ДВАЖДЫ ЗАБЫТЫЙ ГЕРОЙ

В Москве на Красной площади высится памятник гражданину Минину и князю Пожарскому - спасителям Отечества в Смутное время. 400 лет назад они привели к победе народное ополчение, освободившее столицу от чужеземных захватчиков и их русских пособников. А вот усыпальницу Дмитрия Пожарского не помнящие родства Иваны один раз утратили, а потом и вовсе уничтожили. Благодарные потомки три года назад вернули из небытия захоронение национального героя.
НА ВОРОВСКУЮ ПРЕЛЕСТЬ

НЕ ПОКУСИЛСЯ

«Хочу же, братия, поведать вам, как в наши дни видели очи наши и уши наши слышали о разорении и запустении царствующего града Москвы от безбожных латинян, от польских и литовских людей и от своих злодеев, изменников и богоотступников», - воспроизведена скорбь современника тех событий в летописи о мятежах на беломраморных плитах мавзолея Дмитрия Пожарского в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.

Смуте предшествовали неурожай, глад и мор, случившиеся в царствование Бориса Годунова. А после его смерти в апреле 1605 года начались разброд и шатания. Всего-то полтора месяца правил после кончины отца юноша-царь Федор Борисович. Убили его бояре-заговорщики. Под звон колоколов встретила Москва беглого монаха Гришку Отрепьева, который занял трон под именем чудесным образом спасшегося в Угличе от рук убийц царевича Дмитрия Ивановича. Царицей венчали его любовницу-полячку Марину Мнишек.

В мае 1606 года Лжедмитрий I был убит, государем стал боярин Василий Иванович Шуйский. Его воцарение не принесло успокоения. В тот же год запылало крестьянское восстание Ивана Болотникова. С великой натугой подавили сей бунт. Еще не погасли сполохи народного возмущения, как явился Лжедмитрий II. Он больше известен как Тушинский вор, поскольку ставка его была в подмосковном Тушине. Оттуда растеклись по нашим землям отряды польских и литовских людей, казаков и «русских воров». Они грабили и разоряли города и села, церкви и монастыри. Многие города признали «царя Димитрия Ивановича». А те города, которые не признали и ворота не открыли, тушинцы пожгли и разорили.

Воеводы изменяли царю Василию Шуйскому, бояре плели против него козни. Рязанский воевода Прокопий Ляпунов уговаривал князя Дмитрия Пожарского свалить Шубника (так называли недоброжелатели Василия Шуйского) и выкликнуть царем его молодого родственника, успешного воеводу Михаила Скопина-Шуйского, который прогнал тушинцев от стен Москвы. Дмитрий Михайлович не поддался уговорам. После смерти Скопина-Шуйского в апреле 1610 года, а по слухам, прославленного полководца отравили по приказу Василия Шуйского, Пожарского подбивали отомстить царю. Пожарский снова остался верен присяге.

«Он многую службу и дородство показал, нужду терпел многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо безо всякой шатости», - отозвался о нем Василий Шуйский.

ПОДВИГ

ДМИТРИЯ ПОЖАРСКОГО

Летом 1610 года после свержения Василия Шуйского власть перешла к боярской думе. Там верховодили семеро московских бояр. Они били челом польскому королю Сигизмунду, дабы он благословил сына Владислава занять российский трон. Заминка вышла с переходом королевича в православие.

Присланный воеводой в Зарайск князь Дмитрий Пожарский не признал решения Семибоярщины. В январе 1611 года жители Зарайска склоняли воеводу присягнуть королевичу. Пожарский твердо им сказал, что он знает только одного царя, Василия Шуйского, и своей присяге не изменит. Его убежденность повлияла на умы горожан, и они остались верны прежнему царю.

В начале 1611 года рязанский воевода Прокопий Ляпунов повел Первое народное ополчение на Москву. Дмитрий Пожарский со своим отрядом шел в авангарде и первым ввязался в бой, поспешив на выручку москвичам, восставшим 19 марта против польских лиходеев. На Сретенке ополченцы под командованием Дмитрия Пожарского дружно ударили по полякам и отбросили их в Китай-город. Бояре-переметчики надоумили поляков поджечь во многих местах деревянный город. Вслед за всепожирающим огнем враги двинулись на восставших москвичей и ополченцев. Дольше всех держались ратники Дмитрия Пожарского на Сретенке. «Весь день с той стороны он не дал жечь город и, изнемогши от великих ран, пал на землю», - описан на мемориальной плите мавзолея подвиг Дмитрия Пожарского.

Соратники увезли раненого воеводу из горящей Москвы в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда, чуть он оправился от ран, - в село Нижний Ландех, которое c двадцатью деревнями, починками и пустошами пожаловал ему за верную службу царь Василий Шуйский из изъятой в годы опричнины вотчины отца и деда в Суздальском уезде. Но в Суздале стоял польский гарнизон, и, опасаясь, что враги проведают о князе, его увезли в село Юрино, родовое имение Пожарских в Жарской волости Нижегородского уезда.

ПОД КРАСНЫМ ЗНАМЕНЕМ

ЗА ВЛАСТЬ

«СОВЕТА ВСЕЯ ЗЕМЛИ»

На барельефе двери усыпальницы Дмитрия Пожарского изображены в полный рост воин в доспехах и мирный человек в кафтане, идущие рука об руку. Бронзовой вязью выведены слова: «Князь Дмитрий Михайлович Пожарский и гражданин Козьма Минин Сухорукий». Вместе они прошли во главе Второго ополчения под красным стягом с изображением Спаса весь путь от Нижнего Новгорода до Москвы. Вместе они вошли в историю как освободители Отечества.

На белокаменной плите на восточном фасаде мавзолея Дмитрия Пожарского описана история создания Второго народного ополчения осенью 1611 года: «Из всех городов только в Нижнем Новгороде надумали, как помочь Московскому государству. Нижегородец, имевший торговлю мясную, Козьма Минин, называемый Сухорукой, обратился к людям: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего: дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником». Нижегородцам же всем его слово любо было и послали бить челом к стольнику, воеводе Дмитрию Михайловичу Пожарскому».

К нему в село Юрино 28 октября 1611 года прибыла делегация во главе с наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Феодосием.

«Дмитрий Михайлович Пожарский умел находить общий язык с людьми всех сословий - от холопа до боярина», - пишет о нем современник, объясняя, почему нижегородцы имели единодушие относительно его кандидатуры. Пожарский же согласился стать военачальником при условии, что хозяйственными делами ополчения будет ведать Кузьма Минин.

Минин и Пожарский прекрасно дополняли друг друга. Их стараниями в феврале 1612 года был образован «Совет всея земли», ставший временным правительством России до избрания Земским собором нового царя. Народное ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля - начале марта 1612 года. Пошли не прямиком на Москву, а окольным путем - вдоль правого берега Волги через Балахну, Юрьевец, Кинешму, Плес, Кострому к Ярославлю. Такой путь вожди тогда еще малочисленного ополчения (около пяти тысяч ратников) избрали для того, чтобы очистить земли севернее Москвы от мелких польско-литовских отрядов и шаек разбойников. Суздаль лежал в стороне от движения ополчения. Но горько было Дмитрию Пожарскому сознавать, что в Суздале, где в Спасо-Евфимиевом монастыре были могилы его предков, засели враги. Он послал в город своего родственника, стольника князя Романа Петровича Пожарского, который выгнал поляков вон.

За четыре месяца стояния в Ярославле, ставшем в это время  фактически столицей Российского государства, в единый кулак собрали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский силы русских городов. Но они знали, что не в силе Бог, а в правде, поэтому в Ростове Минин и Пожарский сделали остановку и отправились за благословением к святому старцу Иринарху Затворнику в Борисоглебский монастырь. Им было ведомо, что сказанное старцем сбывалось верно.

В августе 1612 года ополченцы Минина и Пожарского разгромили в Москве войско гетмана Ходкевича, шедшее на выручку осажденному в Кремле и Китай-городе польскому гарнизону. 22 октября 1612 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, воины народного ополчения штурмом взяли укрепленный Китай-город. Этот день, 4 ноября по новому стилю, ныне является Днем народного единства

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Тринадцать лет назад, ремонтируя западную стену Спасо-Евфимиева монастыря, рабочие обнаружили шесть надгробных плит. Кое-где на камне сохранились слова. Прочитав их, реставраторы поняли, что перед ними плиты с утраченной почти два с половиной столетия назад родовой усыпальницы князей Пожарских - Хованских!

Впервые эта родовая усыпальница упоминается в «Новом летописце»: в лето 1612, когда ополчение шло из Ярославля на Москву, «князь Дмитрий Михайлович… пошел в Суздаль помолитца… и у родительских гробов проститца». Из описи Спасо-Евфимиева монастыря за 1660 год следует, что там, возле Спасо-Преображенского собора, находилась общая усыпальница князей Пожарских и Хованских. Она была двухъярусной: внизу находились захоронения, а вверху - монастырская ризница. Здесь и был погребен в апреле 1642 года Дмитрий Михайлович Пожарский. Царь Михаил Федорович Романов, чтя его великие заслуги, «провожал гроб сего незабвенного боярина и почтил оный слезами своими».

Прошли годы… В 1850 году в Суздаль приехали великие князья Николай и Михаил Николаевичи Романовы. Они пожелали посетить могилу князя Дмитрия Пожарского. Монахи Спасо-Евфимиева мужского монастыря лишь руками развели: «Не знаем, где он похоронен». И этим неприятно удивили августейших гостей. Шутка ли - утрачено место погребения полководца, которому Отчизна обязана освобождением, а правящая династия - царской короной. Император Николай I, узнав об этом, был возмущен забвением национального героя и распорядился отыскать гробницу Дмитрия Пожарского.

Вышло вот как…

В 1682 году со смертью Юрия Ивановича Пожарского, внука Дмитрия Михайловича, род князей Пожарских пресекся по мужской линии. Некому стало заботиться о могилах предков. Монастырское начальство тоже не проявило должной заботы об усыпальнице величайшего из людей России. Итог печальный: в 1765 или 1766 году усыпальницу «за ветхостью» сломали, а надгробные плиты употребили на церковные строения.

Во исполнение государевой воли летом 1851 года известный археолог граф Алексей Уваров по поручению министра внутренних дел провел раскопки на территории Спасо-Евфимиева монастыря рядом со Спасо-Преображенским собором, где по сохранившейся монастырской описи 1660 года находилась усыпальница Пожарских - Хованских. В указанном месте он обнаружил бутовые стены какой-то усыпальницы. В ней в три ряда стояли кирпичные склепы и каменные гробницы.

Одна белокаменная гробница отличалась от прочих. Она находилась внутри кирпичного «чехла», а сверху над ней возвышался сильно поврежденный свод. Над верхней плитой была разостлана береста, что свидетельствовало об особой заботе.

С позволения императора Николая I и Святейшего Синода была создана специальная комиссия. 23 февраля 1852 года члены комиссии провели тщательный осмотр гробницы. Выяснилось, что тело усопшего покрыто остатками богатого боярского одеяния: шелковым узорчатым саваном, на груди сохранились куски шелковой одежды с золотым узором, в средней части тела был заметен шелковый вышитый пояс, на левом бедре - шитая золотом кайма кафтана и левый кафтанный разрез, шитый золотым шнурком.

Комиссия сделала заключение: «Нет никакого повода сомневаться в том, чтобы данная гробница не заключала в себе праха князя Дмитрия Михайловича Пожарского».

19 мая 1852 года император Николай I объявил по всей империи добровольную подписку по сбору средств для сооружения на этом месте памятника, дабы он «был достойным на месте погребения великого человека». Сам он внес вклад как частное лицо.

В объявленном конкурсе победил проект профессора Академии художеств Алексея Горностаева. Он предложил построить мавзолей-часовню из белого мрамора, украшенный искусной резьбой, бронзовыми рельефами, мозаичной иконой Спасителя и надписью на фронтоне: «Боярину князю Дмитрию Михайловичу - благодарное потомство».

Часовня над усыпальницей Дмитрия Пожарского была торжественно открыта и освящена 2 июня 1885 года. Получился действительно достойный памятник национальному герою и первый своеобразный музей князя Пожарского в Суздале. Вплоть до Октябрьской революции мемориал был местом паломничества.

В 1933 году случилось страшное… Кого-то из коммунистических начальников покоробили слова «боярину князю» на фронтоне часовни Дмитрия Пожарского. Часовню разобрали до основания, а затем ее мраморные плиты использовали для строительства Дома Советов в Москве. Чудом уцелели рельефы с бронзовой двери и мозаичный образ Спасителя во славе. Место же захоронения национального героя было утрачено вторично  аж на 75 лет.

ВСЕ

ВОЗВРАЩАЕТСЯ

НА КРУГИ СВОЯ…

Стремясь восстановить историческую справедливость, региональная общественная организация «Русское афонское общество» предприняла усилия к тому, чтобы восстановить утраченную святыню.

Летом 2008 года были организованы археологические раскопки на территории Спасо-Евфимиева монастыря. Российские археологи пошли тем же путем, что и граф Уваров в 1851 году. Путь оказался верным. Вандалам советской эпохи можно отпустить половину грехов только за то, что они, уничтожив часовню Дмитрия Пожарского, не тронули его гробницу и гробницы его предков.

Над местом вновь обретенного погребения национального героя в 2008 году в день его рождения, 1 ноября, был установлен памятный крест. Рядом установлена единственная сохранившаяся до наших дней мраморная плита с уничтоженной часовни.

Далее были найдены все необходимые архивные материалы - чертежи, эскизы, фотографии, имеющие отношение к сооружению мемориала Дмитрия Пожарского. По ним в предельно сжатые сроки была восстановлена точная копия памятника-часовни работы Алексея Горностаева.

Воссозданный мавзолей с надписью на фронтоне «Боярину князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому - благодарное потомство» был открыт и освящен 4 ноября 2009 года, в День народного единства, в присутствии президента России Дмитрия Медведева.

На снимках: на барельефе двери изображены сподвижники - князь Дмитрий Пожарский и гражданин Кузьма Минин; памятный крест над родовой усыпальницей князей Пожарских.

Фото автора.
Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе