Легенды и были Первомайского

Первомайский бульвар... Сегодня нам и не представить город без этого бульвара. А ведь когда-то давным-давно здесь совсем ничего не было.

То есть было совсем не так, можно сказать, и города-то не было. Здесь проходили оборонительные сооружения - земляной вал, за которым возвышались крепостные стены древнего Ярославля. За валом - Стрелецкая слобода, где проживала ратная сила, а позже - высланные из столицы Петром I опальные стрельцы. А уж когда приснопамятный Алексей Павлович Мельгунов, наместник ярославский, а также следующие за ним губернаторы начали согласно регулярному плану, который, напомним, принят был в 1778 году, обустраивать город наш, оборонительные сооружения были снесены за ненадобностью. Стрелецкая слобода превратилась в улицу Стрелецкую, теперь она носит имя известного профессора, «учителя учителей русских» Константина Ушинского.

В начале улицы, сбоку от театра, располагался ресторан «Старый Пассаж». Это каменное здание эпохи классицизма было построено в конце XVIII века как жилой дом. Потом фасады переделали, появился четырехколонный портик, лепные украшения. В 1877 году здание перешло во владение купца Волкова и было оборудовано под ресторан. Не только зрелищ балаганных требовала широкая русская душа, хлеба насущного, но и закуси из осетринки. Затем на улице Стрелецкой появился целый ряд характерных домов, таких, как усадьба Вахромеева, дом Шипулиных-Сорокиных и так далее.

В 1820 году на месте вала, что шел от Волги до Театральной площади, был разбит бульвар, который вначале назывался по имени улицы - Стрелецким, но позднее за ним закрепилось другое название - Казанский, от имени монастыря, находившегося по другую сторону вала.

Казанский собор обустраивался с середины XVII по вторую половину XIX века. Были построены каменная Казанская церковь, каменная колокольня, церкви Покрова Богородицы и Сретенья Господня, монастырские стены и большой пятиглавый Казанский собор. Поистине велик был этот храм с пятиярусным иконостасом! Со всех волостей Ярославской земли шел народ поклониться Богородице-заступнице. Монастырь был упразднен в 1918 году, насельницы отправлены в Толгский монастырь, а еще позднее была взорвана каменная колокольня, прихожане осиротели без пастыря - архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел был арестован и сослан в Нарымский край.

В 1920-е годы здание Казанского собора служило складом икон и церковной утвари, а потом было передано Госархиву и так пребывало поруганным вплоть до 1998 года, когда вновь вернулось Православной церкви, чтобы обрести былое величие. Мощи святителя Агафангела, найденные в склепе под храмом святого Леонтия, хранятся ныне в возрожденном монастыре.

Но вернемся на Казанский бульвар. Интересно, что посадкой деревьев на нем активно занималась полицейская команда. По данным начальника отдела реконструкции исторической застройки управления архитектуры Ольги Островской, вдоль бульвара сделали деревянную ограду и окрасили ее. По планам города 1834 - 1846 годов, на территории бульвара обозначена липовая аллея, цветники, лужайки с кустами шиповника и сирени. Именно тогда сложилось это красивейшее, любимое место прогулок горожан.

А раз есть место для променада дам и кавалеров, значит, решили городские власти, нужно его наполнить еще большим содержанием, местом выкачивания из карманов горожан денег. В 1850 году на бульваре был открыт зимний цирк, в 1870 - 1980-е работал бродячий цирк, на время гастролей которого возводились специально деревянные павильоны. Вообще в летнее время было модно устраивать деревянные сооружения - беседки для отдыха, для продажи прохладительных напитков, эстрадные подмостки для выступления музыкантов, летний ресторан. В 1902 году часть бульвара от набережной до Семеновской (Красной) площади в честь 25-й годовщины со дня смерти Николая Алексеевича Некрасова стала называться Некрасовским бульваром.

По данным Государственного архива Ярославской области, в начале ХХ века сад при Казанском бульваре был сдан в аренду германскому подданному Августу Бутлеру. Август Карлович за свой счет приглашал два раза в неделю оркестр, который служил «для удовлетворения не только лиц, гуляющих в саду, но и для публики, находящейся на бульваре». Позднее, в 1901 году, Август Карлович устроил на бульваре ресторан, а потом и летний синематограф. Он представлял собой открытую эстраду, на которой укреплялось полотно, перед ним - сидячие места под деревянным навесом, будку для механика. Цена билетов в синематограф была от 20 до 40 копеек. Интересно, что самыми дорогими были задние места, так как они были самыми безопасными в пожарном отношении. Летний синематограф регулярно горел, а затем отстраивался в прежнем виде. А коль находился он почти что под открытым небом - не считая легкого навеса, некультурная публика чадила сигарами, пахитосами и папиросами, а то и просто махрой, не полагая сие занятие моветоном. Ведь синематограф наводняли отнюдь не господа из высшего света, а мастеровые, рабочие, небогатые служащие, студенты и гимназисты.

По сей причине и появляться на бульваре приличным молоденьким барышням в одиночестве, без сопровождения старших в поздний час было не только неприлично, но и небезопасно. Синематограф работал с 12 часов дня, после службы в храме, и до 11 вечера.

Синематографом в начале 1900-х Ярославль буквально заболел. Именно на Казанском бульваре был организован первый электротеатр, имевший вид типичного киношного балагана. А в июне 1908 года на бульваре на деньги крестьянина Московской губернии Ивана Бобринова было выстроено постоянное здание театра с достаточным количеством входов и выходов, со стенами из теса, обитыми асбестовым картоном, и крышей, покрытой толем. Со стороны сада имелась каменная пристройка, снизу которой был выход, а сверху - аппаратная будка для синематографа. Так родился электрический синематограф «Рекорд». Понятно, что живым картинкам, которые показывали восторженной публике, еще было далеко до настоящего звукового кино. Но народ валил на эти зрелища валом. Синематограф покорил и богатые слои ярославцев, многие знатные вельможи и купцы заводили аппараты для синематографа у себя дома. А один из ярославских купцов Григорий Либкен настолько увлекся организацией синематографических точек, что сам начал снимать кино.

В 1918 году Казанский бульвар был переименован в Первомайский - в честь первой массовой демонстрации учащейся молодежи, устроенной 1 мая 1905 года и разогнанной казаками. Вот под этим именем мы и знаем это дорогое каждому ярославцу место.

Положа руку на сердце, надо отметить, что городские власти постоянно заботились о состоянии бульвара, ежегодно проводя работы по благоустройству его. Даже в годы войны эти работы не прекращались, а в 1944-м были особо масштабные восстановительные работы. Бульвар был обнесен кованой оградой, на нем появились металлические столбы с электрическими фонарями, обновились газоны и цветники, были высажены новые деревья. А еще позднее, уже после войны, на бульваре была оборудована детская площадка со скульптурными фигурами. Особенно радовались ярославцы электрическому освещению. Ведь до этого, несмотря на многие затеи с синематографом и театрами, ресторанами и павильонами, бульвар был все-таки сомнительным местом, особенно по вечерам.

Таким сомнительным местом бульвар долго считался - скорее всего, по традиции. И больше в народе ходило выдумок, чем было на самом деле. То расскажут, что одиноким девушкам даже приближаться к бульвару нельзя - мол, насильники там за каждым кустом. А то наплетут, что неправильные девицы прохаживаются по бульвару в непотребном виде: вроде бы в плаще-болонье, а под плащом - нет ничего. Это они якобы парней так залавливали. Только, если честно, ничего такого и в помине не было. По бульвару молодежь гуляла толпами. И что бы не гулять, если о бок бульвара два парка с танцплощадками: в Первомайском переулке и тот, что теперь называется парком Дружбы, выбирай - не хочу.

Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе