Из истории Фрунзенского района. Часть 2

Фрунзенский район – один из самых молодых в городе. В прошлом номере мы рассказывали об истории Коровников и Туговой горы. На этот раз речь пойдет об относительно молодых, но не менее интересных уголках Фрунзенского района.

Судьбоносная ветка
Еще в начале XX века, как, впрочем, и на заре советской власти, район нынешнего проспекта Фрунзе  в границы Ярославля не входил. Это была пригородная территория, освоение которой началось в конце XIX столетия – с развитием железнодорожной сети. В 1870 году была открыта Московско-Ярославская железная дорога, и вскоре за Которослью, в районе современного ЯЭРЗ, вырос комплекс мастерских, обеспечивавших ремонт локомотивов. Для доставки паровозов от главной магистрали к мастерским была протянута железнодорожная ветка. Со временем ее продлили до берега Волги, связав вокзал с грузовыми пристанями, а район этот так и стали называть – «ветка». 

История «ветки» началась
с открытием магистрали Москва–Ярославль.

Вдоль железнодорожной ветки, ставшей главной артерией рабочей окраины, строились небольшие заводики, лесопилки, склады.
Ниже пристаней появились нефтяные склады Товарищества братьев Нобель (впоследствии эта местность получила название Нефтебаза). «Под ошеломляющую музыку свистков пароходов и паровозов в развернутые пасти амбаров вливаются десятки миллионов пудов бакинской нефти», – восхищался ярославский журналист сто лет назад. Для удобства отгрузки здесь была построена даже каменная набережная длиной более 700 метров.

Как Дунай с Волгой встретились
Огромный товаропоток в течение всей навигации требовал тысяч рабочих рук. У пристаней частенько обитали бесприютные «босяки». Неподалеку располагалось сельцо Дядьково, где жили рабочие посолиднее. В 1901 году здесь появилась даже деревянная Ильинская церковь и Народный дом с бесплатной библиотекой и чайной, содержавшейся на средства Общества трезвости.

Русско-турецкая война оставила
свой след в названии реки Дунайки.

По народной версии, название села Дядьково произошло от слова «дядька» – то есть бригадир, старший в бригаде бурлаков. Тем не менее объяснение это скорее всего ошибочно. Еще в XVII веке на картах значился Дядьковский (Дятковский) ручей, впадающий в Волгу.
В конце XIX века эта речушка неожиданно сменила свое название. В то время вся страна была воодушевлена победой русского оружия на Балканах, и ручей окрестили в честь реки Дунай – Дунайкой.
В 1921 году Дядьково и его окрестности вошли в состав Ярославля. В советские годы его стали называть поселком судостроителей.

«Видно в небе сокола»
Накануне Великой Отечественной неподалеку от Дядькова расположился аэродром. Отважных пилотов в песнях и стихах сталинской эпохи нередко называли «соколами». Такое название получил и ярославский поселок военных летчиков, появившийся при аэродроме в 1950-х годах. Романтичное имя Сокол сохраняется и за современным жилым массивом. Здесь по сей день существуют улицы Пилотов,  Авиационная, Парашютный и Реактивный проезды.

Поселок Сокол назван в честь
отважных советских летчиков.

Наследие волжской Атлантиды
А вот поселку при железнодорожных мастерских, возникшему на «ветке»
в начале XX века, на официальные названия упрямо не везло. В 1920-е он носил имя товарища Рыкова, вскоре репрессированного, затем – имя сталинского любимца Кагановича, смещенного в годы хрущевской оттепели. В народе, зная непостоянство сильных мира сего, поселок стали звать попросту Суздалкой – в честь старинной дороги на Суздаль, существовавшей со времен средневековья.
Поначалу Суздалка застраивалась одноэтажными бараками, а в 1930-е годы здесь появились и крестьянские избы.
Дело в том, что ярославская окраина стала приютом для переселенцев из Мологи и сел Мологского уезда, ушедших под воду с возникновением Рыбинского водохранилища.

Забытая усадьба
Современная Суздалка – район многоэтажек. Однако и здесь можно обнаружить настоящие древности. Неподалеку от конечной остановки 13-го маршрута автобуса, на улице Пригородной, каким-то чудом сохранилась старинная усадьба Коковцевых  – уникальный памятник архитектуры XVIII века. Род Коковцевых известен не только в Ярославле. Один из его представителей, граф Владимир Николаевич Коковцев, в 1910-х годах был председателем Совета Министров и одновременно министром финансов России. В Ярославле Коковцевым принадлежало сельцо Новоселки, где была возведена роскошная усадьба с живописным парком.

На Суздалке скрывается
памятник XVIII века!

Пролетая над Липовой горой
Фрунзенский район – кладезь звучных названий, и Липовая гора одно из них. По народной легенде, здесь когда-то жил дед по имени Лип, в честь которого и назвали гору. Однако есть и другое объяснение: в конце XIX века на этом холме располагался липовый парк, а со временем возникла и деревня под названием Липовая гора. В 1915 году «Особым совещанием по обороне государства» решено было срочно построить завод по производству аэропланов. Место для будущего предприятия было выбрано как раз неподалеку от Липовой горы.
Любопытно, что первые заводские корпуса были построены в виде букв П, Г и Щ. Дело в том, что первый владелец завода  Петр Григорьевич Щетинин стремился таким образом увековечить свое имя.

Засекреченный завод
Однако планам честолюбивого промышленника не суждено было сбыться. Достроили завод уже при советской власти, в 1918 году. В годы гражданской войны и всеобщей разрухи заводскую территорию решено было сдать в аренду известной фирме «Вестингауз», производившей тормоза для железнодорожного транспорта. Впоследствии Ярославский тормозной завод был передан в ведение государства, изготовляя, в частности, тормоза для первых составов Московского метрополитена.

В мастерской тормозного завода. 1930-е годы.

Деревня Липовая гора вскоре превратилась в рабочий поселок, а с 1933 года он вошел в состав Ярославля. Однако сам завод
с 1952 года круто изменил свой профиль. Превратившись в засекреченное предприятие, радиозавод не имел даже адреса. Но сегодня он уже не скрывает ни имени, ни своих секретов. Кстати, одним из самых перспективных направлений его работы является участие в оснащении спутниковых систем «ГЛОНАСС».

Родной город
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе