Когда я на почте служил ямщиком…

Ярославцы вполне могут претендовать на проведение такого праздника, как День ямщика. 8 июня 1693 года указом Петра I «Об учреждении почты от Москвы до Архангельска» была открыта первая в России регулярная почтовая линия, проходившая через наши города: Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль и Данилов». Уже в начале июля по почтовой линии была отправлена первая корреспонденция.

Именно по этой дороге, соединявшей столицу с единственным портом страны, осуществлялась торговля с Англией и Голландией, перевозились государевы депеши и «грамотки» иноземных людей. Профессия ямщика стала в Ярославле сразу же очень популярной. О лихих ярославских ямщиках ходили легенды. По одной из версий, даже знаменитая русская тройка была придумана именно ярославцами, и это похоже на правду, потому что гоголевскую «птицу-­тройку Русь» снарядил и собрал не кто иной, как «ярославский расторопный мужик».

А сегодня преемниками ямщиков можно считать работников почты и курьеров, которые с 1994 года отмечают профессиональный праздник во второе воскресенье июля.

Как на Ярославской земле появились ямы

Возникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к X веку. Уже тогда существовал «повоз» – особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. Однако грунтовых дорог было мало, а путь по существующим был труден и рискован. Как говорит русская поговорка, «не было бы счастья, да несчастье помогло»: созданию русской дорожной службы поспособствовало монголо­татарское владычество. Стремясь облегчить сбор дани и передвижение торговых караванов на завоеванных землях, ордынские власти установили вдоль главных дорог почтовые станции, где можно было сменить лошадей. На Руси такие станции стали звать «ямами» – от тюркского «дзям», то есть дорога. Для работы на них набирали ямщиков (от слова «ямчи» – проводник).

После свержения ордынского ига русские князья взяли татарский опыт на вооружение, сохранив ямские станции на русских дорогах. Расстояние между станциями составляло от 40 до 100 верст, а в среднем около 60 километров, если говорить в современном измерении (в одной версте чуть больше километра). Ровно столько составлял дневной прогон лошади. Путешествующие по Золотому кольцу России могут заметить, что и сегодня древние русские города располагаются именно на таком расстоянии.

В ямщики шли «охочие» люди, и охотников находилось немало. От государства ямщик получал освобождение от налогов, землю под постройку дома и жалованье – 3 рубля в год (лошадь стоила 50 копеек). Однако и профессия эта была не из легких. В ямщики набирали людей крепких здоровьем, смелых и выносливых. Кроме перевозки путников, доставки депеш и клади в их обязанности входило также содержание и лечение по меньшей мере трех лошадей. За доставку почты ямщик отвечал головой: за каждый час опоздания он получал удар кнутом, зато за досрочное прибытие ему могли поднести чарку водки. Строго было наказано почтовых людей подбирать честных и трезвых, чтобы они могли «день и ночь письма везти бережно, в мешках за пазухой, чтобы от дождя не замочить и дорогою пьянством не утратить».

Зачем ямщик Гаврила к императрице ездил

Один из городов Ярославской области носит имя легендарного ямщика Гаврилы.

По старинной легенде, в 40 верстах от Ярославля существовала некогда ямская станция, где делами заправлял удалой ямщикбогатырь по имени Гаврила. Родился он слабеньким, однако мать по совету знахарки стала одевать мальчика в льняную рубашку, и с тех пор обнаружилась у Гаврилы недюжинная сила. Лихо управляясь с ямщицкой тройкой, он побывал во многих уголках России, попадал во множество переделок и всегда выходил победителем. Легенда рассказывает, будто бы бывал наш ямщик даже при императорском дворе. Екатерина II решила удивить австрийского императора Иосифа скоростью, с которой ездили почтовые тройки. Она велела доставить к ней самого лучшего ямщика. Позвали, конечно же, Гаврилу. Строго взглянув на бородатого детину, императрица спросила: «Довезешь высокого гостя в Москву за тридцать шесть часов?» (В то время расстояние между двумя столицами покрывали за двоетрое суток.) «Его, матушка, довезу. Только не уверен, что довезу его душу»,  – отвечал ямщик. Поездка не состоялась: ямщик оказался благоразумней Екатерины!

Быль это или выдумка, судить не нам. Однако на месте Гаврилиной почтовой станции стоит теперь город Гаврилов­Ям, где создан уникальный музей ямщика, там гостей попрежнему встречает легендарный и ничуть не постаревший Гаврила.

«Обжорка» возле Углицких ворот

В крупных городах ямщики селились отдельными слободами. Cуществовала Ямская слобода и в Ярославле. Уже в XVII веке здесь проживали 185 ямщиков. Даже местная церковь была посвящена святым Флору и Лавру – небесным покровителям лошадей. По сей день о «ямском стане» в Ярославле напоминает Ямская улица и целых 4 Ямских проезда. А вот от ярославской почтовой конторы – одной из первых не только в городе, но и в России – сохранилось лишь воспоминание. Стояла она близ церкви Дмитрия Солунского. Неподалеку, у стен Спасского монастыря, находился въезд в город со стороны Москвы и Углича. Неудивительно, что вся площадь перед монастырем (ныне Богоявленская) была наводнена харчевнями и постоялыми дворами. Возле древней Угличской башни, служившей городскими воротами, располагался «обжорный ряд», или, попросту говоря, «обжорка», где путники могли недорого перекусить и отведать дешевой водки, именовавшейся в Ярославле «сивухой».

В ярославском трактире

При Петре I вдоль почтовых трактов появились многочисленные трактиры, выполнявшие функции придорожных гостиниц и помещений «общепита». Здесь путешественники могли откушать, а то и остановиться на ночлег, а ямщики согревались после долгих перегонов. В Ярославле, стоявшем на пересечении важнейших торговых путей, подобные заведения были очень популярны. В XIX веке здесь на 51 тысячу жителей приходилось 57 трактиров. В трактирах нередко гуляли подвыпившие купчики, однако в целом обстановка была довольно чинной, чему немало содействовал авторитет трактирщика. В этом ремесле нашим ловким, смекалистым землякам не было равных. «Трудно найти в России трактир, – писал К.Д. Ушинский, – где бы изза прилавка не выглядывала веселая физиономия ярославца». Попадались среди ярославских «рестораторов» и вовсе незаурядные личности. К примеру, потомственный трактирщик Егор Трехлетов коллекционировал старинные рукописи, имел лучшую в городе частную библиотеку и являлся членомкорреспондентом Русского археологического общества.

Провинциальный трактир не предлагал гостю кулинарных изысков, зато порции здесь отличались щедростью, цены – доступностью, а ассортимент – постоянством. «У нас в России, – замечал А.П. Чехов, – в какой трактир ни зайди, непременно найдешь соленую белугу с хреном». Обязательным в трактире считалось наличие водки и стандартной закуски – «казенки»: кусок ветчины да соленый огурец. Начинали обед, как ни парадоксально, с чая. На стол выносили два чайника: маленький – с крепкой заваркой и большой – с кипятком. Подавалась эта пара с четырьмя кусками сахара и стоила всего 5 копеек. Кипяток по мере употребления доливался без ограничений, пока не заканчивалась заварка.

Отдавая дань традициям «быстрой езды», ярославцы и сегодня приглашают прокатиться с ветерком на лихих тройках. Ярославль стал первым городом России, организовавшим свой конно­каретный двор. Парные упряжки, четверики, тройки практически круглый год катают всех желающих по паркам и набережным, обслуживают торжества и свадьбы. В 1997 году ярославская мэрия стала одним из инициаторов возрождения соревнований русских троек, и c тех пор один из этапов чемпионата неизменно проводится в Ярославле, а ярославские тройки не раз становились чемпионами России.

Кстати, одним из объектов тысячелетия является возведение конноспортивного комплекса на улице Мостецкой в Заволжском районе, который даст новый импульс развитию конного спорта. Уже завершена деятельность по насыпке грунта, устройству фундаментов на естественном основании, комплекс работ по монтажу ферм, плит покрытия.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе