонардо город Флоренция находится в итальянской области Тоскана) только и занимается тем, что устраивает великосветские праздники. Многие из этих зрелищ он сумел поднять до высот настоящего искусства и на всю катушку использовал свой талант выдающегося инженера.


Надо ли говорить, что благодаря этим празднествам Леонардо получил герцогский заказ на конную статую. Правда, тут сыграло свою роль и любовь Лодовико Моро, как и Леонардо, к лошадям. Флорентиец вообще очень любил все живые существа: он выкупал у птицеловов их товар и тут же на радость себе и детворе выпускал пернатых на волю. Кроме того, идея Леонардо поражала огромными размерами и позой лошади, поднятой на дыбы. Нам, видевшим символ Санкт-Петербурга, поднятого на дыбы "Медного всадника", такая поза не кажется уже чудом, а для человека кватроченто все выглядело иначе.


В распоряжение скульптора герцог Милана предоставил гигантское пространство Корте Веккьо, где разместилась мастерская да Винчи, в которой работали и жили его ученики, помощники и животные. Моро рассчитывал очень быстро получить желаемое, но проходили месяцы, а мастер даже не приступал к работе! Леонардо пребывал словно в ступоре, боясь, что не сможет осуществить свой грандиозный замысел.


Потеряв всякое терпение Лодовико, Моро отобрал у Леонардо свой заказ. И вдобавок обратился к правителю Флоренции Лоренцо Медичи прислать ему "настоящего" скульптора. Лоренцо дал великолепный ответ: "Когда имеешь Леонардо, имеешь лучшее, что есть во Флоренции". Свою роль сыграли поэты, в своих произведениях прославлявшие гений Леонардо. Миланский герцог разрешил исполнение заказа Леонардо да Винчи.


В 1494 году к бракосочетанию Бьянки Сфорца был изготовлен семиметровый гипсовый макет конной статуи. С пьедесталом статуя должна была достигать 15 метров в высоту и весить 70 тонн. Статую должны были отлить в один прием, что тоже было в новинку. Однако осуществить свою уже не только мечту, но и реальный план Леонардо помешали обстоятельства. Вначале не было средств, чтобы платить своим ремесленникам, и тогда Леонардо брался за сиюминутные заказы в ущерб основной работе. Но главное, не было денег на приобретение нужного количества меди для статуи. В самый решающий момент, когда Леонардо должен был приступить к отливке своего шедевра, герцог Лодовико Моро отстраняет его от работы. Окончательно и бесповоротно.


Госпожа История, которая не только любит голодных художников, но и кровавые конфликты, всенепременно должна была начать новую войну. Король Франции Карл VIII вторгся в Италию и Лодовико Сфорца, заключивший с ним мирный договор, отдает весь накопленный запас — 160 тысяч фунтов металла, предназначенного для отливки конного памятника. В отличие от позднейшего выражения "пушки вместо масла", вся бронза пошла на изготовление пушек и ядер вместо произведения искусства.

Леонардо да Винчи обучался в начальной народной школе, которую в Тоскане называли abaco, где преподавали элементарную грамоту и математику, предназначенную для нужд торговли. После окончания такой школы Леонардо отдали в ученики к Веррокьо, и он никогда не посещал школу более высокого уровня — scuola delle lettere, в которой преподавали латынь. Леонардо, в зрелом возрасте самостоятельно изучавший латынь, без которой тогда нельзя было считаться образованным человеком, сначала искренне называл себя uomo senza lettere - "неученым человеком", но потом совсем избавился от такого комплекса неполноценности, зная себе настоящую цену. Даже выдающиеся ученые люди той эпохи признавали его ровней себе, и особенно первый математик Лука Пачоли.


Игорь Буккер

Правда.Ру

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе