Как родился водопровод

Плановые отключения воды всегда тревожат ярославцев. Непорядки с канализацией вообще повергают в тихий ужас. А ведь чуть больше века назад этих благ цивилизации вовсе не было.


Прогресс без воды
В конце ХIХ века Ярославль стал крупным промышленным центром. Крупчатая мельница Крохоняткина, табачные фабрики Дунаева и Вахрамеева, колокольные заводы Оловянишникова и Чарышникова, свинцово-белильные заводы Вахрамеевых и Сорокиных – эти предприятия ярославских промышленников гремели по всей России. В Ярославле насчитывалось 66 промышленных предприятий, оборот их был огромен – почти два миллиона рублей. Появились первые паровые машины. На нашу землю пришли филиалы крупных банков. В 1860 году Ярославль соединили с Рыбинском и Москвой телеграфом. Не стало преград для обмена информацией. Вопросы, которые раньше решались неделями и годами, теперь легко умещались в формат телетайпной ленты.
И тем более удивительным было то, что в этом прогрессе не нашлось места элементарному удобству – водопроводу. Люди по старинке брали воду из колодцев и рек.
Впрочем, ярославцы не были в этом оригинальны. Вплоть до начала шестидесятых годов ни в одном городе Российской империи не было приспособления, которым с успехом пользовались в Древнем Риме.

Царь указал, Дума подумала

Дело с мертвой точки сдвинул Александр II. В 1860 году он издал указ «Об улучшении пожарного дела в городах России».

«Не представляется ли, по местным обстоятельствам некоторых городов, необходимым и возможным устроить в них водопроводы с пожарными кранами…» – эту скорее робкую просьбу, нежели предприсание, министр внутренних дел разослал российским губернаторам.

Ярославское губернское управление изложило эти слова городской Думе проще и жестче: «О содержании предписания… дать знать всем городским думам здешне
й губернии, с тем чтобы каждая из них это предписание предложила местному городскому обществу и, обсудив в общем присутствии с членами Думы все обстоятельства… составила о том приговор и представила немедленно в губернское правление». Проще говоря, «думайте быстрее».
Однако Дума на то и Дума, чтобы делать все не спеша, обстоятельно. Только два года спустя, в 1862 году, городское собрание ответило на предписание. Довольно странным образом. «Граждане и домовладельцы г. Ярославля слушали предложенное господином городским головой и потомственным почетным гражданином Павлом Ивановичем Лопатиным полученное им предписание… об устройстве в Ярославле водопроводов, – говорилось в письме городского собрания. – Вполне осознавая пользу от устройства их, члены собрания, обращаясь к расходам, какие необходимы будут на этот предмет, и к средствам, какие имеет в настоящее время город, не имея ни городских, ни общественных сумм, которые бы можно было употребить на устройство водопроводов, постановили: просить городского голову Лопатина довести о том до сведения г-на начальника губернии».
Денег, мол, на строительство водопровода нет. Обычное для России дело: выделите средства, а мы ужо построим.

Провести, но подешевле
Но денег на это благое для города дело не выделяли целых 10 лет. Только в 1873 году группа заинтересованных в строительстве водопровода предпринимателей предложила вывести подземные воды, текшие из-под земли близ сел Крест и Лучинское, в Ярославль. От города предприниматели требовали лишь гарантии, что суточный объем воды не будет превышать 50 тысяч ведер.
Этот проект вроде бы всех устроил, однако дело так ничем и не закончилось.
Прошло без малого пятнадцать лет после постановления императора о строительстве водопровода, прежде чем ярославцы стали всерьез задумываться, что необходимо что-то менять в этой жизни.
Вспомнили о том, что был вариант провести водопроводные трубы с самой высокой точки города, села Лучинского, вниз – к Ярославлю. Вариант удобный в том смысле, что не нужно трудиться над насосами. Вода естественным способом будет проникать из-под земли на поверхность и течь по трубам к городу.
Этот вопрос был практически решен, когда подоспели расчеты инженера Константина Мельникова, которому было поручено заниматься проектированием водопровода. Мельников рапортовал, что «естественный» водопровод от Лучинского к Ярославлю просто так не построить. Все дело в том, что грунтовые воды села располагаются слишком глубоко под землей и находятся буквально на уровне города.
Вывод Мельникова крайне удручил спонсоров – без применения паровых машин водопровода в Ярославле не построить. Это было слишком дорого, поэтому купечество, согласившееся финансировать новую постройку, предпочло рассмотреть другие решения.
Самым интересным проектом была признана разработка водозабора из Волги. Кстати, Мельников предлагал подобное решение, но его отклонили. Затраты на это строительство составили бы почти 500 тысяч рублей.
При более пристальном взгляде эта идея не показалась безнадежной. Воплотить ее поручили петербургскому инженеру Александру Рылееву
Он успел составить продольные профили вдоль улиц по направлению водопроводных труб, планы их расположения, приступил к расчету водопроводной сети и заказал проекты водоподъемного здания, водонапорной башни и других архитектурных построек. Однако в марте 1876 года Рылеев умер, и составление проекта ярославского водопровода принял на себя его помощник – инженер Орест Вяземский.

Построили через 22 года
Только в ноябре 1876 года проект водопровода был одобрен городской Думой, но с одной оговоркой – пересмотреть бюджет. Слишком дорогим показалось «удовольствие». Пока искали деньги, началась русско-турецкая война. Строительство водной артерии города было отложено уже в который раз.
Вновь вопрос о водопроводе был поднят только в 1879 году. Был проведен конкурс. Победил проект инженера Карла Дилля, прусского подданного, автора и строителя киевского, курского и гродненского водопроводов.
Предложение Дилля заинтересовало городскую Думу, однако случилось убийство народовольцами императора Александра. Ситуация в стране явно не располагала к субсидированию малых городов. Вопрос о водопроводе в Ярославле вновь был снят с повестки дня.
Лишь 11 мая 1882 года, почти через 25 лет после постановления Александра II, строительство ярославского водопровода наконец началось. Проект делал все тот же Карл Дилль. Работы по строительству магистрали велись ускоренными темпами. Поторапливали домовладельцы. Дело в том, что дома с водопроводом ценились совершенно по-другому, чем без него.
Некоторые особенно нетерпеливые выделяли деньги на то, чтобы тянуть от магистрали к своим домам трубы. Но с тем условием, чтобы эти расходы потом им были постепенно возмещены – была бы уменьшена плата за воду.
К началу 1883 года работы по устройству водопровода в основном были завершены. В документах ярославской городской управы сохранился акт водопроводной комиссии от 22 января 1883 года, в котором, в частности, значится: «Комиссия… осмотрела водонапорные и водоприемные здания и произвела испытание паровой машины, насосов, устроенных на площадях водоемов и нескольких пожарных кранов… и нашла, что здания устроены вполне удовлетворительно, как и действие всех принадлежностей водопровода тоже оказалось удовлетворительным.
Комиссия постановила: открытие водопровода для общего пользования назначить на 30 января сего года. Газета «Ярославские губернские ведомости» отвела этому знаменательному событию целую страницу.
«Во вновь устроенном на берегу Волги в местности, носящей название Таборов… в час пополудни было совершено молебствование при большом стечении публики… В 4 часа в зале городской Думы дан был городским головой И. А. Вахрамеевым обед…Тостов предлагалось много… и за губернатора, и за представителей судебной власти, и за военных, и за строительство водопровода…»
То, о чем так давно мечтали ярославцы, свершилось.
Через несколько лет водопровод стал обыденностью. Привыкнув к нему, ярославцы начали задумываться и о другом удобстве – канализации.


Продолжение следует.

Родной город
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе